Виды рынков и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 19:32, доклад

Описание

Рынок, как механизм («большой» рынок), состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Работа состоит из  1 файл

Виды рынков и их структура.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

     Понятие рынка. 

     Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Вместе с тем в более  широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.

     Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным  явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.

     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием  целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.

     Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия:

  1. абсолютное право любого человека или организации производить, покупать или продавать что угодно, не запрещённое законом или моральными нормами;
  2. абсолютное право свободной продажи и покупки любого товара на рынке по свободной цене;
  3. абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства продуктов и оказания услуг без ограничения.

     Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно  свободных товаропроизводителей, покупателей  и цен. Общество существует как большая  система, в которой между всеми  элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых.

     Рынок может существовать только в том  случае, когда он одновременно включает следующие рынки:

     - рынок средств производства;

     - рынок потребительских товаров;

     - рынок интеллектуальных продуктов;

     - финансовый рынок (который подразделяется  на рынок ценных бумаг и  рынок кредитов);

     - рынок рабочей силы.

     В настоящее время наблюдается  устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров.

     При производстве интеллектуальных продуктов  используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных – 2-10%. Поэтому в настоящее время значительно целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.

     Итак, основными составляющими рынка  являются:

  1. продавец;
  2. покупатель;
  3. продукт или услуга;

     Продавец  выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.

     Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.

     Степенью  предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенность рынка. Если предложение превышает  спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос существенно превышает предложение, цены растут.

     Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к  потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует в каждом конкретном случае чётко определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.

     Состояние рыночного равновесия, при котором  величина спроса равна величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок производителя), при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.

     Недостаточность предложения, типичная для рынка  продавца, может иметь разный диапазон. Она может быть постоянной или временной, охватывать весь рынок или только его отдельные сегменты, например региональные или отраслевые. Основное ограничение предложения вытекает из дефицита факторов производства – производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и т.д. Другое ограничение может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного распределения. Это лимитирует свободную продажу и создаёт условия для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения связано с низкой эластичностью факторов производства во взаимосвязи с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции иногда можно получить только через продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.

Информация о работе Виды рынков и их структура