Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:38, доклад
Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета, примерно 80-90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги.
С
принятием в конце 2004 г. новой
бюджетной классификации в
Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг
Доходы | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | |||||
Млрд. Руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | |
Всего | 5046,1 | 100 | 6965,3 | 100 | 6673,2 | 100 | 7416,2 | 100 | 8035,2 | 100 |
Налоговые доходы | 2444,3 | 48,44 | 3212,4 | 46,12 | 3331,3 | 49,92 | 4098,2 | 55,26 | 4662,4 | 58,03 |
Неналоговые доходы | 672,4 | 13,33 | 797,5 | 11,45 | 910,9 | 13,65 | 965,6 | 13,02 | 1029,1 | 12,81 |
Нефтегазовые доходы | 1929,4 | 38,23 | 2955,4 | 42,43 | 2431,0 | 36,43 | 2352,4 | 31,72 | 2343,7 | 29,17 |
Как видно из таблицы 1 за период 2006-2010 гг. доля налоговых доходов увеличится почти на 10%. До 2007г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г – 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего планируется в 2010г. – 58,03% от всех доходов федерального бюджета. Это увеличение налоговых доходов планируется произвести за счет уменьшения нефтегазовых доходов и неналоговых доходов.
За период 2006-2010 гг. нефтегазовые доходы планируется снизить на 8,52%. До 2007г. наблюдалось увеличение нефтегазовых доходов и в 2007г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов была наибольшей - 42,43% . С 2007 г. наблюдается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и их наименьшее значение планируется в 2010гг.- 29,17% от всех доходов федерального бюджета.
За период 2006-2010 гг. планируется снизить неналоговые доходы на 0,52%. За этот период наблюдалась следующая динамика этих доходов:
-
2006-2007 гг. снижение неналоговых доходов
на 1,88% от всех доходов федерального
бюджета. И в 2007г.
- 2007-2008 гг. увеличение неналоговых доходов на 2,2% от всех доходов федерального бюджета. И в 2008 г наблюдается наибольшая доля неналоговых доходов в общем объеме доходов - 13,65%.
- 2008-2010 гг. снижение доли неналоговых доходов 0,84% от всех доходов федерального бюджета.
Таким
образом, нас ждут существенные изменения
в структуре доходов
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
Налоговые доходы федерального бюджета РФ
Первая
и основная часть доходов федерального
бюджета – это налоговые
Перечень федеральных налогов и сборов определен в ст.13 НК РФ:
1)
налог на добавленную
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6)
налог на добычу полезных
7) водный налог;
8)
сборы за пользование
9) государственная пошлина.
При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета (табл. 2)
Как
видно из таблицы 2, основную долю доходов
федерального бюджета РФ составляют
косвенные налоги - налог на добавленную
стоимость, акцизы. В сумме эти
два налога составляют примерно 2/3 доходов
федерального бюджета. Наибольший доход
обеспечивает налог на добавленную стоимость.
В доходах федерального бюджета 2006 г. его
доля составила 66,8%, а в 2010 г планируется
– 68,5% от общего объема налоговых доходов
федерального бюджета.
Таблица 2 Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.
Налоговые доходы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Всего | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Налог на прибыль организаций | 14,11 % | 18,07 % | 16,01 % | 14,24 % | 13,65 % |
Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч. | 49,60 % | 46,23 % | 42,15 % | 46,71 % | 47,33 % |
НДС | 92,70 % | 92,84 % | 91,49 % | 92,79 % | 92,78 % |
Акцизы | 7,30 % | 7,16 % | 8,51 % | 7,21 % | 7,22 % |
Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч. | 21,78 % | 22,21 % | 26,69 % | 25,13 % | 25,37 % |
НДС | 95,93 % | 97,14 % | 96,79 % | 96,82 % | 96,83 % |
Акцизы | 4,07 % | 2,86 % | 3,21 % | 3,18 % | 3,17 % |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. | 1,22 % | 1,20 % | 1,10 % | 0,96 % | 0,80 % |
НДПИ | 26,99 % | 19,07 % | 19,47 % | 18,99 % | 21,16 % |
НДПИ прочих | 26,99 % | 19,07 % | 19,47 % | 18,99 % | 21,16 % |
Регулярные платежи за добычу ПИ при разделе продукции | 11,14 % | 33,00 % | 32,22 % | 37,47 % | 33,53 % |
Водный налог | 46,21 % | 35,85 % | 35,56 % | 31,73 % | 32,81 % |
Сборы
за пользование объектами |
15,67 % | 12,08 % | 12,76 % | 11,81 % | 12,50 % |
Гос. Пошлина | 0,94 % | 0,82 % | 0,97 % | 0,84 % | 0,78 % |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты | 12,36 % | 11,48 % | 13,08 % | 12,11 % | 12,07 % |
Всего налоговых доходов (млн. руб.) | 2444290,00 | 3212587,80 | 3330988,30 | 4098347,20 | 4661942,90 |
Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы. В 2006г. доля акцизов составляла 4,58% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. И в 2010г. планируется доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов.
Наибольшую долю налоговых доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2006 по 2008 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности – в общем объеме налоговых доходов, а с 2008 по 2010 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.
На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2008 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2008 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.
Затем следует налог на прибыль организаций. До 2007 года наблюдалось увеличение их доли, а с 2008 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2007-2010 снижение доли этого налога планируется в размере 4,42%. И в 2010г. планируется наименьшая доля этих доходов за период 2006-2010 гг. – 13,65% от общего объема налоговых доходов.
На четвертом месте прочие налоговые доходы. Поступления от них достаточно стабильны и составляют около 12% от общего объема налоговых доходов.
И на последнем месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.
Неналоговые доходы
- прочие лицензионные сборы - по нормативу 100 процентов;
-- консульские сборы - по нормативу 100 процентов;
- патентные пошлины - по нормативу 100 процентов;
- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.
Согласно п.2 ст.51 БК РФ в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных также учитываются:
-
прибыль Центрального банка
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Поскольку
штрафы, санкции и т.и. составляют не столь
существенную часть неналоговых доходов,
можно утверждать, что основную долю неналоговых
доходов федерального бюджета составляют
доходы от использования и реализации
государственной и муниципальной собственности.
Таблица 3 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.
Неналоговые доходы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Всего | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Ввозные таможенные пошлины | 46,19 % | 49,57 % | 54,33 % | 57,03 % | 58,38 % |
Вывозные таможенные пошлины | 6,80 % | 4,64 % | 3,74 % | 3,44 % | 3,33 % |
Прочие вывозные таможенные пошлины | 6,80 % | 4,64 % | 3,74 % | 3,44 % | 3,33 % |
Таможенные сборы | 2,89 % | 2,49 % | 2,27 % | 2,27 % | 2,29 % |
Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале | 3,05 % | 3,02 % | 3,75 % | 3,34 % | 3,11 % |
Прочие неналоговые доходы | 34,27 % | 35,58 % | 32,02 % | 30,25 % | 29,31 % |
Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей | 0,01 % | 0,06 % | 0,14 % | 0,22 % | 0,26 % |
Всего неналоговых доходов (млн.руб.) | 672449,8 | 797548,2 | 910613,3 | 965263,6 | 1029320,8 |
Информация о работе Анализ структура и состава доходов и расходов федерального бюджета