Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ формирования и управления организационной структурой банка.
Объект исследования – организационная структура банка, предмет – формирование и управление организационной структурой банка.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Выбор структуры банка с.6
1.1. Принципы организационного строения банка с.6
1.2. Основы построения организационной структуры банка с.9
1.3. Корпоративные матричные структуры с.17
Глава 2. Управление организационной структурой банка с.27
2.1. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи с.27
2.2. Система управления банком с.34
2.3. Управленческая структура банка с.44
Заключение с.50
Список литературы с.52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (организация деятельности комм.банков).doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа

Студентки 4-го курса очного отделения, общий  поток

факультета  экономики и управления 
 
 
 

По  дисциплине: Организация деятельности коммерческих банков 
 

На  тему: Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка 
 
 
 

Руководитель-консультант

Защищена                                                                 Оценка

« »     2011 г.                                        «   » 

                                                                                   «_ »     2011 г. 
 
 
 

Москва, 2011 г.

Оглавление

Введение          с.3

 

Глава 1. Выбор структуры банка      с.6

1.1. Принципы организационного строения банка                          с.6

1.2. Основы построения организационной структуры банка с.9

1.3. Корпоративные матричные структуры    с.17 

Глава 2. Управление организационной структурой банка  с.27

2.1. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи  с.27

2.2. Система управления  банком      с.34

2.3. Управленческая структура банка                                                с.44 

Заключение         с.50 

Список литературы        с.52 
 
 
 
 

 

Введение

     Усложнение  современных финансовых рынков, рост конкуренции заставляет банки –  главных участников современных  кредитных систем – постоянно совершенствовать предоставляемые клиентам услуги, вносить изменения в политику на рынке, маркетинг, расширять сферу своей деятельности, совершенствовать организационную структуру. Это касается всех мировых банков, но особенно актуально для банковских учреждений нашей страны. В силу изложенных выше причин можно сказать, что это не просто необходимость, а способ выживания.

     Прежде  всего отметим, что банков как  таковых в мире осталось очень  немного. Большинство банков являются банковскими организациями (в некоторых случаях в качестве эквивалента «организации» будем применять термин «учреждение», тем более что банки «учреждают»). Итак, банковские организации имеют сложную иерархическую структуру и отличаются от единичных банков тем, что состоят из комплекса взаимосвязанных отделений, филиалов или других подразделений, иногда сохраняющих видимую самостоятельность, но контролируемых из одного центра.

     На  современном этапе перед коммерческими  банками стоит задача реорганизации  своей деятельности в связи с  финансово-кредитным кризисом 2008–2009 гг. и ростом конкурентной борьбы. Основываясь на мировой практике, рост эффективности деятельности банков обеспечивается за счет всестороннего использования банковского менеджмента. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость совершенствования системы управления деятельностью российских коммерческих банков на основе широкого использования банковского менеджмента.

     Актуальность  темы данного исследования определяется тем, что финансово-кредитный кризис 2008–2009 гг. выявил недостаточно глубокий подход к применению российскими банками научных основ управления. Игнорирование важных принципов банковского менеджмента, недооценка банковских рисков, отсутствие опыта и, как следствие, принятие неверных управленческих решений в совокупности с действиями российского правительства привели к системному банковскому кризису в России.

     Существующие  исследования проблем банковского  менеджмента, принадлежащие зарубежным ученым, посвящены анализу организации  управления деятельностью зарубежных коммерческих банков. Подобные широкие исследования осуществлены такими экономистами, как П.С.Роуз, Дж.Ф.Синки, Т.У.Кох, Д.МакНотон, частные проблемы управления банками разрабатывали Э.Дж.Долан, Ж.Ривуар, Э.Рид. Основные принципы научного менеджмента, актуальные и сегодня, были впервые изучены в начале XX века Ф.У.Тейлором, а среди наших современников эти вопросы раскрыл в своих работах М.Х.Мескон.

     Широкое изучение банковского менеджмента  российскими учеными получило распространение  в середине 90-х годов прошлого века. Вопросы банковского менеджмента и финансового анализа отражены в работах таких ученых, как М.З.Бор, Е.Ф.Жуков, В.В.Киселев, О.И.Лаврушин, Ю.С.Масленченков, А.В.Молчанов, В.А.Москвин, Г.С.Панова, А.М.Тавасиев, Э.А.Уткин, Е.Б.Ширинская, отдельные конкретные подходы в системе управления деятельностью коммерческих банков рассмотрены М.А.Помориной, В.Т.Севруком, В.М.Усоскиным и др.

     Отечественные научные исследования посвящены  отдельным аспектам банковского  менеджмента и рассматривают, в  основном, вопросы управления технологиями банковской деятельности, но практически не затрагивают проблем управления процессом организации этих технологий, построения целостной, комплексной системы управления в банке. В то же время успешная работа банка зависит именно от взаимосвязи всех банковских процессов, начиная от этапа принятия решения и заканчивая анализом результатов банковской деятельности.

     Целью настоящей работы является анализ формирования и управления организационной структурой банка.

     Объект  исследования – организационная структура банка, предмет – формирование и управление организационной структурой банка.

     Задачи работы:

  1. проанализировать выбор организационных структур банка;
  2. дать характеристику управлению организационной структурой банка.

     Методы исследования: изучение литературы, анализ и синтез информации, изучение банковского менеджмента.

      Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Выбор структуры банка

    1. Принципы организационного строения банка
 

      Способы организации и структура любой  компании определяются предметом ее деятельности, ее общественно-экономической  сущностью, ее целями и ее историей.

      В общем виде предметом деятельности банков является обслуживание финансовых операций субъектов экономических отношений. Для детального рассмотрения предмета деятельности банка необходимо как можно полнее перечислить эти операции и определить при этом роль банка. Ограничимся для целей данной главы наименованиям основных типов операций коммерческих банков: расчетные и кассовые операции (ведение счетов), платежные операции, депозитные операции, кредитные операции, операции, с ценными бумагами. 
Структура и организация деятельности любого банка должны позволять осуществлять все эти операции. Это требование, как правило, прямо отображается в структуре банков, определяя названия банковских подразделов: касса, управление расчетных операций (операционное управление), кредитное управление, отдел депозитных операций, отдел международных платежей, департамент операций, с ценными бумагами и т.п.

      Коммерческий  банк, в отличие от большинства  компаний других типов, обнаруживает не одну, а множество общественно-экономических  сущностей. Во-первых, банк является инструментом осуществления финансовых операций субъектов экономических отношений. Например, проводя расчеты между клиентами, банк лишь обслуживает их соглашения, оставаясь непричастным к мотивам их осуществления и к их результатам. Во-вторых, банк сам является субъектом экономических отношений. Да, выдавая кредиты, банк вступает в соглашения со своими клиентами, самостоятельно принимает решение об их проведении, заботится о результате проведения операции (возвращение ссуды и процентов). В-третьих, банк является накопителем средств. Принимая их от населения с помощью депозитов, интегрируя остатки на расчетных счетах клиентов, получая в управление (траст) активы компаний и частных лиц, банки, создают, накапливают суммарный финансовый потенциал, который может быть использован для достижения целей, не связанных с накоплением, – в строительстве, в производстве, в сфере услуг, в торговле. В-четвертых, направляя средства в кредитование или пополняя портфель ценных бумаг, выбирая заемщиков, банк является распределителем средств. В-пятых, банк является информационным центром. Информация об операциях клиентов, их состоянии, событию на денежных и товарных рынках накапливается банком и используется им для принятия решений об осуществлении тех или других операций. Перечисленные банковские единицы определяют возможность, а в некоторых случаях и необходимость создания банковских подразделов, что их обслуживают.

      Цели  коммерческого банка, разделяются  на стратегические и тактические, долгосрочные и краткосрочные, общие и локальные. Для их достижения, как правило, они также требуют создания соответствующих банковских подразделов. На руководстве таких подразделов лежит ответственность за достижение этих целей. Достижение или видоизменение целей чаще всего приводит к реорганизации этих подразделов. Следует отметить, что и именно целеполагание часто требует создания такого штабного подраздела, которое позволяет акционерам и руководству банка эффективно ставить и фиксировать разнообразные задания, которые определяют развитие банка.

      История развития банка также сильно влияет на способ организации работы в нем и его структуре. Небольшие банки, которые обслуживают потребности финансово промышленных групп, как правило, воспроизводят черты управления, принятые в материнских компаниях. Узкоотраслевые банки часто содержат специализированные подразделы, названия и предмет деятельности которых, отображают отраслевую принадлежность их клиентуры. Банки, которые ориентируются в основном на индивидуальное обслуживание нескольких больших клиентов, обычно не имеют разветвленной филиальной сети. Универсальные банки стремятся иметь большое количество филиалов и для управления ими создают соответствующие дирекции. На структуре банков отображается финансовое состояние, причастность к обслуживанию государственных программ, географическое расположение главного офиса, образование и вкусы акционеров, и управляющих.

      Однако, хотя огромное количество вышеназванных  или опущенных (для сжатости) факторов влияния и определяют своеобразие  и уникальность структуры управления каждого банка, существуют общие  черты построения банковских подразделов, и могут быть сформулированные принципы организации коммерческих банков.

      Основные  принципы организационного процесса в  банке такие:

 
– функциональное построение; 
– соответствие цели банка; 
– иерархия властных полномочий и уровней организации; 
– общие и координированные действия; 
– рационализация управления; 
– целостность и соответствие условиям внешней среды; 
– обеспечение контроля; 
– регламентация деятельности персонала; 
– обеспечение оперативной и достаточной информацией. 

      Конечной целью формирования структуры банка является целесообразность и рациональность управления всем комплексом банковской деятельности, повышения качества услуг, которые предоставляются клиентам банка, производительности труда банковских работников, обеспечения прибыльности банка.

      Учитывая  четко определенную цель, банковская структура не может застыть, а наоборот – должна видоизменяться, быть динамической.

      Во-первых, банку необходимо приспосабливать  свою структуру на будущее – к  тому банку, который должен быть создан в соответствии со стратегией его развития. В сформированной структуре вызревают контуры тех отделов, управлений, секторов, что в перспективе будут созданы в интересах реализации стратегических заданий развитию банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться сначала секторы, потом отделы и (при необходимости) управления.

      Во-вторых, подвижность структуры может  быть продиктована изменением текущих  заданий. Анализ банковского рынка  обнаруживает нерентабельность развития одних и высокую рентабельность других операций. Понятно, что это должно привести к сокращению (иногда к полному свертыванию) деятельности отдельных отделов и серьезного расширения других. В связи с новыми направлениями своей деятельности банк должен изменять устоявшиеся реальности, ревизовать кадровый потенциал, определять потребности в новых сотрудниках. 

    1. Основы  построения организационной  структуры банка
 

     Структура организации – это четкие взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей. Понятие «функциональная область» здесь относится к работе, которую должно выполнять то или иное подразделение для организации в целом (например, инвестиции, планирование финансов, обучение персонала и т.п.). Как конкретно осуществить разделение труда в организации – вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей (функций) определяет основную структуру организации и в значительной степени возможности ее успешной деятельности. Конкретные варианты организационных структур банковских учреждений будут рассмотрены в следующей главе.

Информация о работе Анализ существующей организационной и управленческой структур российского коммерческого банка