Суть естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:40, реферат

Описание

Естественная монополия (natural monopoly) — разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 22.63 Кб (Скачать документ)

1. Суть естественных  монополий

Естественная  монополия (natural monopoly) — разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, в которой при производстве определенного типа продукции единственная организация (или небольшая группа организаций) может произвести совокупный отраслевой объем продукции с меньшими издержками, чем любое большее число организаций.

В Узбекистане регулируются следующие сферы действия естественных монополий:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче электрической  и тепловой энергии; 

-железнодорожные перевозки; 

-услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;

-услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.
Возникновение монополий

Абсолютная, или чистая монополия  возникает в том случае когда  одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.

Продукт монополии уникален в том  смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличие от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством его предложения.

Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует.

Исходя из принципа различной степени  ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одно предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.).

Потребители - это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы реформирования естественных монополий

Сферы деятельности субъектов естественных монополий.

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это означает, что по основным характеристикам  естественной монополией можно назвать  многие отрасли экономики. Но формально  эти сферы определяются только на уровне закона.

Железнодорожные перевозки

В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует  внутриотраслевая конкуренция, что  обусловлено особой организационной  структурой. Параллельные железнодорожные  линии контролируются одной и  той же железной дорогой. Грузовые и  пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и  тот же оператор.

Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок  в дальнем и пригородном сообщениях.

Реформирование железнодорожного транспорта включает в себя:

- реструктуризацию кредиторской  задолженности предприятий федерального  железнодорожного транспорта по  платежам в бюджеты всех уровней,  иным обязательным платежам и  договорным обязательствам;

- разработку проектов законодательных  и иных нормативных правовых  актов, необходимых для реализации  программы структурной реформы  на железнодорожном транспорте;

- развитие конкурентного сектора  в сфере железнодорожных перевозок,  в том числе создание грузовых  компаний-операторов, владеющих собственным  подвижным составом;

- создание условий для недискриминационного  доступа к инфраструктуре железнодорожного  транспорта пользователей услуг,  оказываемых на железнодорожном  транспорте;

- осуществление мероприятий по  обеспечению взаимного доступа  организаций федерального железнодорожного  транспорта и организаций, владеющих инфраструктурой железнодорожного транспорта, к инфраструктурам железнодорожного транспорта друг друга;

- инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного транспорта.

 

2.1 Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Услуги транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и сдаче  грузов. К ним относятся только те операции, которые неразрывно связаны  с обслуживанием перевозчика  грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке  грузов, обслуживанию пассажиров, морских  и речных судов, самолетов.

Сложность регулирования  услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в  три раза, а число ежегодно перевозимых  пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь  транспортом общего пользования, практически  недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

Состояние материально-технической  базы критическое, т.к. 90% парка воздушных  судов морально устарело. Рост цен  на аэропортовые услуги (аэронавигационное  обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение  авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает  от роста авиационных тарифов  и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость  авиационного топлива, цены на техническое  обслуживание и ремонт.

Государственное ценовое  регулирование услуг аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Услуги транспортировки нефти по нефтепроводам.

В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные  и промысловые.

Магистральный нефтепровод  предназначен для транспортировки  нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов  налива). Кроме того, нефтепроводы различаются  и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций  и пр.).

Вместе с тем законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. Применяются СНИПы и  ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились, но это вызывает ряд проблем. Например, трубопроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают  под все технические характеристики магистральных. Другая проблема - наличие  в конкретном регионе только одного нефтепровода (например, промыслового). В такой ситуации деятельность его  владельца тоже можно признать естественной монополией.

Транспортировка нефти и  нефтепродуктов разделяется на несколько  технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются  свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему  в начале маршрута и сдача, налив  и перевалка нефти в конце  маршрута).

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Такие услуги представляют собой комплекс организационно и  технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической  энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.

Данные услуги оказываются  посредством совокупности электрических  сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и пр.

Субъектами естественной монополии в этой сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. За услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям субъектов естественной монополии  устанавливаются предельные размеры  платы, а также фиксированный  уровень цен.

Оперативно-диспетчерское  управление в электроэнергетике - это  комплекс мер по централизованному  управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической  энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения  надежного энергоснабжения и  качества электрической энергии, соответствующих  техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Цели и задачи реформы
Основная цель реформирования электроэнергетики  Узбекистана – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике Узбекистана происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

 


Информация о работе Суть естественных монополий