Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:02, контрольная работа
Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне
1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне
2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне
2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России
Заключение
Список использованной литературы
Структура финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне определяется источниками их формирования. Источниками финансовых ресурсов на макроуровне служат:
- ВВП
(первая группа финансовых
- доходы
от внешнеэкономической
- национальное богатство;
- привлеченные (заемные) ресурсы.
На общегосударственном уровне основными источниками формирования финансовых ресурсов являются:
- национальный
доход – макроэкономический
На
основе распределения и
Также
основными источниками
В редких случаях от иностранных государств поступает их национальное богатство в виде репарационных платежей, дарений, контрибуций, реституций, возвращения украденных и вывезенных ценностей и др.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, путем разработки месторождений, продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов и излишков материальных ценностей.
Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств других государств (внешних государственных кредитов и заимствований).
Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.
Использование финансовых ресурсов на государственном уровне осуществляется в фондовой форме – бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды целевого назначения (пенсионный фонд, фонд социального страхования, дорожные фонды, фонд занятости населения).
Величина
и структура источников формирования
финансовых ресурсов в масштабах
страны определяют возможности: расширенного
воспроизводства народного
Таким образом, можно сделать вывод, что на общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются национальный доход и доходы от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации.
Частично финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот.
Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств других государств.
2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне
2.1 Динамика и структура
О
деятельности отдельных предприятий
и экономических процессах в
национальном масштабе судят на основе
разных показателей. Исходные положения,
которыми руководствуются органы государственного
управления, отличаются от принципов,
которым следуют в своей
Счет
образования доходов
Таблица 2 – ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг.
Наименование показателя |
Отчетный период |
Изменения | |||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
абсолютные, млн. руб. |
относительные, % | |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах, млн. руб. |
21 772173,2 |
27 072765,2 |
33 477652,0 |
41 747362,9 |
39 478145,3 |
17705972,1 |
181,32 |
Оплата труда наемных |
9 474 266,7 |
11 985905,6 |
15 526114,7 |
19 553148,9 |
20 229690,3 |
10755423,6 |
213,52 |
в том числе скрытые оплата труда и смешанные доходы, млн. руб. |
2 551 000,0 |
3 450 000,0 |
4 450 000,0 |
5 200 000,0 |
5 390 000,0 |
2 839 000,0 |
211,29 |
Налоги на производство и импорт, млн. руб. |
4 410 767,1 |
5 542 275,3 |
6 564 455,7 |
8 498 539,1 |
6 808 366,3 |
2 397 599,2 |
154,36 |
в том числе: |
|||||||
налоги на продукты, млн. руб. |
3 248 224,8 |
4 090 102,5 |
4 977 558,7 |
6 323 848,4 |
5 202 132,9 |
1 953 908,1 |
160,15 |
другие налоги на производство, млн. руб. |
1 162 542,3 |
1 452 172,8 |
1 586 897,0 |
2 174 690,7 |
1 606 233,4 |
443 691,1 |
138,17 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, млн. руб. |
7 887 139,4 |
9 544 584,3 |
11 387081,6 |
13 695674,9 |
12 440088,7 |
4 552 949,3 |
157,73 |
По данным таблицы 2 валовой внутренний продукт России по доходам в рыночных ценах увеличился за рассматриваемый период на 17 705 972,1 млн. руб., или на 181 %. В составе ВВП России по доходам имело место увеличение по всем видам первичных (еще не перераспределенных) доходов.
Основными факторами, повлиявшими на увеличение ВВП по доходам в 2005-2009 гг., послужили рост доходов на оплату труда на 60,74 % и валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов на 25,71%.
Наибольшим ростом и стабильной положительной динамикой в 2005-2009 гг. отличались доходы по оплате труда наемных работников, что может быть следствием реализации социальной политики государства в сфере оплаты труда. В 2009 г. доходы по оплате труда возросли в сравнении с 2005 г. на 10 755 423,6 млн. руб. Темп роста данного показателя составил 213,52 %. Абсолютный прирост доходов на оплату труда сопровождался ростом их удельного веса в структуре ВВП России по доходам с 43,52 % на 7,72 процентных пункта.
В рассматриваемом периоде доходы ВВП России от налогов на производство и импорт в сравнении с базовым периодом на 2 397 599,2 млн. руб. или на 154,36 %. Динамика данного показателя неравномерна. В 2009 г. в сравнении с 2008 г. отмечается снижение данного показателя на 2 269 217,6 млн. руб. или на 5,75 % (см. таблицу А.1). Данный факт обусловлен проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса. Резкое ухудшение внешнеэкономической ситуации в 2008-2009 гг. привело к значительному сокращению инвестиционной активности, спаду в промышленности и снижению спроса на сырье, энергоносители и потребительского спроса и др. Удельный вес их в структуре ВВП по доходам валюте баланса снизился на 3,01 процентных пункта и составил к концу 2009 г. 17,25%. Данные доходы являются ведущими структурными компонентами ВВП России по доходам и, следовательно, при определенных условиях увеличение их суммы может позитивно сказаться на величине ВВП.
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы в 2005-2009 гг. увеличились в сравнении с базовым периодом на 4 552 949,3 млн. руб., или на 157,73 %, что может быть связано с поступательным развитием российской экономики в целом. Снижение величины данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. также обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса.
Данные ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 1.
Рисунок 1 – ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг.
Данные о структуре ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг. обобщены и систематизированы в таблице 3.
Валовое сбережение в 2005-2009 гг. в целом также увеличилось на 1 993 456,5 млн. руб. и составило в 2009 г. 8 596 460,4 млн. руб. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 4 132 591,0 млн. руб. в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике в связи с мировым финансовым кризисом. Данные ВВП России по распределению расходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 3.
Необходимость
разработки и обоснования мероприятий
по совершенствованию формирования
и распределения финансовых ресурсов
на макроэкономическом уровне на современном
этапе экономического развития обусловлена,
прежде всего, проявлениями нестабильности
и кризисными явлениями. На разных этапах
развития экономики уровень
При
рассмотрении состава и объема финансовых
ресурсов возникает вопрос об учете
ресурсов, которые аккумулируют банковские
и страховые органы. Рассматривая
финансовые ресурсы, целесообразно
включать в них, во-первых, кредитные
ресурсы как государственный
денежный резерв, закрепленный за банками
в виде уставного, резервного и других
фондов, позволяющих получать доходы
и прибыль от банковской деятельности
и в форме налогов и других
платежей в бюджет, принимать участие
в формировании доходной части бюджета.
Во-вторых, сюда же входят суммы превышения
доходов бюджета над расходами,
которые следует рассматривать
как элемент финансовых ресурсов
банка, и за их пользование банк должен
выплачивать дивиденды
Безусловно,
образование финансовых ресурсов более
тесно связано с созданием
ВВП и его первичным
Сегодня
практически нет методики расчета
финансовых ресурсов. Необходимость
такой методики связана с определением
оптимальной структуры
Также для повышения качества планирования и финансирования государственных расходов, укрепления доходной базы бюджета, а также создания механизма действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства, предстоит усовершенствовать налоговую систему и повысить эффективность ее функционирования. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами.
Таким
образом, в целом за 2005-2009 гг. динамику
ВВП России по доходам следует
признать благоприятной. Валовой внутренний
продукт России по доходам в рыночных
ценах в рассматриваемом
Основным
структурным компонентом ВВП
России по доходам в рассматриваемом
периоде являются доходы по оплате
труда наемных работников (51,24 %).
В целом структура
Информация о работе Анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне