Торговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

Работа состоит из  1 файл

торговая политика России.docx

— 36.58 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет Торгово-экономический

Кафедра  «Маркетинг и менеджмент»

Доклад

«Торговая политика России»

 

 

 

     Студент группы Ком-580з

     Ю.В. Тарханова

         

 

 

 

Челябинск 2012

Введение

 

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в  ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

История развития Европейского Союза - яркое тому доказательство. Острая потребность европейских государств в объединении их экономических  пространств, в создании единого  товарного, трудового и финансового  рынка привела к жесткой политической интеграции с созданием Европарламента и других наднациональных общеевропейских  политических структур. Практически  осуществленные четыре степени свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ставят на повестку дня новые политические интеграционные решения, вплоть до введения единого общеевропейского паспорта.

В то же время ВЭП тесно увязана с внутренней экономической и социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д.

 

1. Понятие внешнеэкономической политики государства

 

Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти - практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и  максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних  факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

уровень развития и структуру производственных сил страны;

состояние природных ресурсов и  климатических условий;

• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;

• валютно-финансовое положение страны;

• количественный и профессиональный состав экономически активног населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание  и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП  по следующим структурным направлениям:

• экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;

импортная политика;

валютное регулирование;

принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;

• регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

Регионального уровня, когда общие  принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими  и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно: взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;

особенности финансово-кредитных  отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных  факторов позволяют сформировать реально  обоснованную внешнеэкономическую  политику по отношению к рассматриваемой  стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Основные средства государственного регулирования ВЭД  и реализации: ВЭП

Основные средства государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП можно подразделить на три  группы:

международные договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве;

экономические средства регулирования;

неэкономические или административные средства регулирования.

Международные договоры и соглашения.

Одним из эффектных средств государственного регулирования ВЭД являются двусторонние и многосторонние международные  договоры и соглашения; в первом случае они подписываются с отдельными странами, а во втором - с группой  стран или интеграционной группировкой. В настоящее время одной из важнейших задач Правительства  РФ остается совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономических отношений  страны исходя из решения о преемственности  России в отношении прав и исполнении обязательств по международным договорам  Советского Союза. В последние годы Минторгом, МИД России и другими причастными ведомствами проводилось активная работа по анализу условий международных договоров СССР с целью их адаптации к современным возможностям и потребностям страны, а также разработке новых российских международных соглашений, призванных регулировать торгово-экономические связи РФ с зарубежными странами. Как и ранее, международные договоры РФ о торговле, платежных отношениях, транспортном обеспечении товарооборота и проч. остаются одним из важнейших средств государственного регулирования ВЭД и реализации ВЭП России во взаимоотношениях с другими государствами, в этих соглашениях фиксируется как основные общеэкономические принципы российской ВЭП, так и ее особенности на регионально-страновом уровне, что фактически представляет собой правовую основу для организации двусторонних ВЭС со страной - партнеров по данном соглашению.

В соглашении находят отражение  все условия, которые страны- партнеры по данному соглашению представляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. Прежде всего фиксируется взаимное представление режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот режим понимается как комплекс представляемых товарам и услугам на таможенной территории первой страны условий (уровень таможенных пошлин, внутреннее налогообложение, административное регулирование и др.), которые должны быть не хуже условий, предоставляемых любой другой третьей стране.

Важным элементом соглашения является платежные условия, определяющие технологию расчетов за взаимопоставляемые товары и услуг. Может быть зафиксирована  валюта цен контактов, валюта платежа, а также меры по избежанию возможных потерь при изменении курса валюты платежа.

Среди основных условий двусторонних соглашений имеется пункт о статусе  Торгового представительства РФ в стране-партнере, предусматривающий  его экстерриториальность, возможность  использования шифровальной связи, дипломатической почты и другие условия.

Экономические средства государственного регулирования ВЭД. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Решающая роль в организации государственного регулирования внешнеторговых операций принадлежит таможенным тарифам. Переход в основном к экономическим методом регулирования ВЭД потребовал более глубокой проработки таможенного законодательства РФ.

К экономическим средствам регулирования  ВЭД можно отнести государственное  регулирование курса национальной валюты. Манипуляция курсом национальной валюты по отношению к тем или  иным иностранным валютам, можно  достаточно эффективно влиять на объемы, динамику и географические направления  ВЭД. Так снижение курса национальной валюты по отношению к валюте, в  которой формируется валютные поступления  от экспертных операций, дает преимущество экспортерам за счет соответствующего увеличения эквивалентной денежной массы в национальных денежных единицах и наоборот.

Неэкономические средства регулирования  ВЭД.

Несмотря на декларируемый приоритет экономических методов регулирования ВЭД, полностью перейти на эти средства на данном этапе экономических реформ невозможно по следующим причинам:

нерешенность главного социально-политического  вопроса современной жизни страны - вопроса о праве собственности  на средства производства, включая  собственность на землю и недра. Участия частного капитала сводиться  в основном к перераспределению  и реализации на внешнем рынке  производственной продукции. Это главное  противоречие современной социально-экономической  жизни страны является причиной громадных  экономических потерь;

значительной доли государственного сектора в российской экономике, вследствие чего распределение продукции  не всегда осуществляется только из соображений  экономической эффективности и  целесообразности, а применяются  во внимание также доводы социально-политические, вопросы государственной безопасности и проч.

К неэкономическим методам следует  отнести количественные ограничения, а также сертификацию, технические  нормы и стандарты. В практике используются следующие основные формы  количественных ограничений:

• запрет экспорта того или иного товара для исправления баланса производства и потребления на внутреннем рынке;

запрет импорта для защиты интересов  внутреннего производства и облегчения платежного баланса;

контингентирование и квотирование, применяемое в настоящее время  только при поставках по государственным  заказам;

лицензирование поставок вооружения, товаров двойного применения, наркотических  средств, ядовитых материалов и оборудования, драгоценных металлов и других товаров  особого назначения.

Одним из средств нетарифного регулирования  экспортных и импортных операций является также сертификация экспортируемой и импортируемой продукции. Это  сертификация соответствия или качества и сертификация происхождения товара.

Сертификация соответствия на промышленную продукцию и оборудование выдается Государственным комитетом по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт РФ) или его территориальными органами - центрами стандартизации и метрологии на основании контроля качества и  испытаний продукции, выполненных  в системе Госстандарта РФ или  аккредитованных при нем специализированных лабораториях.

Сертификат подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой  продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым зарубежным поставщиком, и предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении импорта.

В целом российская система сертификации обеспечивает охрану жизни и здоровья своих граждан, растительного и  животного мира страны. Осуществляется активная работа по проведению национальных технических норм и стандартов в соответствии с требованиями ВТО о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и т.д.

Технические стандарты и нормы  могут быть весьма эффективным средством административного регулирования внешнеторговых товаропотоков. Государственные технические нормы и стандарты, устанавливаемые официальными органами в законодательном порядке, определяют технический уровень и особенности эксплуатационных характеристик изделий, допускаемых к использованию на национальном рынке.

Промышленное развитие страны жестко контролируют соблюдение этих норм и  правил, ограждая тем самым свой национальный рынок от проникновения  некачественных товаров и нежелательной  конкуренции. Эти и многие другие технические барьеры существенно  осложняют реализацию целого ряда перспективных  товаров российского экспорта на западных рынках, особенно продукции  машиностроительных отраслей, и требуют  значительных валютных и временных  затрат на преодоление этих барьеров.

Информация о работе Торговая политика России