Анализ государственных доходов и расходов Республики Казахстан за 2010-2011 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:07, доклад

Описание

Исполнение бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года.
Бюджетная политика была нацелена не только на реализацию антикризисных мер, но и на обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости государственных финансов.
Для реализации мероприятий, вытекающих из Послания Главы государства по повышению уровня жизни граждан страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса в 2010 году предпринят комплекс мер по увеличению доходной части бюджета.

Работа состоит из  1 файл

док 2 чистовик.docx

— 36.36 Кб (Скачать документ)

В 2010 году была проведена  работа по мониторингу проводимых государственных  закупок, по результатам которых  инициированы проверки рисковых закупок. Положительным эффектом данной работы явилось снижение роста нарушений  в сфере государственных закупок. Так, в  2010 году сумма нарушений, установленных  при проведении государственных  закупок, составила 199 026,9 млн. тенге (2009 г.- 208 386,4 млн. тенге).

 

 

 

 

 

 

Об итогах работы Министерства финансов за 2011 год

 

Годовой план доходов республиканского бюджета уже выполнен. На 23 декабря – 100,5% (факт 4 367,4млрд.тенге против 4 346,2 млрд. тенге), по итогам года ожидается исполнение 101,9%. По доходам государственного бюджета также ожидается исполнение годового плана

В основном перевыполнение по налоговым поступлениям связано за счет действия механизма распределения таможенных пошлин стран Таможенного союза РК: без учета распределения поступило 190,7 млрд. тенге, с учетом распределения и поступлений от РФ и РБ поступило в 1,5 раза больше  и составило 279,6 млрд. тенге или 102,4 % к плану; по экспортной таможенной пошлине на нефть поступления составили 428,9 млрд. тенге или 100,3% к плану; а также дополнительных разовых поступлений в размере 6,2 млрд. тенге по дополнительным декларациям за 2009 – 2010 годы, из них 5,7 млрд. тенге по АО «ТНК «Казхром».

Активы Национального  фонда Республики Казахстан на 26 декабря 2011 года составили 7 857,7 млрд. тенге или 44 млрд. долл. США, в Нацфонд поступило 3 357,4 млрд. тенге.

 

Ожидаемый прогноз исполнения республиканского бюджета составляет 5 129,8 млрд. тенге или 99,2% (40 млрд. тенге) к плану, т.е. на уровне прошлого года.

На 1 декабря 2011 год из республиканского бюджета регионам были выделены целевые  трансферты на сумму 741,0 млрд. тенге, которые по оперативным данным местных исполнительных органов освоены на 647,2 млрд. тенге, или 87,3 %. Местным исполнительным органам необходимо принять соответствующие меры по освоению бюджетных средств. Особенно это касается г. Астаны – 27,0 млрд. тенге и г. Алматы – 6,4 млрд. тенге и следующих областей:  Акмолинской – 9,5 млрд. тенге, Мангистауской – 7,3 млрд. тенге, Восточно-Казахстанской – 7,1 млрд. тенге, Южно-Казахстанской – 5,8 млрд. тенге,  Павлодарской – 5,4  млрд. тенге.

На конец года дефицит республиканского бюджета  прогнозируется около 603,1 млрд. тенге, что меньше запланированного на 127,3 млрд. тенге и составит 2,3% к ВВП  или 0,5 % меньше запланированного на 2011г. (утвержден 730,4 млрд. тенге или 2,8% к  ВВП). Министерством принимаются меры для повышения эффективности государственных расходов. В Сенате Парламента Республики Казахстан завершается работа по рассмотрению законопроекта по усилению ответственности участников бюджетного процесса, получателей бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных процедур. После принятия указанного законопроекта Министерством финансов по согласованию со Счетным комитетом будет разработан и утвержден Классификатор нарушений. Классификатор будет охватывать нарушения законодательства при поступлении средств в бюджет, нарушения законодательства при использовании бюджетных средств и активов государства, нарушения законодательства при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, нарушения процедур в ходе бюджетного процесса и включать перечень нормативных правовых актов, нормы которых были нарушены и способы устранения нарушений.

Кроме того, с 1 января 2012 года будет внедрена в пилотном режиме информационная система Казначейство-клиент. В результате, за счет дистанционного обслуживания государственных учреждений будут сокращены сроки проведения казначейских операций, уменьшатся административные барьеры, а также сократятся бумажные и транспортные расходы государственных  учреждений.

В целях недопущения роста  дебиторской задолженности государственных  учреждений усилен текущий контроль, где при проведении платежей будет  контролироваться наличие условий  о пропорциональном удержании государственным  учреждением ранее выплаченного аванса от каждой суммы принятых объемов  работ. Окончательный расчет за выполненные  работы будет производиться после  завершения работ и предъявления заказчиком акта государственной или  рабочей комиссии о вводе объекта  в эксплуатацию.

В сфере администрирования  налоговых поступлений результаты работы следующие.

Упрощена налоговая отчетность на 30% (путем исключения отдельных  приложений к декларациям и расчетам и сокращения справочных данных в  формах отчетности). Это отмечено в  международном рейтинге «Легкость  ведения бизнеса» - по индикатору «Налогообложение», где Казахстан занял 13 место среди 183 стран мира. Усилена контрольная  работа. Введена система бесконтактного камерального контроля «Кыран», проводимая на основе имеющихся данных в информационной системе налоговых органов.  По итогам такого контроля, выявлено 45,9 тыс. налогоплательщиков, допустивших  нарушения в представленных декларациях  по НДС, также представлена возможность самостоятельного исправления ошибок. В результате налоговые обязательства по НДС налогоплательщиками увеличены на 31,4 млрд. тенге самостоятельно.  За 11 месяцев т.г. в целом по результатам  контрольно-экономической работы налоговых  органов доначислению налогов в сумме 287,2 млрд. тенге. На данный момент взыскано 14,1 млрд. тенге, оставшиеся суммы доначислений находятся на различных стадиях обжалования, либо являются недоимкой «обнальных» фирм. В целях пресечения незаконного обналичивания Министерством финансов разработан законопроект, направленный на снижение наличного оборота и стимулирование применения в расчетах банковских карточек. Проект закона уже рассматривается в Сенате.     

В 2012 году продолжится реализация Плана мероприятий Концепции  перехода к всеобщему декларированию доходов, а также мероприятий в рамках Проекта  реформирования налогового администрирования совместно с Всемирным Банком.

С 2013 года Налоговым кодексом предусмотрена отмена разовых талонов  в торговле, которые пока еще заменяют собой цивилизованные методы налогообложения. Уплачивая фиксированные 200-300 тенге в день, торговец рынка не ведет учет и кассу, и по не прозрачной схеме проходят огромные обороты, обрастая спекулятивной маржой.  Взамен талонов такие лица будут вправе применять другие имеющиеся налоговые режимы, которые также необременительны, но имеют систему учета и отчетности. В связи с чем, в течение года проводилась работа по проведению налоговой регистрации лиц, торгующих на рынках. Из 106 тысяч физических лиц, ¾ уже зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей,  осталось 25 тысяч, и эта работа закончится в 2012 году.

В целом регистрация в  качестве индивидуальных предпринимателей и переход, например, на работу на основе патентов выгоднее торговцам, по сравнению  с разовыми талонами.

Индивидуальные предприниматели  при этом ставят вопрос об усложненной  для них системе бухгалтерского учета.

Министерство финансов готовит  законопроект, в соответствии с которым  индивидуальные предприниматели, применяющие  специальный налоговый режим  на основе упрощенной декларации будут  освобождены от обязанностей ведения  бухгалтерского учета. Для малых  предприятий будет существенно  упрощен национальный стандарт бухгалтерского учета, а средние перейдут на МСФО для МСБ.  

Министерством в реализацию Бюджетного кодекса проводится работа по реформированию бухгалтерского учета  государственного сектора, где предусмотрен переход бухгалтерского учета в  государственных учреждениях на метод начисления с 1 января 2013 года. В связи с чем, нами разработаны  и утверждены нормативные правовые акты по новой методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  соответствии с МСФООС и методом  начисления и разработаны учебные  программы для бухгалтеров государственных  учреждений.

В следующем году предполагается внедрение метода начисления в пяти пилотных министерствах, в том числе  МФ и двух областях, а также проведение полномасштабного обучения бухгалтеров  государственных учреждений новой  методологии, для обеспечения своевременного перехода всех государственных учреждений на метод начисления с 1 января 2013 года. 

В т.г. продолжилась работа в  рамках Таможенного союза. С 1 января внедрены единые для трех государств форматы документов для экспортно-импортных  операций. В 2012 году будет внедрено электронное декларирование, а также  начнется разработка приоритетной системы  «Единое окно». Сегодня экспортеру или импортеру необходимо представлять 11-14 документов-разрешений, для чего необходимо обойти 15 государственных  органов, причем по нескольку раз. В  мире существуют хорошие примеры  и опыт построения таких систем в  мире. Через Е-окно подаются сведения, и система сама проверяет эти  сведения в базах данных госорганов, без необходимости получения  справок и документов. Таким образом, значительно сокращаются сроки, и исключается непосредственный контакт. В 2012 будет разработано ТЭО проекта, и система заработает в 2014 году.

По результатам пост-таможенного  контроля за 11 месяцев в бюджет дополнительно  перечислено 23,9 млрд.тенге.

Большое внимание уделяется  вопросу оптимизации структуры  таможенных органов. В рамках ТС на казахстанско-российской границе упразднено 32 приграничных таможенных  поста, где  высвободилось  580 штатных единиц.  При этом на южные рубежи Таможенного  союза переведено 324 сотрудника таможенных органов, а также полностью обновлен кадровый состав  таможенных постов «Коргас»,  «Калжат» и «Алатау» по Алматинской области.

Оптимизация имеет также  положительный аспект для круглосуточного  обслуживания грузов и роста товарооборота. Так круглосуточный режим работы введен в пунктах пропуска ДТК по Жамбылской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областям, граничащих с Узбекистаном и Кыргызстаном. В китайском направлении введен 12-часовой режим работы на таможне «Коргас».

В работе таможенных органов  по укреплению южной границы основное внимание уделяется администрированию  казахстанско-китайской границы. Принятые меры привели к улучшению показателей  по данному направлению. Взыскание  с одной автофуры увеличилось в 1,7 раза в сравнении с 11 месяцами прошлого года.

Так за 11 месяцев 2011 года по товарам, ввезенным с территории КНР  взыскано в бюджет ТПиН в сумме – 66 759 млн. тенге.

При этом на территорию Республики Казахстан из КНР  ввезено более 23 тысяч автотранспортных средств,  среднее взыскание по которым  составило 1 696 тыс. тенге, что на 71,7% больше аналогичного периода прошлого года, когда с 1-го автотранспортного средства взыскивалось 988 тыс.тенге. Таким образом, при общем снижении количества транспортных средств почти на 9% или более чем на 2 тысячи единиц (с 25,3 тысяч до 23 тысяч) отмечается рост среднего взыскания с одного транспортного средства.


 

По управлению госимуществом. КГИП-ом МФ досрочно завершена работа по оценке имущества комплекса «Байконур», стоимость которого определена в  сумме свыше 467 млрд. тенге. Это позволит вести учет огромного, до этого времени  не учитываемого имущества, а также  официально оформить права собственности  Республики Казахстан.  (Всего учтено 3489 зданий и сооружений, 3562 наименований технологических систем и оборудования, 697,3 км автомобильных дорог, 366,9  км железных дорог 4,8  км. инженерных сетей и коммуникации),  

В первом квартале 2012 года будет завершена  работа по закреплению имущества  комплекса «Байконур» на праве оперативного управления за ГУ «Байконырбаланс». 

В целях осуществления  государственной регистрации объектов недвижимости в органах юстиции  за ГУ «Байконурбаланс» необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. Проект закона уже разработан.

В июле текущего года было ратифицировано соглашение о государственных и  муниципальных закупках, заключенный  в рамках ЕЭП в декабре 2010 года.

В соглашении предусмотрено  приведение национального законодательства в соответствие с данным соглашением, проведение государственных закупок  только в электронном виде с 1 июля 2012 года, где одним из основных способов осуществления государственных  закупок будет являться аукцион, а также применение национального  режима на троих с 1 января 2014 года.

Министерством в реализацию ратифицированного соглашения в  короткие сроки разработан законопроект, который 21 декабря 2011 года принят Сенатом  Парламента Республики Казахстан. В  настоящее время нами разработан электронный конкурс, который уже  используется в пилотном режиме, а  также электронный аукцион. Министерством  планируется в первую половину 2012 года использование электронного аукциона и конкурса. В течение этого  периода будет возможность обучения и подготовки государственных учреждений и бизнес среды и осуществления  безболезненного, а самое главное  своевременного перехода   на электронные  государственные закупки в сроки, предусмотренные соглашением.

В сфере банкротства. В  т.г. процедуру банкротства прошли 2,7 тыс. предприятий. По ним погашено требований на 4,5 млрд.тенге, возращено незаконно выведенного имущества на 621 млн.тенге и возбуждено 23 уголовных дела. Процедуру реабилитации успешно прошли 19 должников, где сохранено свыше 14 тыс. рабочих мест. В целях повышения эффективности и прозрачности процедур реабилитации, разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», который находится на рассмотрении в Сенате Парламента. Данный законопроект предусматривает введение ускоренной реабилитационной процедуры, ее упрощение и расширение прав кредиторов.

В июле 2011 года Комитет финансового мониторинга стал членом Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт», объединяющей 127 юрисдикций мира. Группа Эгмонт создана в июне 1995 г. в Брюсселе с целью обеспечения оперативного обмена информацией между странами - членами этой группы. Комитетом подписаны и находятся на стадии подписания Меморандумы о взаимодействии и информационном обмене с компетентными органами ряда стран.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ государственных доходов и расходов Республики Казахстан за 2010-2011 годы