Технологический трансфер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:54, доклад

Описание

В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.
То, что называется «классическим» технологическим трансфером, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое в последствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.

Работа состоит из  1 файл

Технологический трансфер.docx

— 16.91 Кб (Скачать документ)

Технологический трансфер

 
В основном, под технологическим  трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.  
 
То, что называется «классическим» технологическим трансфером, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое в последствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.  
 
Встречаются следующие формы прямого технологического трансфера: от университетов - промышленным предприятиям; от научно-исследовательских институтов - промышленным предприятиям; личный ТТ при найме персонала; обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок; между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения; от учреждений ТТ - промышленным предприятиям; ярмарки, выставки, съезды.  
 
Часто нуждающиеся в услугах по ТТ должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов. Этот путь ТТ называется непрямым и включает в себя: агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;  представителей по ТТ в университетах; представителей по ТТ в научно-исследовательских институтах; электронный ТТ (например, базы данных).  
 
Многие из субсидируемых государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по ТТ.  

Методы продвижения  инноваций

 
Существуют два метода продвижения  инноваций - «вертикальный» и «горизонтальный». При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению.  
 
Горизонтальный метод - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками.  
 
Выделяют также коммерческий и некоммерческий технологический трансферт. Некоммерческий ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Приведем возможные объекты некоммерческого трансфера технологий:  
 
К особенностям коммерческого ТТ относятся:  
 
·                   высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);  
 
·                   высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью);  
 
·                   асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);  
 
·                   большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.  

Формы трансфера технологий

 
1. Сделка по передаче лицензий  на технологию - юридически хорошо  отработанные документ и форма  передачи технологий. Рекомендации  по составлению «лицензионного  соглашения» широко распространены  и могут быть найдены самостоятельно.  
 
2. Передача ноу-хау. Ноу-хау - совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, связано с секретами производства, носит конфиденциальный характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии.  
 
3. Весьма значительный объем технологии передается в процессе промышленной кооперации (ПК). Как правило, стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.  
 
4. Совместные предприятии. Если заинтересованные партнеры из разных стран желают объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск, у них нет лучшего способа, чем создать СП. Ни одна из других форм сотрудничества не создает такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта.   
 
5. Техническая помощь. Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами: в первом они являются главным предметом соглашения; во втором - включаются разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.  
 
6. Франшиза - разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг. Франшизинг - передача или переуступка (на коммерческих условиях) разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.  
 
7. Лизинг (финансовая аренда). В лизинговых операциях участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.  
 
8. Международный трансферт технологий. Субъектами современного международного рынка технологий являются государства, коммерческие и некоммерческие организации, разнообразные фонды и физические лица - ученые и специалисты.


Информация о работе Технологический трансфер