Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:17, реферат
Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики.
Введение
1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм
2. Формы и виды предпринимательства
Заключение
Библиография
- по степени механизации и
автоматизации производства
- по признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства.
- по признаку хозяйственной
деятельности предприятия
- по времени работы в течение
года различают предприятия
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные [9, с.31].
Мелкие фирмы образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половина всех занятых. Она характеризуются многочисленностью, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной коңюнктуры, быстрым обновлением.
Роль мелких фирм в рыночной экономике заключается в следующем: мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики». Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, а также благодаря низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу.
Обычно мелкие фирмы выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.
Наиболее типичными формами малого бизнеса стала система франчайзинга и венчурного предпринимательства.
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах [2, с.560].
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях [2, с.65].
Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Фирма непрочна, так как ей приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего она перерастает либо в крупную, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая.
Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
- только крупным фирмам
- крупные
фирмы помогают существовать
научно-техническому прогрессу,
- у крупных
фирм есть устойчивое, прочное
положение на рынке, что
Только крупным фирмам доступна
значительная экономия общественного
труда через экономию на масштабах
производства, комбинирование, а также
обеспечение занятости в
Таким образом, существуют огромное множество видов классификации фирм. Фирмы классифицируются по характеру потребляемого сырья, по назначению и характеру готовой продукции, по признаку технической и технологической общности, по времени работы в течения года, по размеру, по специализации и масштабам производства однотипной продукции, а также по степени механизации и автоматизации. От эффективности работы фирмы зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.
2. Формы и виды
Группа физических лиц, объединенных общими целями в достижении результатов производства, располагающих необходимыми для достижения этих целей материальными ресурсами, образует юридическое лицо – предприятие.
В соответствии с гражданским
Все многообразие предпринимательства может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другие.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными и муниципальными. При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.
На государственных
Частные предприятия же выступают в самых разнообразных формах:
- единоличные фирмы или
- товарищество или партнерство на паях;
- акционерное общество (корпорация).
По числу собственников
Под организационно-правовой формой
предпринимательской
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей. Создаваемая ими фирма предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества. Товариществом на вере признается объединение, в котором один или несколько его действительных членов несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Кооператив – одна из форм организации коллективного предприятия. Создается путем добровольного объединения физических и юридических лиц на паевой основе для ведения совместной деятельности. Кооперативом также называется само предприятие, созданное в такой форме [2, с.302].
Согласно российскому
Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Акционерные общества делятся на открытые и закрытые. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Существуют дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций АО.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.
Концерны – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, финансирования, тесного производственного сотрудничества [2, с.293]. Политика фирм в концерне подчиняется политике основной компании. Часто в концерне формируется единый центр контроля – холдинговая компания, которая разрабатывает общую стратегию, ставит перед компаниями конкретные задачи, достаточно жестко контролирует их выполнение. Ее целью является объединение в юридически самостоятельные компании на основе финансового контроля для получения прибыли.
Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Ассоциации, как правило, включают в себя односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических и социальных и других задач [2, с.58].
Целью создания консорциума является объединение людей, предпринимателей которые совместно желают провести крупную финансовую операцию (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).
Синдикат – объединение
Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства [2, с.219].
Холдинг – компания, в состав активов
которой входят контрольные пакеты
акций других (дочерних) предприятий.
Холдинг позволяет выстроить
систему участий формально неза
По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.
По виду, или назначению, предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную. Все эти виды могут функционировать как раздельно, так и вместе.
Производственное
Предпринимательство должно осуществляться при обязательном соблюдении ряда принципов:
1. Прибыльность;
2. Платежеспособность;
3. Соблюдение законодательства
и предпринимательской деятельн
Принцип прибыльности отражает соблюдение
интересов предпринимателя-