Труд как основа жизнедеятельности человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение труда как основу жизни человека и общества.
Из цели курсового проекта можно выделить следующие задачи:
Роль труда в производстве;
Изучение видов труда;
Роль труда в государственной политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Труд как фактор производства………………………………………...4
2. Виды труда……………………………………………………………….7
3. Труд как предмет государственной политики…………………………15
Заключение……………………………………………………………....21
Список литературы………………………………………………………23
Приложение……………………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….3

  1. Труд как фактор производства………………………………………...4
  2. Виды труда……………………………………………………………….7
  3. Труд как предмет государственной политики…………………………15

Заключение……………………………………………………………....21

Список литературы………………………………………………………23

Приложение……………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

На протяжении всей жизни  человек трудиться. Трудиться для  того, чтобы удовлетворять свои потребности  в крове, пище, одежде и прочее, а  также в труде он реализует  свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.

Благодаря трудовой деятельности человеком создаются различные  материальные и духовные блага, которые  удовлетворяют не только его индивидуальные потребности, но и потребности всего  общества. Также эти блага обеспечивают социально-экономическое развитие страны в целом.

В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать  и для которых необходимо регулирование  и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.

Труд как  основа жизнедеятельности человека и общества очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала и развития самого общества.

Целью курсовой работы является рассмотрение труда как основу жизни  человека и общества.

Из цели курсового проекта  можно выделить следующие задачи:

    • Роль труда в производстве;
    • Изучение видов труда;
    • Роль труда в государственной политике.

 

 

 

 

 

  1. Труд как фактор производства.

 

В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать  и для которых необходимо регулирование  и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами. Есть факторы, без которых понятие  производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал.  Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства также неоднородное понятие, в комплексе  означающее совокупные усилия людей. Поскольку  профессий и специальностей существует очень много, и для каждой из них требуются специфические знания и умения, для их получения нужна соответствующая подготовка.  Обучение позволяет приобрести эти знания и повысить уже имеющуюся квалификацию. Население, способное трудиться, имеет название рабочей силы. Для России рабочую силу составляют мужчины (18-60 лет) и женщины (18-55 лет).

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку  это означает участие человека в  процессе производства, использование  его собственной энергии и  потенциала. К основным элементам  труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это  основа существования и жизнедеятельности  человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики  - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это  разные люди, их отношения оформляются  трудовым договором, иногда соглашением  или контрактом, а по результатам  труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался  спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это  рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности  человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность  человека к труду, значит, фактором производства  является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.

Производительность труда  – это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые  могут на нее повлиять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды труда.

 

Существуют различные  виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим  критериям:

    • по содержанию труда,
    • по характеру труда,
    • по результатам труда,
    • по используемым вещественным элементам труда и разной степени участия человека,
    • по методам привлечения людей к труду.

Процесс труда с точки  зрения содержания труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается  изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие  функции:

1) логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда;

2) исполнительскую, т. е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда;

3) функцию регистрации и контроля, т. е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

4) функцию регулирования, т. е. корректирование, уточнение заданной программы.

Содержание труда зависит  от наличия тех или иных функций  в процессе труда и характеризует  труд в структурном плане. Оно  отличается громадным разнообразием  и показывает уровень развития производительных сил, техники.

В зависимости от содержания труда различают:

1)простой и сложный  труд. По определению К. Маркса, простой труд «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием». Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд. Сложным трудом является «только возведенный в степень или, скорее,помноженный простой труд». В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные;

2)репродуктивный и творческий  труд. Репродуктивный труд – это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий – это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3)функциональный и профессиональный  труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональным. Функциональный труд – это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдель-ным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4)умственный и физический  труд. Физический труд – это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще С.Г. Струмилин: «Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд – это единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов». Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его  черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу  труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в резуль-тате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширением сферы действия экономических методов управления, созданием новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительную материальную и моральную заинтересованность работников, превращение их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

В зависимости от характера труда различают:

1)конкретный и абстрактный  труд. Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле – к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный – стоимость товара;

2)наемный труд и самонаем. Наемный труд – это отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи, необходимая для их воспроизводства. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом (за рубежом соответствующий термин довольно широко распространен), и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

3)индивидуальный и коллективный  труд. Это своего рода различные формы организации труда. Разделение труда приводит к обособлению отдельных видов деятельности, обособлению отдельных производителей. Индивидуальный труд – это труд отдельных работников (токарей, слесарей, наладчиков, ремонтников и др.) или самостоятельных производителей (индивидуальных предпринимателей). Разделение труда, приводя к обособлению частичных работ по изготовлению какого-либо продукта, вызывает необходимость объединения трудовой деятельности работников, для того чтобы их совместные усилия привели к созданию готового продукта. Коллективный труд – это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы (отдел, лабораторию, цех, участок, бригаду), причем размер коллектива не имеет значения;

Информация о работе Труд как основа жизнедеятельности человека и общества