Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ сущности инновационной деятельности и организации управления инновациями, а также особенностей организации и эффективности инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь.
введение 5
1 Теоретические основы инновационной деятельности предприятия 7
1.1 Стратегия инновационной деятельности организации 7
1.2 Роль инноваций в развитии предприятия 10
2 Эффективность инновационной деятельности предприятия и её влияние
на экономическое развитие промышленного предприятия 14
2.1 Оценка эффективности инновационной деятельности организации 14
2.2 Управление инновационными процессами 19
3 Инновационная инфраструктура и стратегия инновационного
развития Республики Беларусь : состояние и перспективы 23
3.1 Инфраструктура инновационной деятельности 23
3.2 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь 26
Заключение 36
Список использованных источников 39
На
предприятии, как правило, определяется
эффективность каждого отдельного нововведения,
используемого изобретения, промышленного
образца, рационализаторского предложения.
2.2 Управление инновационным процессом
Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент [ 16 ].
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:
1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
2) организации
инновационного процесса для
данной инновации (что
3) процесса
продвижения и реализации
Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Как система инновационный менеджмент состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
Субъектом
управления в инновационном менеджменте
может быть одни работник или группа
работников (специалистов по маркетингу,
по финансам и т.п.), которые посредством
различных приемов и способов
управленческого воздействия
Третьим элементом инновационного менеджмента является информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта на объект управления (рис.2.1) [ 16].
Рисунок 2.1 – Процесс движения информации
Источник : [ 16 ] .
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Различают два типа функций:
1) функции субъекта управления;
2) функции объекта управления.
К первым относятся: прогнозирование; планирование;
организация ;регулирование; координация; стимулирование; контроль.
К функциям объекта управления относятся: рисковое вложение капитала; организация инновационного процесса; организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функции
субъекта управления представляют собой
общий вид деятельности, выражающий
направление осуществления
3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ : СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Инфраструктура инновационной деятельности
Экономическая
эффективность инновационной
Инновационная инфраструктура – это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определенные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока:
1) специализированные организации поддержки и обслуживания инновационных предприятий. Это организации информационного, финансово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подготовки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консультационные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтерские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредники;
2) центры «выращивания» (создания) этих предприятий (бизнес-инкубаторы);
3) зоны инновационного предпринимательства (научные и технологические парки) [7; c. 14].
В
общем виде инновационная инфраструктура
состоит из научной, научно-производственно-
Организационно-
- академическую науку, представленную учреждениями Национальной академии наук Беларуси;
- вузовскую науку, представленную научно-исследовательскими организациями и научными подразделениями вузов;
- отраслевую науку, включающую отраслевые научно-исследовательские, проектно-конструкторские и проектно-технологические организации и лаборатории;
- внутрипроизводственный сектор науки, в который входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические и экспериментальные подразделения предприятий;
- вневедомственную науку, представленную независимыми научно-производственными организациями, создаваемыми для осуществления коммерческой деятельности в форме малых предприятий [8; c. 7].
Научно-производственно-
В Республике Беларусь создаются технопарки для разработки высокотехнологичной наукоемкой продукции в рамках выполнения государственных и региональных научно-технических программ. Технопарки получили широкое развитие в США (более 300), Германии и других странах. В России их 60, в Беларуси по состоянию на 2008 г. – 10 [8; c. 11].
Технополис представляет собой конгломерат из нескольких сотен научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий, внедренческих, венчурных организаций, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и ускорение их коммерциализации [9; c. 20].
Малые инновационные фирмы создаются, как правило, учеными, инженерами, изобретателями, стремящимися с расчетом на материальную и моральную выгоду осуществить коммерческую реализацию собственных разработок и других новейших достижений науки и техники.
Кроме
научной и научно-
- финансово-кредитную подсистему обеспечения инновационной деятельности (бюджетные, внебюджетные, инновационные фонды, страховые компании, кредитные учреждения и т.п.);
- информационную подсистему, позволяющую оценить рыночную перспективу научно-технических разработок, осуществить поиск деловых партнеров, предоставить необходимые данные (аналитические, статистические центры, информационные сети и базы данных);
- подсистему подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
- подсистемы экспертизы проектов и программ, стандартизации, сертификации продукции, инновационного сервиса (инжиниринговые и консалтинговые фирмы); продвижения наукоемкой продукции на отечественные и зарубежные рынки (маркетинг, патентно-лицензионная работа, организация выставок и ярмарок) [8; c. 13].
Таким образом, инфраструктура инновационной деятельности представляет собой совокупность подсистем, обеспечивающих осуществление и развитие всех стадий инновационного цикла вплоть до выпуска и реализации наукоемкой продукции. А поэтому все подсистемы инфраструктуры должны работать согласованно, обеспечивая коммерческий успех инноваций.
3.2 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь
«Инновационный путь развития – это не только технолого-экономический, но и политический лозунг на ближайшие годы. Это перспективная мобилизующая идея для всего нашего общества», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении в июне 2004 г. в г. Витебске на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов «Инновационная политика государства и пути се реализации» [11].
Инновационное развитие национальной экономики в качестве государственного приоритета включено в стратегические и тактические документы правительства: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 гг.» [12], «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.» и другие программные и прогнозные документы.
Целью
государственной политики в области
формирования и развития национальной
инновационной системы является
создание экономических условий
для вывода на рынок конкурентоспособной
инновационной продукции в
В рамках выполнения программы Республика Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. По данным Министерства экономики РБ [15] К концу 2010 года создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Информация о работе Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций