Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Механизмы выхода предприятия на внешние рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности, изучение механизмов выхода предприятий на международный рынок и рассмотрение законодательной базы Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. определить роль внешнеэкономической деятельности предприятия
2. рассмотреть ее основные формы
3. установить мотивы выхода предприятия на внешний рынок
4. изучить механизмы внедрения организаций на международный рынок

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности предприятия ………....3
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности………………...5
1.3. Государственная поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий…………………………………………………………………….....8
Глава II. Выход предприятия на внешние рынки.
2.1. Причины и мотивы выхода предприятия на внешний рынок..……..…....12
2.2. Способы выхода предприятия на международный рынок и ограничивающие факторы……………………………………...…………….....14
2.3. Законодательная база внешнеэкономической деятельности..….........…..17
Глава III. Изучение деятельности предприятия………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………….……...33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 4.53 Мб (Скачать документ)

Одним из  важнейших критериев  при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются  отношения собственности. Здесь  можно выделить такие варианты, как:

  • полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;
  • объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;
  • различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В настоящее время серьезных  западных инвесторов интересует не столько  партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов  контроля над производством. Поэтому  все большую роль в привлечении  иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным  участием, когда предприятие создается  полностью за счет иностранного инвестора.

    1. Государственная поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий.

Внешнеэкономические связи  нуждаются в регулировании со стороны государства. Государственное  регулирование внешнеэкономических  связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия  на экономические отношения между  странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Количественные или так  называемые нетарифные ограничения  представляют собой устанавливаемые  государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу  или вывозу. Наряду с видом и  количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам, количественные ограничения  снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных  товаров. Количественные ограничения  могут использоваться также с  целью устранения торговых дисбалансов  с отдельными странами, применяются  в качестве ответных мер на дискриминационные  действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Существует несколько  видов количественных ограничений. Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Квотирование — это ограничение количества экспорта или импорта товаров определенного наименования. При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензия на экспорт и импорт выдается предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

Помимо количественных ограничений  существуют другие средства нетарифного  ограничения. К ним относятся  таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных  мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну.

Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать  такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких  торговых ограничений со стороны  государств-импортеров.

В связи с ростом заинтересованности предприятий в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области форсирования экспорта.

Современная комплексная  система форсирования сбыта товаров  на мировом рынке включает экономическое  стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также  использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях  формирования экспорта используются в  основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных  условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном  рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным  банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях. Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств с большим риском.

Назначение государственного страхования экспорта заключается  в том, чтобы максимально обезопасить  и удешевить вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность предприятий.

Важными финансовыми инструментами  форсирования экспорта являются налоговые  льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно  повышает конкурентоспособность товаров  и стимулирует коммерческую, а  иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто  реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться в рынок, увеличить объем продаж, вытеснить  конкурентов. Для борьбы с демпингом  во многих странах разработаны антидемпинговые  законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда  демпинг угрожает причинить ущерб  торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право  облагать товар, помимо обычной пошлины, и антидемпинговой в размере  разницы между внутренней его  ценой в стране происхождения  товара и экспортной.

Основными формами налоговых  льгот для предприятий-экспортеров  являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Предприятиям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать необлагаемые налогом денежные фонды.

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности предприятий, проводя мероприятия по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, форма государственной поддержки оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Предприятия становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.

Из других мер государственного регулирования довольно действенными оказываются льготное кредитование и государственное страхование экспорта. Эта система гарантирует в какой-то мере сохранение от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др. По силе воздействия конкурентоспособности компаний в долгосрочном плане приоритет принадлежит государственным мероприятиям, направленным на совершенствование технологий производства, а не на понижение цен за счет субсидий. Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.

 

Глава II. Выход предприятия на внешние рынки

2.1. Причины и  мотивы выхода предприятия на  внешний рынок.

Переустройство внешнеэкономической деятельности, то есть реформы ВЭД дали право любому физическому и юридическому лицу заниматься внешнеэкономической деятельностью. Сегодня в ситуации рыночного хозяйства всё больше и больше фирм и предприятий стремятся к самостоятельному выходу на внешний рынок. В чем основные причины и мотивы данного стремления?

Любое предприятие, которое стремится  включиться в международные экономические  отношения, главной задачей ставит перед собой успешный выход предприятия на внешний рынок4.

Причины и мотивы выхода предприятия на внешний рынок следующие:

1)    Ослабление рыночных позиций фирмы на внутреннем рынке в условиях жесткой конкуренции;

2)    Сглаживание резких колебаний спроса. Особенно касается сезонных товаров и услуг;

3)    Поиск более высокой доходности бизнеса;

4)    Продление жизненного цикла продукта. Пример – многие японские фирмы, выходившие с товарами народного потребления, вынесли свое производство за рубеж;

5)    Получение признания за рубежом, а также международного престижа для предприятия и его услуг или товаров;

6)    Уменьшение рисков за счет их распределения и географической диверсификации операций;

7)    Усовершенствование ликвидности активов организации за счет дополнительных источников поступления валюты;

8)     Требования клиентов;

9) Выход предприятия за рубеж как подтверждение эффективности деятельности;

11) Овладение и приобретение  передового опыта ведения международного  бизнеса и повышение компетентности  персонала.

Но, не смотря на стремление, довольно часто фирмы не занимаются международным бизнесом и, особенно, прямыми инвестициями, несмотря на явную экономическую целесообразность. Это вызвано особенностями принятия решений на корпоративном уровне. Незнание ситуации в другой стране заставляет менеджеров переоценивать риски и не рассматривать соответствующие варианты, даже если имеются прогнозы получения высокой прибыли. На первоначальных стадиях организации бизнеса оказываются важными дополнительные мотивы, которыми руководствуются менеджеры.

Экономическое обоснование  принимаемых решений во внешнеэкономической  деятельности предприятия производится путем расчета различных показателей  экономической эффективности.

Эффективность ВЭД предприятия  характеризуется прибыльностью  всех его подразделений, ориентированных  на экспорт, на данном уровне могут рассчитываться следующие показатели5:

  1. Прибыль – конечная цель и основной критерий деятельности фирмы. Также часто используется показатель валовая прибыль.
  2. Критический объем продаж – стоимость или объем продукции, которую необходимо реализовать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований.
  3. Относительные показатели рентабельности (продаж, активов, основного капитала, собственного капитала).
  4. Объем продаж – отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста.
  5. Средняя норма рентабельности фирмы.
  6. Конкурентоспособность предприятия, т.е. возможность предложить товар, удовлетворяющий требованиям потребителя в наиболее выгодных условиях.
  7. Платежеспособность – степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать финансовые обязательства.

Все дополнительные мотивы как содержатся внутри организации, так и частично определяются внешней средой. Топ-менеджмент часто руководствуется соображениями престижа, желанием путешествовать, стремлением сделать что-либо для развития других стран. Стремление к интернационализации деятельности компании поддерживается также прошлым опытом высших управляющих, их школьным образованием, кругом друзей и впечатлениями от зарубежных путешествий.

2.2.  Способы выхода предприятия на международный рынок и ограничивающие факторы.

Выбор оптимального варианта выхода фирмы на зарубежный рынок осуществляется только после формирования обширной теоретической базы и определяется совокупностью факторов, в число которых могут входить6:

  • имеющиеся финансовые и кадровые ресурсы;
  • динамика развития выбранной отрасли и конкретное направление деятельности;
  • условия работы иностранных компаний в выбранном регионе;
  • перспективность выхода как такового;
  • допустимый уровень риска.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Механизмы выхода предприятия на внешние рынки