Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:18, курсовая работа
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Факультет Торгово-экономический
Кафедра «Маркетинг и менеджмент»
Доклад
«Торговая политика России»
Студент группы Ком-580з
Ю.В. Тарханова
Челябинск 2012
Введение
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.
История развития Европейского Союза
- яркое тому доказательство. Острая
потребность европейских
В то же время ВЭП тесно увязана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д.
1. Понятие внешнеэкономической политики государства
Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.
Формирование ВЭП должно осуществляться
на основе глубокого анализа и
максимально полного учета
К группе основных внутренних факторов следует отнести:
уровень развития и структуру производственных сил страны;
состояние природных ресурсов и климатических условий;
• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
• валютно-финансовое положение страны;
• количественный и профессиональный состав экономически активног населения.
Анализ перечисленных
• экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;
импортная политика;
валютное регулирование;
принципы внутреннего
регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;
• регулирование российских инвестиций за рубежом.
С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:
Регионального уровня, когда общие
принципы ВЭП этого уровня должна
вестись с учетом конкретных правовых
и экономических условий
Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;
особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.
Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.
Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации: ВЭП
Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три группы:
международные договоры и соглашения
о торгово-экономическом
экономические средства регулирования;
неэкономические или административные средства регулирования.
Международные договоры и соглашения.
Одним из эффектных средств
В соглашении находят отражение все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране.
Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа.
Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий его экстерриториальность, возможность использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия.
Экономические средства государственного регулирования ВЭД. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ.
К экономическим средствам
Неэкономические средства регулирования ВЭД.
Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:
нерешенность главного социально-политического
вопроса современной жизни
значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции не всегда осуществляется только из соображений экономической эффективности и целесообразности, а применяются во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и проч.
К неэкономическим методам
• запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;
запрет импорта для защиты интересов внутреннего производства и облегчения платежного баланса;
контингентирование и
лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров особого назначения.
Одним из средств нетарифного
Сертификация соответствия на промышленную
продукцию и оборудование выдается
Государственным комитетом по стандартизации
и метрологии РФ (Госстандарт РФ)
или его территориальными органами
- центрами стандартизации и метрологии
на основании контроля качества и
испытаний продукции, выполненных
в системе Госстандарта РФ или
аккредитованных при нем
Сертификат подтверждает соответствие
фактических характеристик
В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д.
Технические стандарты и нормы могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке.
Промышленное развитие страны жестко
контролируют соблюдение этих норм и
правил, ограждая тем самым свой
национальный рынок от проникновения
некачественных товаров и нежелательной
конкуренции. Эти и многие другие
технические барьеры