Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа
Среда предпринимательства включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы. Ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов
Введение
1. Внешняя и финансовая среда организаций в современных условиях
1.1 Взаимодействие организации с внешней средой
1.2 Финансовая среда предпринимательства
2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений
2.1 Сущность предпринимательских рисков и методы их оценки
2.2 Инвестиционные риски в предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Внешняя и финансовая среда организаций в современных условиях
1.1 Взаимодействие организации с внешней средой
1.2 Финансовая среда предпринимательства
2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений
2.1 Сущность предпринимательских рисков и методы их оценки
2.2 Инвестиционные риски в предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Среда предпринимательства включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы. Ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду. Основная среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов. Финансовая микросреда предпринимательства оказывает прямое и потому более повседневное по сравнению с макросредой воздействие на бизнес-субъекты.
В условиях рыночной экономики риск — ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы рассмотреть влияние финансовой среды предпринимательства и сущность предпринимательских рисков.
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней управленческих вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, инвестиционного менеджмента, маркетинга и инвестиций.
1. Внешняя и финансовая среда организаций в современных условиях
1.1 Взаимодействие организации с внешней средой
Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения. Так, например, на производственном предприятии всегда возникает ряд вопросов, относящихся к внешней среде: каковы источники сырья, материалов, энергии? Имеются ли соответствующие специалисты? У кого приобрести машины, механизмы, инструменты? И так далее. Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом [9, с. 126].
Среда внешнего воздействия – совокупность двух самостоятельных подсистем – макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы) (рисунок 1).
Факторы косвенного воздействияПолитические и правовые Экономические Социальные Технологические и технические ЭкологическиеИнвестиционные рискиОбщиеВнешнеэкономические рискиВнутриэкономические рискиСоциально- политические рискиЭкологические рискиРиски связанные с мерами государственного регулированияКонъюнктурные рискиИнфляционные рискиПрочие риски | СпецифическиеРиски инвестиционного профиляРиск несбалансированностиРиск излишней концентрацииКапитальный рискСелективный риск | ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯФакторы прямого воздействияПоставщики Покупатели Конкуренты ПрофсоюзыРиски объектов инвестированияСтрановый рискОтраслевой рискРегиональный рискВременной рискРиск ликвидностиКредитный рискОперационный риск | Рисунок 1 - Внешняя среда организации
Среда прямого воздействия включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий спрос на рынке; конкурентов с их стремлением завоевать потребителя при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать. Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической конъюктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой. [11. c. 56 - 67] Учет воздействия внешней среды требует от менеджеров знания, как быстро могут проявлять себя факторы внутренней и внешней среды, ведь в современных условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия факторов внешнего окружения неодинакова для различных организаций. Особенно остро влияет на деятельность предприятия неопределенность ситуации. Так, например, события в сфере финансов государства могут разворачиваться настолько быстро и непредсказуемо, что организация оказывается в крайне затруднительном положении, граничащем с невосполнимым ущербом их для ее работы. Здесь необходима точная и достоверная информация о готовящихся или назревающих изменениях внешних условий. [6. c. 27 - 42] Исследование признаков организации, ее внутренних переменных и взаимосвязи с внешним окружением показывает, что предприятия после их возникновения живут по определенным законам и закономерностям. Ряд из них носит объективный характер и обеспечивает жизнедеятельность всех без исключения организаций. Воздействия внешнего мира удобно классифицировать по шести аспектам внешней среды (включая и природную среду, представленную такими явлениями, как погода). 1. Политическая и правовая среда. Все организации вынуждены существовать в той конкретной политической и правовой системе, в которой они функционируют. В стране политика может быть национальной или местной, причем и та, и другая оказывает значительное влияние на благосостояние организации. Если бы находящаяся у власти политическая партия никогда не меняла свою политику и не менялась сама, тогда жизнь была бы простой и легкой. Но так уж повелось, по крайней мере, в России, что политика партий частенько меняется; подчас ту или иную фирму так лихорадит от поворотов в политике правящей партии, что руководство фирмы не знает, какую позицию занять. Некоторые партии готовы тратить деньги, другие - нет. Некоторые выступают за свободу торговли и призывают компании создавать свои филиалы в разных странах, а также экспортировать и импортировать товары и услуги. Другие не приветствуют такую деятельность. Для любой организации, действующей за границей, хуже всего работать в стране с политической нестабильностью, так как в таких условиях никогда не знаешь, хорошо ли к тебе будет относиться следующая группировка, которая придет к власти. Политическая среда важна не только в области торговли и бизнеса, но и в других аспектах. Всем организациям приходится жить в активной и изменяющейся политической среде и осознавать; что их возможные действия могут стать объектом определенных политических действий. Некоторыми организациями владеют и управляют политические группы. Все признают, что успех или неудачи в деятельности таких организаций зависят от того, насколько успешно они выполняют политические решения и предвидят изменения в политике. В этом смысле все высокопоставленные чиновники центрального и местного аппаратов власти должны быть талантливыми менеджерами. 2. Экономическая среда. Вероятно, нет такой организации, на которую не воздействовала бы экономическая среда. Опять же, состояние экономики постоянно меняется, и добивается успеха та организация, которая быстрее определяет тенденции к росту или спаду и быстрее принимает и воплощает соответствующие решения, а также организация, имеющая достаточную гибкость для того, чтобы приспособиться к новой экономической ситуации. Мы можем наблюдать быстрейшую реакцию на изменение экономических условий в день объявления государственного бюджета, когда министр финансов заявляет, что налоги на бензин и алкогольную продукцию будут значительно повышены. Мгновенно у автозаправочных станций и винно-водочных магазинов выстраиваются очереди и начинается крайне оживленная торговля. Некоторые люди реагируют слишком медленно и прибывают к тому моменту, когда запасы магазинов и АЗС кончаются, но другие уже заранее закупили себе бензин и алкогольные напитки в большом количестве, так как чувствовали, что будет повышение налогов. Экономическая среда имеет много аспектов, и вот основные из тех аспектов, что воздействуют на деятельность организаций: Процветание рынка. Если мы под словом «рынок» в широком смысле будем понимать всех возможных заказчиков и клиентов, пользующихся товарными и услугами организации, тогда будет ясно, что заказчики и клиенты очень стеснённо себя чувствуют и экономят каждую копейку, когда дело у них идет неважно. Например, объём продаж пивного бара достоверно отражает общее состояние рынка. Это относятся практически ко всем организациям, продающим товары и услуги, но некоторые особенно чувствительны к подъёмам и спадам экономики. Особенно подвержены влиянию со стороны макроэкономической ситуации автомобилестроители и другие фирмы автомобильного бизнеса, ведь объём продаж новых машин резко падает в трудные времена, а проблема автомобильных дилеров (оптовых торговцев) состоит в том, что они закупают машины у производителя исходя из своих планов продажи, если клиенты не придут в автомобильные салоны и не купят машину, дилер останется с кучей новых машин, нехваткой средств в банке и проблемой выплаты зарплаты сотрудникам в следующем месяце. [13. c. 87 - 99] Инфляция известна всем как увеличение цены товаров и услуг. Во время инфляции все организации обнаруживают, что должны платить за потребляемые ими товары и услуги все больше и больше. Повышается стоимость сырья, растут размеры жалований, цены за электричество, бензин и т.д. в течение определённого времени организации могут преодолеть, эти трудности путём увеличения цен на свою продукцию, в целях компенсации, например местная администрация, предоставляющая обычные виды услуг: освещение улиц, сбор мусора, школьное образование и т.д., обнаруживает, что себестоимость этих услуг возросла на 10% и стала составлять 550 тыс. руб. против прежних расходов – 500 тыс. руб. Единственным способом компенсации дополнительных 50 тыс. руб. для администрации становится заставить потребителей платить больше, либо сократить объём услуг. Соответственно, компании стараются заставить своих заказчиков платить больше. Но люди имеют привычку сопротивляться и стараются платить как можно меньше, когда увеличение цены на товары вызывают сильное падение спроса на них. Некоторые фирмы пытаются предвидеть повышение цен на потребляемые ими товары, чтобы закупить их в большом количестве. Самое трудное – угадать, какие виды товаров подорожают и когда. Курсы обмена валют. Организации, производящие закупку в зарубежных стран, продающие что–либо за границу или базирующие в нескольких странах, постоянно следят за курсами обмена валют, так как они могут потерять массу денег, если будут держать много «мягкой» валюты в период падения курса. Кроме того, закупка товара из-за границы в неблагоприятный момент значительно урезает прибыль, а продажа за границу в неблагоприятный момент дает меньше дохода. Процентные ставки. Ставки процентов – это плата за пользование ссудой и вознаграждение за ее предоставление. В наше время найдётся мало организаций, обходящихся без того, чтобы хотя бы время от времени не занимать у кого-нибудь деньги. Заём денег даёт определённые преимущества (но и влечет за собой риск), но самое важное – занять деньги вовремя. Например, одна компания хотела занять полмиллиона рублей для основания нового завода современным оборудованием. Деньги были предложены под 10% годовых, но фирма не успела вовремя принять предложение, а к тому времени, когда она собралась брать ссуду, самые низкие из предложенных процессов были уже на уровне 11,5% годовых. Промедление стоило фирме 7500 руб. в год в виде дополнительных выплат. 3. Техническая среда. Высок ли спрос в наше время на газовые лампы, логометрические линейки или отжимные катки для белья? Ясно, что газ больше не используют для освещения, калькуляторы заменили логометрические линейки, а центрифуги в стиральных машинах вытеснили из употребления отжимные катки, это примеры товаров, ныне бесполезных ввиду появления более современных устройств для выполнения той же работы (или же в некоторых случаях новинки техники делают выполнение работы ненужным вообще). Изменения в технической среде за последние тридцать лет огромны, особенно в таких областях, как химическая и фармацевтическая промышленность и электроника. При этом не важно, убыстряется ли НТР или нет. Важно то, что действительно на лицо масса технических новинок, изменяющих нашу жизнь, и организации должны принять во внимание возможность технического процесса по трем направлениям [9, с. 128]. Во-первых, есть опасность того, что конкуренты могут за счет использования новейших технологий внедриться на ваш рынок сбыта и начать отвоевывать его у вас. Еще хуже опасность появления совершенно нового вида товаров, производимых конкурентом из другой области бизнеса. Например, новые модели электромобилей разрабатывают и автомобилестроители, и производители аккумуляторов. Во-вторых, организации должны знать все достижения технического прогресса в областях, касающихся их продукции, с целью их возможного внедрения у себя. В-третьих, все организации пользуются оборудованием, даже если это просто обычное офисное оборудование - пишущие машинки, фотокопировальные аппараты, телефоны и т.п. Всё используемое организациями оборудование быстро устаревает в моральном отношении по сравнению с новейшими образцами. Как-то раз один управляющий директор британского филиала международной корпорации по тяжелому машиностроению сказал, что самая трудная часть его работы заключалась не в переговорах с профсоюзами, не в спорах относительно зарплаты и не в контроле за качеством продукции, а в принятии решений, нужно ли закупать новейшее усовершенствованное оборудование (например, телефонный коммутатор последней модели сверхсовременный компьютер или основанные на применении силиконовых микросхем машины, имитирующие движения человека). [7. c. 36 - 51] 4. Конкуренция. Возможно, наиболее известный элемент среды, в которой функционируют коммерческие компании, это конкуренции. «Изучай противника» - эта старая военная премудрость относится и к сфере бизнеса, потому что конкурирующие фирмы стремятся вытеснить друг друга с рынка, и считают своей победой достижение такой цели. Даже внутри организации может быть конкуренция. Зачастую для коммерческой фирмы первой задачей является определить, кто ее конкурент. Например, в последние годы активно проводилась рекламная кампания по продвижению чая под лозунгом «Чай - лучший напиток дня». Очевидным конкурентом чая является кофе, его часто сопоставляют с чаем, но если мы начнем перечислять все виды напитков, то список будет практически бесконечным - вплоть по упоминания воды. Работа менеджеров по маркетингу состоит в изучении рынка сбыта товаров, причем установить нужно не просто теоретически конкурирующие с ней товары, а (что важнее) реально конкурирующие товары. Реальным конкурентом считается товар, который может или заменить ваш или проиграть соревнование. Если чай рассматривать как напиток, освежающий вас утром, тогда его очевидными конкурентами будут кофе, молоко и фруктовый сок. Джин и бренди в данном контексте не являются реальными конкурентами. Каждый товар как бы стремится отнять клиентов у другого, и если какой-нибудь товар не сумеет занять свою конкретную нишу на рынке, имея свою собственную клиентуру, тогда рано или поздно он исчезнет. Такого рода рассуждение применимо ко всем коммерческим фирмам, то есть к фирмам, производящим не только товары, но и услуги. Магазины, гостиницы, автотранспортные фирмы, рекламные агентства и другие компании должны решать проблемы конкуренции. Поэтому коммерческие фирмы тратят массу времени и сил на выяснение ситуации с конкурентами, они проводят исследования рынка, его разведку и анализ бизнеса. Нетрудно установить какие-либо данные о своих нынешних конкурентах и их товарах, гораздо сложнее навести справки о своих будущих конкурентах, например, о тех, которые составят вам конкуренцию в следующем году - скажем, о фирме, которая пока не функционирует на вашем рынке, но рассматривает его как возможное новое поле деятельности. В течение последних двадцати пяти - тридцати лет японские фирмы осуществили массовый прорыв на мировые рынки, и во многих случаях их продукция была неожиданностью: наиболее известными примерами здесь являются мотоциклы, часы и автомобили. Недавно промышленность по производству газонокосилок продемонстрировала, что можно предвидеть такого рода события, и предприняла заранее предупредительные меры, чтобы не пустить нового конкурента на рынок [9, с. 129]. 5. Социальная среда. Социальная среда организации может меняться так же, как и другие виды внешней среды. Зачастую эти изменения не так очевидны, как, например, технические нововведения, поэтому их труднее определить заранее, до того времени, когда они заявят о себе. Явным социальным изменением является постепенное, продолжавшееся неуклонно год за годом снижение числа посетителей кинотеатров. Другим примером является курение табака - оно стало менее приемлемым в социальном плане и постепенно теряет свою популярность. Фактически против табачной продукции настроена значительная часть общества, и это привело к определенным политическим акциям, например, к запрету рекламы сигарет на телевидении. Очень часто такое преобладающее общественное мнение, представляющее меняющиеся общественные ценности, невозможно преодолеть после того, как она набрало силу. Если организация вовремя не уловит социальную тенденцию или попытается с ней бороться, рано или поздно она проиграет. Табачные компании осознали тенденции общественного мнения и заранее разработали программы вложения капитала в другие отрасли, производящие более приемлемые для общественного сознания товары. Например, фирма «Империал Тобакко Компани» сделала крупные капиталовложения в пищевую промышленность еще до того, как ее купил Хансон. Примерами выигрывающих от сокращения рабочей недели организаций являются отрасли бизнеса, связанные с досугом, т.е. фирмы и клубы, обслуживающие людей не полный рабочий день - это может быть всё что угодно от спортивных организаций до лотереи, казино и дискотек. С другой стороны, организации, у которых трудовые затраты являются значительной частью общих затрат, скорее всего, решат, что сокращение рабочей недели (при том же уровне зарплат) означает повышение цен на продукцию. Так что выбранные вами примеры проигрывающих организаций, очевидно, относятся к фирмам с высокими трудозатратами или к государственным учреждениям. Результатом сокращения в них рабочей недели станет повышение цен и налогов для обычных людей. [6. c. 34 - 45] 6. Природная окружающая среда. Одним из важнейших факторов природной окружающей среды является погода, как мы уже видели. Она явно имеет огромное значение для сельского хозяйства, строительства и крикета, а также для производителей мороженого и прохладительных напитков. Эти производители давно заметили, что с повышением температуры воздуха объем сбыта их продукции увеличивается, а с понижением температуры уменьшается. Вы когда-нибудь слышали, как говорят бизнесмены: «Мы не добились ожидаемых результатов из-за неблагоприятной зимней (весенней, летней) погоды»? Это самое типичное, понятное и убедительное оправдание плохой работы. На самом деле оно означает. «Мы не приняли во внимание, что погода может нам помешать». Такие фирмы должны постоянно следить за обстановкой, чтобы предвидеть подобные события. Еще одним фактором природной среды является население и его структура - не вообще, а конкретно в районе функционирования организации. Попросту говоря, если ожидается увеличение числа молодых – строй школы, а если будет значительно больше стариков - строй больницы.
1.2 Финансовая среда предпринимательства
Среда предпринимательства включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы. Поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду. Основная среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов. Финансовая микросреда предпринимательства оказывает прямое и потому более повседневное по сравнению с макросредой воздействие на бизнес-субъекты. Существует два подхода к определению понятия «финансовая микросреда предпринимательства»: 1) первый подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции маркетолога; 2) второй подход основывается на изучении финансовой микросреды предпринимательства с позиции финансового менеджера. С точки зрения маркетинга, можно выделить финансовую микросреду предпринимательства, характеризующуюся субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию — поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории, и макросреду, которая представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом [5, с. 188]. Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности. Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий. По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными. Благотворные аудитории — это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры). Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов). Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ними, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.). По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государственных учреждений, гражданские группы действий, местные группы, широкую публику, внутренние группы [5, с. 189]. Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости и у них формируется благоприятный образ предприятия. Контактные аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образа предприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности. При отношении к контактным аудиториям государственных учреждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведений в рекламе и т.д. К контактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту. Местными контактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском [5, с. 191]. Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти. Широкая публика обычно не выступает по отношению к предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства. Микросреда с позиции финансов предприятия и менеджмента включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Каждый из указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [5, с. 195]. Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка оборудования, осуществление исследований и разработок, эффективную работу с клиентами и заказчиками. Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему. Риск связан с участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету. Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Управление персоналом. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма, обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношений между работниками и т.п. Структура организации, которая включает организационное устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию, это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения [5, с. 197]. Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная культура может способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.
2. Предпринимательские риски в условиях рыночных отношений
2.1 Сущность предпринимательских рисков и методы их оценки
В условиях рыночной экономики риск — ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности. Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов. Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска. Каждый предприниматель должен оценивать величину того или иного риска в своей хозяйственной деятельности. Количественная мера предпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнем потерь, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности [9, с. 254]. В абсолютном выражении риск может быть определен величиной возможных потерь в материально-вещевом или стоимостном измерении. В относительном выражении он определяется как величина возможных потерь, отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расход ресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства. Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но, наряду с общими, есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности. Все предпринимательские риски можно разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности, обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать. Риск страховой — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. К рискам, которые целесообразно страховать, относятся: - вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий; - вероятные потери в результате автомобильных аварий; - вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке; - вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы; - вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам; - вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками; - вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы; - вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы [9, с. 256]. Однако существует группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компании, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь, например, за дочерние банки отвечает материнский банк. Факт наличия нестрахуемых предпринимательских рисков означает, что безрисковая предпринимательская деятельность в принципе невозможна. С точки зрения текущего управления, предпринимательские риски удобнее делить на риски внешние и внутренние. Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя. В общем виде система методов оценки предпринимательских рисков делится на две группы [9]: 1) качественные методы оценки предпринимательских рисков — с их помощью осуществляется выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения; 2) количественные методы оценки предпринимательских рисков — их применение базируется на основе данных, полученных при качественной оценке, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принимаемого решения. Наиболее существенным инструментарием количественного анализа признается анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей. Далее, для сравнения абсолютных, относительных, либо средних величин используется горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Развитием горизонтального является трендовый анализ — сравнение позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов). Сравнительный метод также предполагает сравнение показателей изучаемого субъекта с показателями конкурирующих предприятий, отрасли, региона и т.п. Вертикальный (структурный) анализ определяет структуру финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В этом смысле незаменимым является метод группировки, предполагающий некоторую классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Более же мощными средствами, определяющими меру влияния определенных факторов на результативные показатели, являются индексный метод, метод цепных подстановок и другие. Все вышеперечисленные методы объединяются в группу традиционно-логических. В настоящее время широкое распространение получили математические методы, являющиеся важным рычагом совершенствования финансового анализа. Кроме того, существует альтернативная укрупненная классификация методик анализа финансового состояния предприятия, предполагающая их отнесение к одной из четырех следующих групп: - трансформационные методики направлены на преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегирование статей, трансформация в зарубежные формы). - качественные методики оценки финансового состояния подразделяются на вышеописанные методики вертикального, горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса; а также формализованные анкетные схемы, предполагающие балльную оценку ответов на некоторый набор вопросов. - коэффициентный анализ является наиболее распространенным инструментом в аналитической практике оценки финансового состояния фирмы. - интегральные методики оценки финансового состояния предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции. Главнейшим источником информации для проведения анализа финансовой устойчивости и ликвидности предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Применительно к российской хозяйственной практике основные формы бухгалтерской отчетности, используемые в целях финансового анализа, включают: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»; ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала»; ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств»; ф. № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»; аудиторское заключение (если организация по законодательству подлежит аудиту) [9, с. 258]. Данные методики позволяют оценить прежде всего финансовую составляющую предпринимательских рисков и часто используются на практике, однако они неполноценны и должны применяться только для анализа текущих рисков предприятия (например, при принятии банком решения о размерах и условиях текущего овердрафта). Именно поэтому в международной практике проектного менеджмента и создания новых предприятий при оценке рисков используется комплекс более широких методов. К наиболее распространенным из них следует отнести: - метод корректировки нормы дисконта; - метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности); - анализ чувствительности критериев эффективности (чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и др.); - метод сценариев; - анализ вероятностных распределений потоков платежей; - деревья решений; - метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др. Метод корректировки нормы дисконта. Достоинства этого метода — в простоте расчетов, которые могут быть выполнены с использованием даже обыкновенного калькулятора, а также в понятности и доступности. Вместе с тем метод имеет существенные недостатки. Метод корректировки нормы дисконта осуществляет приведение будущих потоков платежей к настоящему моменту времени (т.е. обыкновенное дисконтирование по более высокой норме), но не дает никакой информации о степени риска (возможных отклонениях результатов). При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск. Он также предполагает увеличение риска во времени с постоянным коэффициентом, что вряд ли может считаться корректным, так как для многих проектов характерно наличие рисков в начальные периоды с постепенным снижением их к концу реализации. Таким образом, прибыльные проекты, не предполагающие со временем существенного увеличения риска, могут быть оценены неверно и отклонены. Данный метод не несет никакой информации о вероятностных распределениях будущих потоков платежей и не позволяет получить их оценку. Наконец, обратная сторона простоты метода состоит в существенных ограничениях возможностей моделирования различных вариантов, которое сводится к анализу зависимости критериев NPV (IRR,PI и др.) от изменений только одного показателя — нормы дисконта [12, с. 758]. Несмотря на отмеченные недостатки, метод корректировки нормы дисконта широко применяется на практике. Метод достоверных эквивалентов. Недостатками этого метода следует признать: - сложность расчета коэффициентов достоверности, адекватных риску на каждом этапе проекта; - невозможность провести анализ вероятностных распределений ключевых параметров. Анализ чувствительности. Данный метод является хорошей иллюстрацией влияния отдельных исходных факторов на конечный результат проекта. Главным недостатком данного метода является предпосылка о том, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны. По этой причине применение данного метода на практике как самостоятельного инструмента анализа риска, весьма ограничено, если вообще возможно. Метод сценариев. В целом метод позволяет получать достаточно наглядную картину для различных вариантов реализации проектов, а также предоставляет информацию о чувствительности и возможных отклонениях, а применение программных средств типа Excel позволяет значительно повысить эффективность подобного анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных. Метод представляет собой развитие методики анализа чувствительности проекта в том смысле, что одновременному непротиворечивому (реалистическому) изменению подвергается вся группа переменных. Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант. В соответствии с этими расчетами определяются новые значения критериев NPV и IRR. Эти показатели сравниваются с базисными значениями и делаются необходимые рекомендации. В основе рекомендаций лежит определенное «правило»: даже в оптимистическом варианте нет возможности оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если NPV такого проекта отрицательна, и наоборот: пессимистический сценарий в случае получения положительного значения NPV позволяет эксперту судить о приемлемости данного проекта несмотря на наихудшие ожидания. Анализ вероятностных распределений потоков платежей. В целом применение этого метода анализа рисков позволяет получить полезную информацию об ожидаемых значениях NPV и чистых поступлений, а также провести анализ их вероятностных распределений [12, с. 763]. Вместе с тем использование этого метода предполагает, что вероятности для всех вариантов денежных поступлений известны либо могут быть точно определены. В действительности в некоторых случаях распределение вероятностей может быть задано с высокой степенью достоверности на основе анализа прошлого опыта при наличии больших объемов фактических данных. Однако чаще всего такие данные недоступны, поэтому распределения задаются исходя из предположений экспертов и несут в себе большую долю субъективизма. Деревья решений. Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий. Имитационное моделирование (Метод Монте-Карло). Практическое применение данного метода продемонстрировало широкие возможности его использования в инвестиционном проектировании, особенно в условиях неопределенности и риска. Данный метод особенно удобен для практического применения тем, что удачно сочетается с другими экономико-статистическими методами, а также с теорией игр и другими методами исследования операций. Практическое применение автором данного метода показало, что зачастую он дает более оптимистичные оценки, чем другие методы, например, анализ сценариев, что, очевидно обусловлено перебором промежуточных вариантов. Многообразие ситуаций неопределенности делает возможным применение любого из описанных методов в качестве инструмента анализа рисков, однако наиболее перспективными для практического использования являются методы сценарного анализа и имитационного моделирования, которые могут быть дополнены или интегрированы в другие методики.
2.2 Инвестиционные риски в предпринимательской деятельности
Инвестиционный риск представляет собой вероятность возникновения финансовых потерь в виде снижения капитала или утраты дохода, прибыли вследствие неопределенности условий инвестиционной деятельности. Соотношение риска и доходности. Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора, являются следующие: более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность; при росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска [3. 151-163с.]. Оптимальность соотношения дохода и риска означает достижение максимума для комбинации «доходность - риск» или минимума для комбинации «риск - доходность». При этом должны одновременно выполняться два условия: 1) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить большей доходности при данном или меньшем уровне риска; 2) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить меньшего риска при данном или большем уровне доходности. Риск Премия за риск С
В А Е
Доход Рисунок 2 - Взаимосвязь риска и доходности
На рис. 2 показано, что при допущении принятия одного риска и одного источника дохода имеется лишь одно такое сочетание - точка Е. Однако поскольку на практике инвестиционная деятельность связана с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений возрастает. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем последовательных приближений. Осуществление инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся определенной комбинацией дохода и риска: А, В, С. Сектор А, вложения в котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе в обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор в является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска [1. 247-264с.]. Инвестиционная деятельность связана с различными видами рисков. В общем, виде классификация наиболее значимых и специфичных для инвестирования рисков представлена на рис. 3. Общие риски включают риски, одинаковые для всех участников инвестиционной деятельности и форм инвестирования. Они определяются факторами, на которые инвестор при выборе объектов инвестирования не может повлиять. Риски подобного рода в теории инвестиционного анализа называют систематическими. К основным видам общих рисков можно отнести внешнеэкономические риски, возникающие в связи с изменением ситуации во внешнеэкономической деятельности, и внутриэкономические риски, связанные с изменением внутренней экономической среды. В свою очередь, данные виды рисков выступают как синтез более частных разновидностей рисков.
Рисунок 3 - Классификация рисков инвестиционной деятельности
Социально-политический риск объединяет совокупность рисков, возникающих в связи с изменениями политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политические и страновые риски инвесторы принимают на себя в случае небольших или краткосрочных вложений с соответствующим увеличением процентной ставки [3. 151-163с.]. При инвестиционном кредитовании или проектном финансировании снижение риска может обеспечиваться за счет предоставления гарантий государства. Экологический риск выступает как возможность потерь, связанных с природными катастрофами, ухудшением экологической ситуации. Риски, связанные с мерами государственного регулирования, включают риски изменения административных ограничений инвестиционной деятельности, экономических нормативов, налогообложения, валютного регулирования, процентной политики, регулирования рынка ценных бумаг, законодательных изменений [4. 582-590с.]. Конъюнктурный риск — риск, связанный с неблагоприятными изменениями общей экономической ситуации или положением на отдельных рынках. Конъюнктурный риск может возникать, в частности, вследствие смены стадий экономического цикла развития страны или конъюнктурных циклов развития инвестиционного рынка. Инфляционный риск возникает вследствие того, что при высокой инфляции денежные суммы, вложенные в объекты инвестирования, могут не покрываться доходами от инвестиций. Инфляционный риск, как правило, почти полностью ложится на инвесторов (кредиторов), которые, должны правильно оценить перспективы развития инфляционных процессов, поэтому при исследовании инвестиционных качеств предполагаемых объектов принято закладывать прогнозные темпы инфляции. Важное воздействие на показатели эффективности инвестиций оказывают различие уровней инфляции по видам ресурсов и продукции (неоднородность инфляции) и превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты. Риск ухудшения условий для данной сферы деятельности включает риски, связанные с возможностью усиления конкуренции, изменения требований потребителей, банковскими кризисами и др. Упрочим рискам можно отнести риски, возникающие в связи с экономическими преступлениями, недобросовестностью хозяйственных партнеров, возможностями неисполнения, неполного или некачественного исполнения партнерами взятых на себя обязательств и пр. [3. 151-163 с.]. Общие риски могут представлять серьезную угрозу для инвесторов, их следует учитывать по всем формам и объектам инвестирования. В отличие от общих рисков специфические риски сугубо индивидуальны для каждого инвестора. Они агрегируют все виды рисков, связанных с инвестиционной деятельностью конкретного субъекта или с вложениями в конкретные объекты инвестирования. Специфические риски могут быть связаны с непрофессиональной инвестиционной политикой, нерациональной структурой инвестируемых средств, другими аналогичными факторами, негативные последствия которых можно в существенной степени избежать при повышении эффективности управления инвестиционной деятельностью. Эти риски являются диверсифицированными, понижаемыми и зависят от способности инвестора к выбору объектов инвестирования с приемлемым риском, а также к реальному учету и регулированию рисков. Совокупность рассматриваемых рисков по экономическому содержанию аналогична понятию несистематического риска. При рассмотрении специфических рисков представляется целесообразным выделить в их составе риски, присущие инвестиционному портфелю, и внутренние риски, свойственные различным видам инвестирования. Риск инвестиционного портфеля возникает в связи с ухудшением качества инвестиционных объектов в его составе и нарушением принципов формирования инвестиционного портфеля. В свою очередь, он является агрегированным и включает в себя более частные виды рисков. К наиболее значимым из них можно отнести следующие виды рисков. Капитальный риск - интегральный риск инвестиционного портфеля, связанный с общим ухудшением его качества, который показывает возможность потерь при вложении в инвестиции по сравнению с другими видами активов. Селективный риск связан с неверной оценкой инвестиционных качеств определенного объекта инвестирования при подборе инвестиционного портфеля. Риск несбалансированности возникает в связи с нарушением соответствия между инвестиционными вложениями и источниками их финансирования по объему и структурным показателям доходности, риска и ликвидности. Риск излишней концентрации (недостаточной диверсификации) можно определить как опасность потерь, связанных с узким спектром инвестиционных объектов, низкой степенью диверсификации инвестиционных активов и источников их финансирования, что приводит к необоснованной зависимости инвестора от одной отрасли или сектора экономики, региона или страны, от одного направления инвестиционной деятельности. При этом данный риск выступает как конгломерат различных рисков (странового, отраслевого, регионального, кредитного и т.д.) в сочетании со специфическими признаками, указанными в определении [1. 247-264с.] Рассмотренные риски являются специфическими рисками портфельного инвестирования, возникающими в связи с функционированием инвестиционного портфеля как целостной совокупности, что предполагает необходимость их учета при формировании и управлении инвестиционным портфелем. Кроме данных видов рисков можно выделить риски, присущие в той или иной степени различным видам инвестиционных объектов в составе инвестиционного портфеля, которые учитывают как при оценке отдельных инвестиционных вложений, так и инвестиционного портфеля в целом. Страновой риск - возможность потерь, вызванных размещением средств и ведением инвестиционной деятельности в стране с неустойчивым социальным и экономическим положением. Он включает в себя соответствующие экономические, политические, географические, экологические и прочие риски, которые в отличие от рассмотренных выше аналогичных видов общих рисков могут быть снижены при выборе инвестором иных объектов вложений. Отраслевой риск - риск, связанный с изменением ситуации в определенной отрасли. В основе отраслевого риска лежит цикличность развития отраслей, переориентация экономики, истощение ресурсов конкретного вида, изменение спроса на рынках и другие факторы. Региональный риск - это риск потерь в связи с неустойчивым состоянием экономики региона, который особенно присущ монопродуктовым регионам. Временной риск - возможность потерь вследствие неправильного определения времени осуществления вложений в инвестиционные объекты и времени их реализации, сезонных и циклических колебаний. Риск ликвидности - риск потерь при реализации инвестиционного объекта вследствие изменения оценки его инвестиционного качества. Кредитный риск - риск потери средств или потери инвестиционным объектом первоначального качества и стоимости из-за несоблюдения обязательств со стороны эмитента, заемщика или его поручителя. Данный вид риска в наибольшей степени присущ банковской деятельности, он связан с возможным ростом расходов при предоставлении кредитов по «плавающей» ставке, имеющей тенденцию к росту, снижением платежеспособности заемщика. Операционный риск - риск потерь, возникающих в результате того, что в деятельности субъекта, осуществляющего инвестиции, имеются нарушения в технологии инвестиционных операций, неполадки в компьютерных системах обработки информации и др. Приведенная структура рисков должна быть дополнена видами рисков, характерных для конкретных форм инвестирования. При проектном финансировании следует учитывать следующие внутренние виды рисков: непроработанность проектной документации; производственно- При осуществлении вложений в ценные бумаги наряду с рассмотрением общих и специфических рисков в ходе фундаментального анализа важное значение приобретает рассмотрение технических рисков, связанных с фондовым рынком, в частности риск несвоевременной поставки ценных бумаг, риск урегулирования расчетов[4. 582-590с.].
Заключение
Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции). К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д. Таким образом, с этой точки зрения, совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства. Поведение предпринимателя в таких условиях определяется предельной полезностью, т.е. он должен выбрать тот вариант инвестирования средств, в котором колебания прибыли будут меньшими. Из неоклассической теории риска следует, что верная прибыль всегда будет иметь большую полезность, чем прибыль ожидаемого размера, связанная с возможными колебаниями. На этом основании Маршалл сделал вывод о том, что предпринимательский риск в целом неприемлем. В настоящее время дисциплина предпринимательских рисков занимает виднейшее место в зарубежной литературе. Только в англоязычных странах выходит десяток специализированных журналов, посвященных проблемам исследования экономического риска. Существует Международный институт исследования проблем риска в г. Торонто (Канада). Риск исследуется применительно к управленческой и коммерческой областям деятельности, для биржевых и валютных операций. Особое изучение проблем экономического риска связано с получением дохода (прибыли). Ученые из Скандинавии и Германии добились успеха в этом направлении. В зарубежной экономической литературе по этим вопросам наиболее сложной и актуальной считается проблема оптимального варианта инвестирования средств. Предприниматель в этом случае сталкивается с различными видами неопределенностей. В суммарном виде они образуют критическую неопределенность, при которой и возникает элемент риска. Тогда перед предпринимателем возникает сложная задача — определить степень риска по уровню допустимости, учитывая конъюнктуру рынка и другие факторы. До сих пор не сложилось однозначного толкования сущности предпринимательских рисков даже в зарубежной экономической литературе из-за сложности самого понятия, использования его для обозначения других экономических понятий, недостаточного теоретического изучения этого явления в отечественной экономике, игнорирования его в российском хозяйственном законодательстве.
Список литературы финансовая микросреда предпринимательский инвестиционный риск 1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев.: МП «ИТЕМ», 2005. – 448 с.; 2. Бочаров В.В. Инвестиции: учеб. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с.; 3. Вахрина П.И. Инвестиции. – М.: «Дашков и К», 2008. – 384 с.; 4. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования/пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 1008 с.; 5. Зимин И.А. Реальные инвестиции: учеб. пособие. – М.: ТАНДЕМ, 2008. – 304 с.; 6. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2009. – 478 с.; 7. Инвестиционная политика: учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2008, - 320 с.; 8. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2008. – 400 с.; 9. Курс экономики: учеб./под ред. Б.А.Райзенберга – М.: ИНФРА-М, 2007. – 716 с.; 10. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2008. – 347 с.; 11. Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, - 269 с.; 12. Шарп У. Инвестиции/ пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 1028 с.; Размещено на Allbest.ru
|
|