Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:59, курсовая работа
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю.
1. Введение . 2
2. Финансы предприятия. 3
2.1. Основы организации финансов предприятий. 3
2.2. Планирование финансов. 6
2.2.1. Понятие планирования . 6
2.2.2. Цели планирования. 8
2.2.3. Организация планирования. 9
2.2.4. Процесс планирования. 10
2.3. Анализ финансового состояния предприятия. 12
2.3.1. Задачи анализа и данные, используемые при анализе . 12
2.3.2. Анализ состояния собственных оборотных средств. 15
2.3.3. Анализ нормируемых оборотных средств. 17
2.3.4. Анализ ненормируемых оборотных средств. 18
2.3.5. Анализ оборачиваемости оборотных средств . 19
2.3.6. Анализ движения денежных средств. 23
2.3.7. Анализ кредитных взаимоотношений предприятий с банком. 23
2.4. Ответственность предприятий . 26
3. Заключение. 28
4. Список использованной литературы. 29
Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.
Необходимо добиться такого
положения, чтобы вся деятельность
предприятия в комплексе была
бы рентабельна и обеспечивала бы
денежные поступления в объеме, удовлетворяющем
заинтересованные в результатах
работы предприятия группы лиц (владельцев,
кредиторов и пр.) . Описание ожидаемых
результатов экономической
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Невозможно выработать общие
правила, устанавливающие степень
детализации бюджета. В первую очередь
она зависит от того, насколько
высок уровень надежности составляемых
расчетов. Кроме того, на каждом конкретном
предприятии необходимо оценить
степень необходимой
2.2.2. Цели планирования.
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как экономический
прогноз. Руководство любого предприятия
независимо от его вида и величины
обязано знать, какие задания
в области экономической
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации.
Бюджет представляет собой выраженную
в стоимостных показателях
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования
полномочий. Одобрение руководством
предприятия бюджета (плана) подразделения
служит сигналом того, что в дальнейшем
оперативные решения
2.2.3. Организация планирования
Организация планирования зависит
от величины предприятия. На очень мелких
предприятиях не существует разделения
управленческих функций в собственном
смысле этого слова, и руководители
имеют возможность
Как показано п. 2.2.2, бюджеты
подразделений разрабатываются
не изолированно друг от друга. При
расчете, например, плановых показателей
реализации, а значит и величины
покрытия необходимо знать условия
производства и запланированные
отпускные цены. Чтобы обеспечить
действенную систему
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов) : по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх) . По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху” , т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который, в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
2.2.4. Процесс планирования
Предприятие должно осуществлять
планирование и контроль в двух основных
экономических областях. Речь идет
о прибыльности (рентабельности) его
работы и финансовом положении. Поэтому
бюджет (план) по прибыли и финансовый
план (бюджет) являются центральными элементами
внутрифирменного планирования. [3] Планирование
потребности в оборотном
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно
включить финансовое планирование в
процесс стратегического
Планирование источников
дохода. Известно много источников
фондов предприятия, включая доход
от продажи продукции, инвестиции ее
собственников, а также займа. Задача
прежде всего состоит в нахождении
лучшего источника для каждой
потребности и именно в то время,
когда возникает такая
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
2.3. Анализ финансового состояния предприятия
2.3.1. Задачи анализа и данные, используемые при анализе
Финансовое состояние
предприятия необходимо анализировать
с позиций и краткосрочной, и
долгосрочной перспектив, так как
критерии его оценки могут быть различны,
состояние финансов предприятия
характеризуется размещением
Устойчивое финансовое положение
предприятия зависит прежде всего
от улучшения таких качественных
показателей, как - производительность
труда, рентабельность производства, фондоотдача,
а также выполнения плана по прибыли.
Рациональному размещению средств
предприятия способствует правильная
организация материально-
Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, проверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.
В связи с различным функциональным назначением и особенностями использования в планировании и учете средства предприятия подразделяются на основные и оборотные.
К основным относятся средства стоимостью не менее 500 тыс.тенге. за единицу независимо от срока службы, а так же со сроком службы не менее одного года, независимо от их стоимости. Основные средства функционируют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимость относится на затраты производства в течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия, обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат в процессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до ее реализации, денежные средства и дебиторскую задолженность.
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия