Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является рассмотрение такой категории как «уровень жизни», определение ее основных показателей, исследование динамики уровня жизни населения в Республике Беларусь.
Исходя из указанной цели, к задачам работы можно отнести:
• дать определение понятия «уровень жизни»
• охарактеризовать его основные составляющие

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень жизни как важный показатель экономического развития страны. Его основные характеристики…………………………………………………………..6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни………………………………………6
1.2 Показатели уровня жизни………………………………………………………8
1.3 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь…………………………..13
1.4 Качество жизни………………………………………………………..……….15
2 Уровень жизни в Республике Беларусь…………………………………...….17
2.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь……………………………17
2.2 Проблемы и пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь…...…22
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованных источников……………………………………………..27
Приложение А. Доходы населения 2011г………………………………………...29
Приложение Б. Структура денежных доходов населения………………………30
Приложение В. Инфляция в Республике Беларусь………………………………31
Приложение Г. Теория потребностей Маслоу………………..…………………..32
Приложение Д. Структура потребительских расходов населения….…………..33
Приложение Е. Численность зарегистрированной безработицы……………… .34
Приложение Ж. Улучшение жилищных условий населения……………………35

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 299.29 Кб (Скачать документ)

Существуют две формы  оценки качества жизни: объективная  и субъективная.[1, с. 101]

Объективность оценки предполагает, что ее критерием служат научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами  показывает степень удовлетворения потребностей отдельных людей.

Субъективная сторона  оценки качества жизни заключается  в том, что каждый человек имеет  свою шкалу предпочтений. Поэтому  одна и та же степень удовлетворения потребности будет по-разному  оценена разными людьми.

Качество жизни включает в себя многие показатели уровня жизни  и делает акцент в основном на их качественную, а не на количественную сторону. Например, рассматривая такой  показатель как образование, нельзя ограничится только количеством  учебных заведений, количеством  учащихся и получившими образование. Необходимо также рассмотреть качество данного образования, его виды, формы, половозрастной состав.

Поэтому, исходя из вышесказанного, при оценке качества жизни следует  опираться на следующие характеристики[1,с.102], дополняющие количественные показатели уровня жизни:

  • условия и характер труда – уровень производственного травматизма, продолжительность рабочего дня, освещенность рабочего места и др.
  • состояние образования и культуры – степень овладения научными данными, доступность театров, музеев, библиотек
  • качество свободного времени и условия отдыха – наличие хобби, достаточная продолжительность отдыха, доступность санаториев, домов отдыха
  • качество питания – его состав, ценность, вкусовые качества
  • качество жилья – удобство планировки, благоустройство населенных пунктов
  • состояние здоровья – длительность болезней, самочувствие людей, их умственные и физические возможности
  • благополучие семейной жизни – ощущение личного счастья и удовлетворенности.

Из всего сказанного в  этой главе можно сделать вывод, что понятия «уровень жизни» и  «качество жизни» характеризуют  жизнедеятельность человека с качественной и количественной стороны. Они связаны  между собой, дополняют друг друга. Качество жизни является более широким  понятием, которое включает в себя понятие «уровень жизни» и дополняет  его показатели качественными характеристиками. Оба показателя зависят от степени  экономического и социально-культурного  развития общества, постоянно изменяются в развивающемся обществе и улучшаются. Вместе с тем на современном этапе  при исследовании уровня жизни основные акценты переносятся с показателей, характеризующих рост доходов и  материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг.

 

 

 

2. Уровень жизни  в Республике Беларусь

2.1 Динамика уровня  жизни в Республике Беларусь

Согласно Конституции  Республики Беларусь, наша страна является унитарным демократическим социальным правовым государством, а человек, его  права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью  государства. Поэтому в качестве модели экономического развития нашей  страной была выбрана социально  ориентированная рыночная экономика. Такая модель ставит перед собой  цель реализации и достижения социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Для оценки эффективности социально ориентированной  экономики, достижения поставленных целей  и анализа динамики ее основных компонентов  используется ряд показателей уровня и качества жизни, который был  рассмотрен в предыдущей главе.

Первым показателем являются денежные доходы  населения. Этот показатель позволяет определить средний уровень  доходов по стране, структуру доходов, их источники, а также позволяет  определить способность населения  удовлетворять свои потребности. Согласно статистическим данным[8, 9] в январе-октябре 2011г. общий объем денежных доходов населения Беларуси составил 125,3 трлн. рублей, что превышает показатели 2010г. на 46,9%(Приложение А). Денежные доходы в расчете на душу населения составили в 2010г. 952,4тыс.руб, а в 2000г. этот показатель был равен 46,6тыс.руб.(с учетом деноминации 2000г.). Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-августе 2011г. составил 85,1%. Остальными источниками доходов являются доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления). Более подробно структура доходов населения представлена данными таблицы.(Приложение Б) Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011г. на 8-9.5%. Эти показатели свидетельствуют о том, что уровень дохода населения по сравнению с 2010 г. увеличился, но не значительно. Одной из причин этого является экономический кризис, в котором находится на данный момент весь мир. В нашей стране особо острой проблемой на данный момент является возрастающий тем инфляции. На 28 октября уровень инфляции в Беларуси составил 87%, что превышает показатель 2010 г. на этот же месяц на 80%.(Приложение В) Повышение заработной платы и тарифных ставок привели к увеличению инфляционного давления. В ноябре ожидается очередное увеличение прожиточного минимума, а соответственно увеличение пенсий и пособий. Это будет способствовать дальнейшему раскручиванию инфляции. Таким образом, вследствие инфляции реальные доходы населения снижаются. Поэтому в настоящее время изменяется и структура расходов населения(Приложение Д). При снижении дохода люди не могут позволить себе удовлетворение всех своих потребностей. Поэтому в первую очередь, согласно теории человеческих потребностей Маслоу(Приложение Г), которая была изучена нами в курсе экономической теории, они отдают предпочтение удовлетворению более низших потребностей. К ним относятся питание, одежда, потребность в безопасности и прочие. Это свидетельствует о снижении уровня жизни, поскольку высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни.  В развитых странах она составляет 15-25%, в развивающихся - 25-50%, в слаборазвитых – более 50%.  В Республике Беларусь доля расходов на питание на конец 2010 г. составила 39,4%, что не позволяет отнести нашу страну к высокоразвитым странам с высоким уровнем жизни. Несмотря на это необходимо отметить, что имеет место и положительная динамика. Так по сравнению с 2000 г., в котором доля расходов на потребление составила 59,6%, она снизилась к 2010 г. на 20,2%. Но нельзя сказать, что это произошло вследствие увеличения реальных денежных доходов, а скорее всего по причине увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг и расходов на транспорт и связь. Из этого следует, что потребители вынуждены сокращать расходы на питание. В качестве положительной динамики необходимо отметить, что доля расходов на покупку непродовольственных товаров возросла до 35,8% к концу 2010 г., в 2009 г. этот показатель составлял 33,8%. Доля расходов на оплату услуг снизилась по сравнению с 2009 г. и составила 22,6%. В общем потребительские расходы в среднем на домашнее хозяйство увеличились по сравнению с 2009г. на 13,1%. Увеличение расходов в большей степени связано с увеличением стоимости товаров и услуг, чем увеличением дохода населения.

Следующим показателем является уровень безработицы населения. Он показывает, какая доля населения  находится без постоянного дохода на определенный момент времени. Согласно статистическим данным[8,9] численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите на середину 1990-х годов составила 131 тыс. человек. К 2010 г. это показатель удалось снизить до 33,1 тыс. человек. В связи с кризисными явлениями в экономике уровень безработицы к началу 2011 г. составил 34,4 тыс. человек, но уже к сентябрю месяцу вновь снизился до 30,1тыс. человек. Эти цифры соответствуют официальным статистическим данным Республики Беларусь.(Приложение Е) Однако при определении уровня безработицы необходимо учитывать и уровень скрытой безработицы. По разным оценкам доля скрытой безработицы значительно превышает зарегистрированную. Многие индивиды не регистрируются в органах по труду, занятости и социальной защите, поскольку надеются найти новое место работы в короткие сроки, но есть также и индивиды, которые таким образом скрывают свой доход от государства, чтобы избежать уплаты налогов. При оценке уровня жизни необходимо также учитывать распределение населения по отраслям экономики.(Рисунок 2.1) В развитых странах, которые характеризуются высоким уровнем жизни, преобладающая часть населения занята в сфере услуг, в развивающихся странах большая часть населения занята в сфере промышленности. По данным переписи населения 2009 г. 25,3% населения Беларуси работает в промышленности, 9,7% - в сельском хозяйстве, 9,5% - в сфере образования, 7,2% - в здравоохранении. Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна относится к развивающимся странам со средним уровнем жизни.

 

 

 

   Рисунок 2.1 – Распределение населения по отраслям экономики

Примечание – Источник:[8].

 

Еще одним важным показателем  является уровень здравоохранения. Необходимо отметить, что на 1 сентября 2011 г. численность населения составила 9468 тыс. человек и по сравнению  с началом этого года сократилась  на 13,2 тыс. человек.[8] Сокращение численность населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся на 2010 человек. Таким образом для нашей страны характерно старение нации. Число людей трудоспособного возраста постоянно уменьшается. Это негативно сказывается на уровне жизни в целом. При этом наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за начало 21 века она возросла почти в1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы – более чем в 1,5 раза, психических расстройств – почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Только от болезней системы кровообращения за январь-август 2011 г. умерло 52,2% всех умерших, в то время как от причин, не связанных с заболеваемостью – 9,8%. Таким образом, здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все сферы человеческой деятельности – производство, образование, культуру. Доля расходов государственного бюджета на здравоохранение за 2006-2010гг. увеличилась лишь на 1% и составила лишь 5% от ВВП. Несмотря на это численность врачей имеет постоянную тенденцию к увеличению и составляет 50,8 тыс. человек. Это один из самых высоких показателей в мире. Увеличение инвестирования данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и позволит оказать существенное влияние на качество здоровья населения.

Удовлетворенность потребностей населения в образовании является одним из наиболее важных показателей  уровня жизни. Система образования  в Республике Беларусь хорошо развита. Она обеспечивает все население  страны возможностью получить среднее, специальное и высшее образование. На 2010-2011 гг. число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования составило 3654 учебных заведения, обеспечивающих получение среднего специального образования – 214, обеспечивающих получение высшего образования – 55. Уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6%. Базовое, общее среднее и специальное образование имеет 98% занятого населения.

При оценке уровня жизни  также необходимо рассмотреть такой  показатель как жилищные условия. Люди имеют потребность не только в  самом месте проживания, но так  же и в том, чтобы это место  было комфортным. Т.е. при оценке уровня жизни следует учитывать не только наличие самого места жительства, но и такие его характеристики как обеспеченность водоснабжением, канализацией, отопление, электричеством и др. В настоящее время число граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 855,6 тысячи человек, число людей, улучшивших жилищные условия – только 48,9 тыс. человек. С целью обеспечения населения жилищными условиями в городах строятся новые микрорайоны, в сельской местности – агрогородки, активно проводятся мероприятия по возрождению белорусских деревень.(Приложение Ж) Средняя обеспеченность жильем на душу населения на сегодняшний день составляет 23,6 кв.м, что превышает показатели 2008 г. на 0,4 кв.м. Всего в Беларуси планируется построить к концу 2011 г. до24-26 млн.км.м жилья. Что касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всеми составляющими: электричество, телефонная связь, газ, отопление и т.д. В настоящее время ведутся работы по улучшению условий жизни в сельской местности: подводится природный газ, водопроводы, расширяется диапазон охвата телефонных сетей.

 

 

2.2 Проблемы и  пути повышения уровня жизни  в Республике Беларусь

Важнейшим направлением социальной политики каждой страны является повышение  уровня и качества жизни населения, создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь свободное развитие человека. При этом целью государства является предоставление каждому человеку условий, позволяющих ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи.[10, с.69] Для реализации данной цели социальную политику необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • создание условий и возможностей всем гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей
  • обеспечение рациональной занятости населения, создание новых рабочих мест
  • осуществление подготовки и переподготовки кадров
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества
  • повышение социальной защиты нуждающихся.

Важнейшей задачей социальной политики Республики Беларусь на 2011-2020гг. является приближение по качеству и  уровню жизни к экономически развитым странам на основе формирования социально  ориентированного рыночного типа экономики.[10, с.72]

 Достижение данной поставленной задачи требует применения ряда практических методов по повышению уровня и улучшению качества жизни. Так как Республика Беларусь стремится достигнуть уровня развитых стран, для этого будет использовано большинство методов, которые применяются в развитых странах. На основе анализа уровня жизни за последнее десятилетие, социально-экономических программ, разработанных правительством можно выделить следующие пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь:

  • проведение изменений в области оплаты труда, включающие в себя кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования доходов населения, повышение производительности труда, легализацию теневых доходов населения
  • максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности, путем увеличения минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых доходов, которые позволят уменьшить долю населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума; развития системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту; совершенствование распределения доходов через систему налогообложения
  • развитие системы социального страхования, включающей в себя обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, здоровья или работы
  • совершенствование системы образования: обеспечить доступность всех уровней образования; улучшить качество путем внедрения новых информационных и компьютерных технологий; разработать широкий круг образовательных программ и услуг; повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов в высших учебных заведениях; разработка и внедрение методик обучения по развитию творческих качеств личности, ее способностей к самостоятельному принятию решений, развитию руководящих навыков; обеспечить необходимое финансирование, создать условия для привлечения иностранных инвестиций в национальное образование; развивать международные отношения в сфере образования
  • в области улучшения здоровья необходимо создать государственный механизм поддержки здорового уровня жизни; улучшить физическое и психологическое благополучие населения при помощи развития медицины и улучшения качества окружающей среды; разработать механизм по обеспечению благоприятными условиями труда; развивать физическую культуру и спорт; разработать и внедрить методы по борьбе с вредными привычками
  • развитие жилищной сферы, которое предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда; обеспечивает доступность приобретения жилья для вех слоев населения
  • создание эффективной правовой и законодательной базы, организация работы органов управления в интересах граждан страны с целью удовлетворения их потребностей.

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь