Влияние неоконсерваторов на внешнюю политику США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:37, реферат

Описание

Усиление влияние неоконсерватизма на американскую политику с приходом к власти Администрации Буша и в большей степени после 9/11 можно отчётливо разглядеть во многих событиях и явлениях. Понятно, что возрождение многолетней традиции неоконсерватизма стало возможным благодаря монопольному положению США как единственной сверхдержавы, а также заметному подъёму сопротивления во всех регионах мира.

Работа состоит из  1 файл

Влияние неоконов на вн5ешнюю политику.docx

— 18.23 Кб (Скачать документ)

Усиление влияние неоконсерватизма на американскую политику с приходом к власти Администрации Буша и  в большей степени после 9/11 можно  отчётливо разглядеть во многих событиях и явлениях. Понятно, что возрождение  многолетней традиции неоконсерватизма стало возможным благодаря монопольному положению США как единственной сверхдержавы, а также заметному  подъёму сопротивления во всех регионах мира. В новых условиях мессианские  мотивы во внешней политике вовремя  подхватили неоконсервативные круги  в политикуме США, представленные такими политиками как Д. Рамсфельд, Пол  Вулфовитц, Ричард Перл, Кондолиза Райс и др. Немыслимое влияние США и  безмерность их возможностей усиливает  позиции тех, кто ориентируется  на силовую политику в отношении  конкурентов на международной арене, уменьшение роли государства в таких  чувствительных, по мнению, неоконсерваторов для вмешательства областях, как  экономика и частная собственность. Неоконсерваторы ориентируются  на традиционные американские ценности, прописанные в Конституции США  и основных поправках, рассматривают  их как универсальные. Любое несогласие с ними заранее воспринимается как  неприемлемые и враждебные действия. Это приводит к тому, что неоконсерваторы  склонны использовать силовые методы для продвижения принятых ими  шаблонов. Особый упор делается на «распространении демократии» и «открытых обществ», а также связанное с ними расширение свободных рынков. Всё это оставалось бы эфемерными принципами, если бы не та ясность и простота, с которой  их вписали в Стратегию Национальной Безопасности США 2002 г. О том, как  это отобразилось на самой Стратегии, мы и поразмышляем в этом эссе.

 «Великие бои 20 века  между свободой и тоталитаризмом  закончились уверенной победой  сил свободы» - так жизнеутверждающе  начинается этот стратегический  документ, открывая перед нами  картину вечной борьбы между  добром и злом, истиной и ложью,  которая, однако, этой самой «победой  сил свободы не заканчивается.  Поскольку угрозы для мира, стабильности  и безопасности никуда после  распада Советского Союза не  делись, а трансформировались в  новые вызовы, такие как «страны-изгои», терроризм и пр. Мир меняется, а бесконечные столкновения добра  и зла не заканчиваются. Уже  на этих первых строках можно  наблюдать свойственную неоконсерватизму  «чёрно-белую» риторику противостояния  добра и зла, в которой история  застывает на полюсах вечного  возвращения. Единственное, что остаётся  неизменным это роль Америки  как защитника свободы и справедливости  от посягательства зла. Эта  отчасти сектантская риторика, так  свойственная радикальным течениям  христианства и иудаизма, из которых  неоконсерватизм черпает свои  идейные основания. В той или  иной видоизменённой форме она  присутствует на страницах Стратегии.  Неоконсерватизм может развернуть  весь свой идеологический потенциал  только в поисках внешней угрозы, поэтому в Стратегии Национальной  Безопасности даже мирные стратегические  перспективы строятся вокруг  оси вызовов и угроз. Всё  это сочетается с претензиями  США на универсальность своих  интересов и ценностей:

 

«Эти ценности свободы  являются верными для каждого  индивидуума, в каждом обществе –  и обязанность по защите этих ценностей  от врагов их является общим вызовом  свободолюбивых людей во всём мире»

 

…а также намерением расширять  зону принятия этих ценностей:

 

«Мы будем расширять мир, поощряя открытые и свободные  общества на любом континенте»

 

Вступительная часть стратегии, написанная по статье Кондолизы Райс «Баланс сил в пользу свободы» задаёт чётко различимый неконсервативный тон, который в тех или иных пропорциях присутствует во всех последующих  разделах Стратегии. Из рук Райс Америка  получает арсенал для реализации своей мессианской роли продвижения  свободы и демократии: во-первых, США не знают равных по военной, экономической  и политической мощи, во-вторых, благодаря  этому Райс может с уверенностью сказать, что «мы будем защищать мир, воюя с тиранами и террористами». Кроме того, заметно вырисовывается склонность неоконсерватизма к универсализации  американских ценностей через активные (силовые) действия: «В новом мире, в  который мы вступаем, единственный путь к миру и безопасности пролегает  через действие»

 

Особое место в Стратегии 2002 года уделено угрозам американской безопасности. Ключевой угрозой для  составителей документа теперь являются не действия национальных государств и вражеских армий, а попытки  «невидимых групп» террористов, «вооружившихся радикализмом и современной технологией» разрушить основания свободных  обществ. Влияние неоконсерватизма как нельзя лучше прослеживается в безапелляционной риторике разделения мира на «врагов» и «друзей» (это  уже присутствовало в речах Р. Рейгана).

 

За вступлением Райс следует  основная часть, в которой цели стратегии  и планы внешней политики освящаются более подробно. Остановимся на наиболее важных, и симптоматичных для рассматриваемого нами вопроса. Мы попытаемся выделить те пункты стратегического планирования, которые лучше всего иллюстрируют влияние неоконсерватизма на этот основной для американской внешней политики документ.

 

Глобальный терроризм  против США и их друзей

 

«Конфликт был начат по срокам и условиям других. Он закончится так, как мы захотим и тогда, когда  мы захотим» - Дж. Буш.

 

Основным положением этого  раздела, безусловно, является возможность  применения превентивных действий против государств, подозреваемых США в  сотрудничестве с террористами или  в незаконной разработке ядерного оружия. При этом не отбрасывается возможность  действия без поддержки международного сообщества – т.е. односторонне:

 

«Мы не будем колебаться прибегнуть к односторонним действиям, если будет необходимо использовать наше право на самооборону, действуя превентивно  против террористов, чтобы предотвратить  нанесение вреда нашему народу и  стране».

 

Этот принцип Стратегии, ставший новинкой во внешней политике США со времён «доктрины сдерживания», «гибкого реагирования», уже использовался  в Афганистане и Ираке. Безусловно, он выдержан в духе неоконсерватизма с его склонностью к силовым  методам решения международных  проблем и игнорированию норм международного права, препятствующие односторонним действиям. Во многом такой подход идеалистичен, поскольку  он игнорирует реальные последствия  такой политики для стабильности международной системы. Её плоды  приводят к противоположным намеченным целям результатам. Террористическая активность не только не уменьшилась, но, наоборот, набирает всё большие  обороты. Стратегия «превентивного удара», имеющая сомнительные теоретические  основания отрицательно сказывается  на признании легитимности американских действий, что влечёт за собой взлёт  антиамериканизма по всему миру.

 

«Страны-изгои»

 

Как упоминалось раньше ещё  одним слагаемым неоконсервативной  идеологии, ярко выраженной в Стратегии 2002 г. является оформление новых критериев  для т.н. «стран-изгоев». Эти страны, как указывается в Стратегии: «терроризируют свой собственный народ, не уважают нормы международного права, угрожают соседям, хотят создать  оружие массового уничтожения, занимаются спонсированием терроризма, отрицаю  базовые человеческие права». Список «стран изгоев» составлен выборочно, и дополняется или сокращается  по мере изменения стратегической обстановки. Основным слоганом в борьбе с этими  новыми угрозами становится фраза из той же СНБ за 2002 – «враг не должен напасть первым» - т.е. обоснование  необходимости «превентивного нападения».

 

Подводя итог анализу стратегических подходов к преодолению угроз  национальной безопасности, стоит сказать, что понимание сути этих угроз  во многом неверно, поскольку мир  рассматривается американскими  стратегами через призму непогрешимости американской политики. Объективные  возбудители радикальных тенденций  в мире выпадают из анализа стратегической обстановки – как следствие те меры и методы борьбы, которые предлагаются, не соответствуют сути угроз. Желание  подстроить Стратегию под национальные интересы приводит к тому, что сами угрозы выглядят надуманными и туманными. Это свидетельствует о значительной степени идеализации международных  отношений, присущей неоконсерваторам.

 

Свободные рынки и свободная  торговля

 

В этом разделе неоконсерватизм  проявился ярче всего. Основные постулаты  экономической политики неоконсерваторов, такие как невмешательство государства  в экономику, ограничительная фискальная политика, продвижение принципов  свободной торговли и либерализация  финансовых потоков нашли своё отображение  в стратегических подходах к международной экономике. Позиция, выраженная в Стратегии – «мы будем продвигать экономический рост и свободу за рубежом» ещё менее очевидна, чем предыдущие цели и перспективы. Уверенность в том, что либерализация экономики приносит выгоду, оправданна лишь частично. Как правило, либерализация экономики приводит к противоположному результату для социальной сферы развивающихся стран. Примеров этому множество. Поэтому из ярко выраженного в Стратегии рыночного фундаментализма следует то, что экономическая доктрина неоконсерваторов сыграла большую роль в выдвижении рассмотренных выше принципов. К этим принципам следует добавить традиционную опору на международные финансовые институты (МВФ, Мировой Банк, ВТО), которые являются основной движущей силой американских подходов к международной экономике и получим полную картину чисто неоконсервативной экономической политики.

 

Продвижение демократии и  вывод бедных стран из кризиса.

 

Заключительным штрихом  Стратегии Национальной Безопасности за 2002 год безусловно является этот раздел. Здесь мы сталкиваемся с  ещё одной чертой неоконсервативных  подходов к внешней политике. Это  проявляется в идеализировании  положения развивающихся стран, которые как считают неоконсерваторы, сами виноваты в слабых темпах экономического роста и плачевном состоянии  социальной базы. При этом полностью  игнорируется роль западных стран и  в частности США в создании подобного кризиса. Исходя из сложившейся  ситуации, неоконсерваторы берут  на себя обязанность вывода бедных стран из кризиса, в который они  сами себя завели. Подобный патерналистский  подход свойственен именно неоконсерваторам, которые считают бедные страны маленькими детьми, за которыми надо следить. Выход  из кризиса, по мнению американских стратегов  во многом зависит от усиления активности международных финансовых институтов и помощи развитых стран. От бедных стран требуется послушное выполнение указаний и соблюдение либерально-демократических  принципов. Политика навязывания собственной  социо-экономической повестки, как  мы могли убедиться на примере  многих стран Латинской Америки, уже имела свои отрицательные  результаты.

 

Резюмируя проведенный анализ, следует отметить, что, несмотря на сходство риторики, и взглядов практически  всех политических течений в американской внешней политике, неоконсервативные  подходы выделяются из них своей  безаппеляционностью и сильной  идеологизированностью. Стратегия  Национальной Безопасности 2002 привлекла  огромный интерес общественности именно жёсткой постановкой основных проблем  в духе неоконсерватизма. Тот факт, что Администрация Буша последовательно  придерживалась основных принципов  Стратегии, свидетельствует о её огромной роли и значении для американской внешней политики со времён террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон.

 

 

Читать полностью: http://h.ua/story/13030/#ixzz2Bw8vaUk8


Информация о работе Влияние неоконсерваторов на внешнюю политику США