Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:52, доклад
Социальная ответственность корпораций в Японии поддерживается культурными традициями страны. Японская модель КСО предусматривает социальную сплоченность на уровне компании и деловую сплоченность на уровне индустриальной группы. Для японской модели характерна активная роль государства, которое на протяжении долгого времени принимало участие в корпоративном стратегическом планировании.
Управление бизнесом ориентировано не только на получение прибыли; оно основано на правильном восприятии бытия, общества и окружающего мира, осознании своей ответственности перед обществом и стремлении к прогрессу цивилизации в целом.
Японская модель
социальной ответственности
Социальная ответственность корпораций
в Японии поддерживается культурными
традициями страны. Японская модель КСО
предусматривает социальную сплоченность
на уровне компании и деловую сплоченность
на уровне индустриальной группы. Для
японской модели характерна активная
роль государства, которое на протяжении
долгого времени принимало участие в корпоративном
стратегическом планировании.
Управление бизнесом ориентировано не
только на получение прибыли; оно основано
на правильном восприятии бытия, общества
и окружающего мира, осознании своей ответственности
перед обществом и стремлении к прогрессу
цивилизации в целом.
Для Японии характерно восприятие предприятия
как некоей «производственной семьи».
Работник считается членом «своей» семьи,
поэтому его ответственность и права выходят
далеко за рамки обычных трудовых обязанностей.
Корпорация, в свою очередь, поддерживает
человека на протяжении всего жизненного
пути: помогает в приобретении жилья, выделяет
финансовую помощь при рождении детей,
а затем их обучении, выплачивает щедрые
выходные пособия и корпоративные пенсии.
В отсутствии демократических традиций
замечательный в своем гуманитарном пафосе
подход рискует выхолоститься в очередную
«обязаловку» — только теперь уже не государственную
(большая часть населения страны еще помнит
лотерейные билеты ДОСААФ и марки ОСВОД),
а корпоративную. Во всяком случае, соседи-россияне
уже жалуются на новую моду, активно распространяющуюся
среди работодателей: в качестве подарков
к корпоративным праздникам сотрудникам
теперь норовят презентовать своего рода
«КСО-сертификаты», подтверждающие, что
от лица имя рек такая-то сумма потрачена
на благотворительность (сделан вклад
в благотворительный фонд или перечислен
взнос на счет детского дома и т. д.).
Финансовый результат налицо — фонды
пополняются. Но с точки зрения нравственной
— поддержки готовности человека сделать
хороший поступок, поделиться душевным
теплом или достатком с остро нуждающимися,
— делается черное дело. И не только потому,
что акт личной благотворительности навязывается
вместо корпоративной премии: человека
лишают возможности самостоятельно сделать
добро. Что, наверное, и есть самое важное
в благотворительности — настоящей, а
не для отчетности...
1.2 Японская модель
Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три аспекта:
1. Система главных банков;
2. Система пожизненного найма персонала;
3. Сетевая организация внешних взаимодействий компаний.
Рассмотрим их более подробно.
В японском бизнесе банки
играют весьма важную роль, и каждое
предприятие стремится
Система пожизненного найма персонала не охватывает весь рынок труда в Японии. Доля тех, кто действительно всю трудовую жизнь остается в одной компании, приблизительно равна 50%. Здесь речь идет о некоей деловой культуре, где активно культивируется и играет важную роль для компании чувство сопричастности и отношение к компании как к семье. Считается важным, единожды появившись в трудовой семье, навсегда остаться ее членом. Но и у данного принципа существуют свои недостатки: данная система предполагает медленный, во многом заранее предопределенный карьерный рост. Подобная ситуация не всегда устраивает современную молодежь, которая живет в высоко динамичном мире.
К сетевой организации внешних взаимодействий компаний относят:
· Избирательное вмешательство;
· Внутригрупповая торговля;
· Практика внутригруппового передвижения менеджмента;
· Наличие сетевых элементов – советов, ассоциаций, клубов.
Многие компании в Японии объединяются в финансово-промышленные группы. Весьма часто наблюдается вмешательство в управленческий процесс со стороны других компаний группы. Нередко такие вмешательства осуществляет главный банк компании, корректируя ее финансовое положение. Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния какого-либо предприятия группы. Банкротство компаний, входящих в финансово-промышленные группы, - явление очень редкое, так как им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь. Вмешательство также может осуществляться с целью решения технологических проблем.
Внутригрупповая торговля –
важный элемент сетевого взаимодействия
внутри группы. В финансово-промышленных
группах имеется центральная
торговая компания и несколько торговых
компаний второго плана. Основной ролью
торговых компаний является координация
деятельности группы по всем аспектам
торговли. Многие материалы и комплектующие
для производства покупаются и продаются
внутри группы. Торговая компания не является
центром генерирования прибыли,
а выполняет функцию
Широко распространена практика внутригруппового передвижения менеджмента. Например, менеджер сборочного завода может быть откомандирован на длительный срок на предприятие, поставляющее комплектующие, чтобы решить какую-либо проблему совместно. Уходящие на пенсию менеджеры верхнего уровня часто назначаются в совет директоров одной из компаний – поставщиков. Значимость такой практики заключается в создании личных отношений в среде менеджмента, которые способствовали бы глубокому обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта и знаний.
Большую роль в японской
модели управления корпорацией играют
различные неформальные объединения
– союзы, клубы, профессиональные ассоциации.
Для финансово-промышленных групп
наиболее влиятельным органом такого
типа является президентский совет
группы. Члены этого совета избираются
из числа президентов основных компаний
группы. Целью является лишь поддержание
дружеских отношений между
Информация о работе Японская модель корпоративной социальной организации