Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое, на первый взгляд, определение сущности оценки стоимости раскрывает, тем не менее, основные (сущностные) черты данного процесса. Давайте разберем каждую из них.
На рис. 3 изображены участники компании, которых еще называют «стейкхолдерами», они принимают участие в создании активов и потому являются владельцами прав требований к компании.
Если очень кратко охарактеризовать традиционный, господствовавший до недавнего времени взгляд на компанию, то главный тезис звучал, примерно, следующим образом: компания создается собственниками для увеличения своего богатства посредством наращивания своего капитала, и для этой цели должна производить необходимый для рынка (потребителей) продукт или услугу. Из этого следует, что у компании существует два главных бизнес-процесса: процесс создания продукта (услуги) для потребителя и процесс увеличения капитала собственников. При этом, прирост богатства собственников измеряется ежегодной чистой прибылью, а прирост их капитала – ее реинвестируемой частью. Такая модель функционирования компании неизбежно порождает противоречия интересов между различными участниками компании. Нацеленность на максимизацию текущей прибыли для собственников может противоречить стремлению работников компании получать достойную оплату своего труда, государства - взимать причитающийся налог, кредиторов – получать стабильный долгосрочный доход на свой капитал с приемлемым уровнем риска, наконец, потребителей - получать ценный продукт по приемлемой для них цене. Такая модель все меньше соответствует глобальным процессам развития общества и бизнеса. В противовес традиционному представлению о компании возникли две концепции: удовлетворения ожиданий «стейкхолдеров» (Freeman,1984) и роста ценности для акционеров, которые, почему-то стали рассматриваться как противостоящие друг другу, в прессе стали возникать дискуссии между представителями этих концепций. Концепция удовлетворения ожиданий стейкхолдеров (Cooper, 2000), при всех своих положительных качествах, сама по себе, представляется нежизнеспособной, потому
что не обладает главным - она не дает четкого критерия для принятия решений менеджментом компании, поэтому остается набором благих пожеланий. В то же время, если рассматривать ее с позиций ценностно-стоимостного подхода как органическую часть концепции роста ценности для акционеров, то она позволяет обогатить последнюю,
и в таком качестве имеет практическую значимость. Современные тенденции развития бизнеса, примеры все большого количества компаний показывают постепенное созревание нового понимания предназначения компании. Компания создается собственниками при участии других участников компании, без заинтересованного участия которых, компания не может быть создаваться и успешно развиваться. В процессе своего функционирования компания создает ценность для всех ее участников, и именно процесс создания ценности для всех заинтересованных сторон позволяет компании развиваться, повышать свою устойчивость, и таким образом, реализовывать свою главную целевую функцию – наращивания ценности для акционеров.
Таким образом, условием жизнеспособности, устойчивого развития компании и реализации цели компании, является поддержание баланса ожиданий, то есть обеспечение постоянного превышения ценности участия в компании для каждого участника над альтернативной стоимостью. Инвестирование средств и усилий большого количества компаний в создание и развитие брэндов - это стремление повысить ценность не только продукта, но и ценность самой компании в глазах всех актуальных и потенциальных участников компании. Развитие компании это процесс двойственный. Компания, как некая система, обладающая своей структурой, и свойством самоорганизации, стремится к повышению своей устойчивости, поэтому отбирает из внешней среды те ресурсы (участников), которые представляют большую ценность, чем их альтернативная стоимость для компании. Как отмечают Р. Брейли и С. Майерс, «компании всегда ищут активы, которые представляют для них большую ценность, чем для других». Но при этом, не мене важным является способность компании иметь доступ к ценным ресурсам, быть для них притягательной. Процесс развития компании это постоянный процесс взаимодействия, согласования и разрешения противоречий в ожиданиях и требованиях участников компании и самой компании как самоорганизующейся структуры. Особая роль менеджмента в том - чтобы обеспечивать это взаимодействие. Отличие ценностно-стоимостного подхода к управлению компанией от подхода на основе «финансовой модели компании», о котором пишет И.В. Ивашковская как новейшем направлении развития VBM, состоит в том что «ключ к финансовой модели компании – использование экономической прибыли для обоснования решений». При этом, экономическая прибыль признается добавленной ценностью за год, а согласно
ценностно-стоимостного подхода - ценность создается в точке принятия решений, и критерием принятия решения может быть только сравнение ценности с альтернативной
ценностью, а экономическая прибыль может выступать только как один из важных факторов анализа. С позиций ценностно-стоимостного подхода задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать рост благосостояния акционеров, посредством реализации экономической выгоды от владения собственностью – превышение ценности владения над альтернативной стоимостью, которое в свою очередь, обеспечивается экономической выгодой участия в компании (превышением ценности над стоимостью) для остальных стейкхолдеров. В то же время, менеджмент не должен допускать слишком большого ценностно-стоимостного разрыва для участников, не являющихся собственниками компании. Если для участника, например, работников компании этот разрыв большой, то это может означать, что они сами обладают маленькой альтернативной стоимостью. Для открытых публичных компаний рост ценности в глазах потенциальных
покупателей и превышение над стоимостью покупки акций – мотив покупать акции компании. В то же время, задача менеджмента состоит и в том, чтобы не допускать большого разрыва между ценностью компании в глазах инвестора и стоимостью его покупки, иначе компания становится «лакомым кусочком» для недружественного поглощения. Поэтому менеджмент должен так работать с фондовым рынком, чтобы рост ценности компании адекватно отражался в росте ее стоимости на рынке, то есть, в росте ее капитализации. Примечательно, что такой ценностно-стоимостной подход применим для оценки и принятия решений и на менее «цивилизованном» рынке, например, российском рынке враждебных захватов. Задача менеджмента защищающейся компании, в данном случае, состоит в том, чтобы не допускать разрыва между ценностью компании для рейдера и стоимостью ее захвата. При этом, в стоимость захвата входят все издержки рейдера: денежные, не денежные и даже внеэкономические (административный ресурс).