Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:40, курсовая работа
Именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения экономических связей.
Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения.
Введение 3
1. Внешнеэкономическая политика 5
1.1 Внешнеэкономическая деятельность, понятие, основные виды 5
1.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности 8
1.3 Показатели эффективности внешнеэкономической деятельности 13
2. Внешнеэкономические связи Казахстана 16
2.1 Становление внешнеэкономических связей 16
2.2 Финансы в системе внешнеэкономических связей 20
2.3 Совершенствование внешнеэкономических отношений 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Содержание
Введение 3
1. Внешнеэкономическая политика 5
1.1 Внешнеэкономическая деятельность,
понятие, основные виды 5
1.2 Регулирование внешнеэкономической
деятельности 8
1.3 Показатели эффективности внешнеэкономической
деятельности 13
2. Внешнеэкономические связи Казахстана
16
2.1 Становление внешнеэкономических связей
16
2.2 Финансы в системе внешнеэкономических
связей 20
2.3 Совершенствование внешнеэкономических
отношений 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Именно экономика была и остается приоритетным
направлением в деятельности Содружества.
Здесь в первую очередь основное значение
имеют факторы долговременного сотрудничества
взаимозависимости народного хозяйства,
сложного переплетения экономических
связей.
Нельзя не видеть и то, что через экономическое
сотрудничество страны-участники СНГ
укрепляют и политические отношения. Во
многом благодаря Содружеству удалось
избежать конфронтации, серьезного обострения
отношений с какой бы то ни было из бывших
союзных республик, постепенно реализовать
курс на сближение. К тому же сохранение
Содружества снимает проблемы, решение
которых возможно только в условиях объединения
государств.
Государства, которые уже сегодня стремятся
к более тесному союзу, имеют возможность
сделать это в рамках СНГ. Достаточно в
качестве пример привести объединение
в Таможенный союз Беларуси, Казахстана
и России. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан
также реализовали такое намерение, подписав
в июле 1994г. Договор о едином экономическом
пространстве.
В современных условиях вне мирового хозяйства
не может нормально развиваться ни одно
государство, независимо от социально-экономического
уклада и уровня развития. Отсюда одной
из центральных сфер международного сотрудничества
является расширение внешнеэкономических
связей различных государств.
Как показывает мировой опыт, экономические
реформы, перестройка структуры народного
хозяйства внутри одной страны, в первую
очередь, диктуются национальными условиями,
проблемами и задачами.
Внешнеэкономическая политика – государственная
политика, проводимая с целью привлечения
иностранного капитала, развития собственного
конкурентоспособного производства и
внедрения отечественной продукции на
иностранные рынки, развития внешнеэкономических
связей, осуществления совместных проектов
и т.д.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев
неоднократно подчеркивал, что долгосрочным
интересам нашего государства соответствует
глубокая вовлеченность в деятельность
СНГ. При этом для обеспечения стратегических
целей Казахстана наша дипломатия поддерживает
широкое поле политического маневра для
развития конструктивного партнерства
и взаимовыгодного сотрудничества с другими
странами и международными организациями.
1. Внешнеэкономическая политика
1.1 Внешнеэкономическая деятельность,
понятие, основные виды
Внешнеэкономическая деятельность может
рассматриваться как деятельность государства
по развитию сотрудничества с другими
государствами в области торговли, экономики,
техники, культуры, туризма. Основной правовой
формой такого сотрудничества являются
международные договоры. Это могут быть
многосторонние договоры, устанавливающие
основные принципы и направления взаимодействия
государств в названных сферах. Примером
может служить Соглашение о сотрудничестве
в области внешнеэкономической деятельности
государств-участников СНГ от 15 мая 1992
г.
Кроме многосторонних, заключаются двусторонние
договоры, которые направлены на урегулирование
двусторонних отношений по конкретным
вопросам. При этом такие договоры играют
значительную роль в экономическом и ином
сотрудничестве, поскольку в них; не только
устанавливаются права и обязанности
договаривающихся сторон, но и определяются
конкретные аспекты такого взаимного
сотрудничества и проблемы, подлежащие
урегулированию.
Двусторонние договоры, прежде всего торговые,
направлены, кроме того, на установление
льготного режима для лиц, занятых во внешней
торговле. При этом в таких договорах,
как правило, предусматривается режим
наибольшего благоприятствования, означающий,
что физическим и юридическим лицам договаривающихся
государств будут предоставлены права
не менее благоприятные, чем для таковых
лиц третьих государств.
Государства могут устанавливать и иные,
кроме режима наибольшего благоприятствования,
льготные режимы. Так, страны участницы
СНГ заключают двусторонние договоры,
направленные на создание режима свободной
торговли. Суть этого режима заключается
в том, что договаривающиеся государства
не применяют таможенные пошлины, налоги
и сборы в отношении товаров, произведенных
на их территориях.
В то же время под внешнеэкономической
деятельностью понимается предпринимательская
деятельность, связанная с перемещением
через таможенную границу Республики
Казахстан товаров (продукции) и капитала
(финансовых средств), а также оказание
услуг и выполнение работ на территории
иностранного государств.
Правовой формой реализации этой деятельности
служат внешнеторговые контракты, являющиеся
специфическим видом хозяйственного договора.
В качестве примера можно назвать договоры
по экспорту или импорту продукции, договор
о строительстве какого-либо объекта на
территории иностранного государства.
Кроме традиционных видов внешнеэкономической
деятельности (обмен товарами, оказание
услуг и т.д.), появляются и новые виды,
такие как передача высокого качества
телефонных, радио- и телевизионных сигналов
с помощью спутников и кабелей, купля-продажа
программ для электронно-вычислительных
машин и баз данных, топологий интегральных
микросхем.
Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Программы реформирования таможенной службы Республики Казахстан
Постановление Правительства Республики Казахстан Об утверждении Программы реформирования таможенной службы Республики Казахстан
В целях реализации Концепции совершенствования
таможенной службы на 2000-2002 годы, одобренной
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 25 февраля 2000 года N 301 ,
и во исполнение постановления Правительства
от 7 марта 2000 года N 367 "О Плане мероприятий
по реализации Программы действий Правительства
Республики Казахстан на 2000-2002 годы"
Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования
таможенной службы Республики Казахстан.
2. Агентству таможенного контроля Республики
Казахстан принять меры по поэтапной реализации
утвержденной Программы реформирования
таможенной службы Республики Казахстан.
<*>
*** В
пункт 2 внесены изменения - постановлением
Правительства РК от 14 апреля 2003 г. N 357
.
3. Настоящее постановление вступает в
силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Реализация Программы намечена до 31 декабря
2002 года
Программа реформирования таможенной
службы
Республики Казахстан
1. Паспорт Программы
Целью реформирования таможенной службы
Республики Казахстан является повышение
эффективности реализации экономической
политики и стратегии безопасности государства,
всемерное способствование развитию внешней
торговли. Эти задачи легли в основу Программы
реформирования таможенной службы Республики
Казахстан.
Решение основных задач реформирования
таможенной службы обеспечит развитие
внешнеэкономических связей, повышение
качества и сокращение времени обслуживания
участников ВЭД, увеличение поступлений
платежей в бюджет, повышение эффективности
в пресечении контрабанды наркотиков,
оружия, культурных ценностей, выведение
из теневого оборота материальных ресурсов,
ослабление организованной преступности,
выполнение обязательств Республики Казахстан,
предусмотренных двусторонними и международными
договорами, содействие вступлению Казахстана
во Всемирную торговую организацию и постепенного
вхождения в систему мирохозяйственных
связей.
Этапы проведения реформирования
1 этап - организационный. Формирование
организационно-правового и экономического
механизмов обеспечения реформирования
(2000 г.).
2 этап - проектный. Диагностика и системный
анализ, проведение эксперимента в отдельно
взятых таможенных учреждениях. Разработка
целевых программ реформирования таможенной
системы различных уровней (2001 г.).
3 этап - реализационный. Формирование
и реализация программ реформирования
таможенной службы по всей системе. Создание
информационно-аналитической системы
и банка таможенных технологий.
2. Введение
1. В условиях экономических реформ, проводимых
Правительством Республики Казахстан,
характеризующихся новой инвестиционной
политикой, структурной перестройкой
хозяйственной и внешнеэкономической
деятельности, дальнейшим развитием рыночных
отношений, интеграцией в международные
торговые и таможенные организации, возникает
необходимость создания современной таможенной
службы, способной эффективно решать следующие
задачи:
1) участие в разработке и реализации мер
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности (далее - ВЭД), формировании
таможенной политики в интересах Республики
Казахстан, наряду с другими государственными
органами содействие развитию национальной
экономики, обеспечению внешней экономической,
научно-технической, продовольственной,
экологической и финансовой безопасности
страны;
2) обеспечение полного поступления в бюджет
страны доходов от ВЭД, повышение контроля
над ввозом/вывозом товаров;
3) обеспечение эффективной борьбы с таможенными
правонарушениями, контрабандой, незаконным
перемещением наркотических препаратов,
вредных и опасных для населения товаров;
4) вхождение в систему мирохозяйственных
связей путем активного участия в разработке
внешнеторговой политики Республики Казахстан.
Анализ показывает, что решение указанных
задач для современной таможенной службы
является актуальной проблемой. Назрела
настоятельная необходимость в широкомасштабной
модернизации таможенной службы, приведение
ее в соответствие с растущим объемом
и многообразием внешнеэкономической
деятельности, адаптации таможенной службы
к постоянно изменяющимся условиям и задачам
внешней и внутренней политики Казахстана,
к правилам, нормам, стандартам и процедурам,
принятым в международной таможенной
практике. Именно эти задачи, поставленные
Президентом Республики Казахстан, Правительством
Республики Казахстан перед таможенными
органами потребовали подготовки данной
Программы.
Настоящая Программа реформирования таможенной
службы Республики Казахстан подготовлена
согласно пп. 3.3.1.8, 3.3.1.9 Плана мероприятий
по реализации Программы действий Правительства
на 2000-2002 годы и п. 4.2.8 Плана мероприятий
по реализации Меморандума об экономической
политике Правительства Казахстана и
Национального Банка Казахстана на период
до 31 декабря 2002 года.
Указанные документы разработаны на основе
Концепции совершенствования таможенной
службы Республики Казахстан на 2000-2002
годы, одобренной постановлением Правительства
Республики Казахстан N 301 от 25 февраля
2000 года .
Реализация данной Программы намечена
до 31 декабря 2002 года.
3. Анализ современного состояния проблемы
2. Анализ деятельности таможенных органов
показал, что за достаточно короткий срок
в Республике Казахстан произошло становление
дееспособной таможенной службы. Создана
и совершенствуется законодательная база
таможенного дела. Сформированы механизмы
наполнения доходной части государственного
бюджета, регулирования внешнеэкономической
деятельности, борьбы с контрабандой и
правонарушениями в сфере таможенного
дела. Формируется разветвленная таможенная
инфраструктура. Завершается становление
системы управления таможенными органами.
Сформирован кадровый состав таможенной
службы. Внедряются элементы компьютеризации
и информационного обеспечения в практическую
деятельность таможенных органов.
Современная таможенная служба занимает
важное место в проведении внешнеэкономической
политики государства и выполняет контрольную
и фискальную функции при перемещении
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Республики Казахстан.
3. Основными недостатками современной
таможенной системы являются:
1) несовершенство информационного обеспечения
внутри системы;
2) незавершенность формирования системы
управления;
3) несовершенство законодательной базы;
4) отсутствие достаточно эффективных
мер борьбы с контрабандой и преступлениями
в сфере таможенного дела;
5) нерешенность комплекса вопросов социальной
защиты, нехватка квалифицированных профессиональных
кадров;
6) недостаточная материально-техническая
база.
Все это входит в противоречие с решаемыми
задачами и разнообразием внешнеэкономической
деятельности, отражается на качестве
и оперативности таможенного обслуживания
участников ВЭД, создает проблемы с наполнением
доходной части государственного бюджета,
приводит к нарушениям таможенных правил
и увеличению числа преступлений в сфере
таможенной деятельности.
4. С учетом изложенного основной целью
реформирования таможенной службы Республики
Казахстан является повышение эффективности
реализации экономической политики государства
и стратегии безопасности Казахстана
на основе:
1) реализации Концепции совершенствования
таможенной службы Республики Казахстан
на 2000-2002 гг.;
2) реализации таможенными методами функции
действенного контроля внешнеэкономической
деятельности;
3) обеспечение межведомственной координации
при осуществлении государственных правоохранительных
функций.
Для успешного проведения реформ необходимы,
безусловно, соответствующие ресурсы
и источники финансирования. Вопрос финансирования
мероприятий, предусмотренных Программой,
является наиболее сложным. Вопрос финансового
механизма обеспечения реформирования
таможенной службы Республики Казахстан
представляет собой выделение средств
из государственного бюджета, предусмотренных
на развитие таможенной системы, привлечение
инвестиций со стороны мировых финансовых
институтов, заинтересованных в проведении
реформы таможенной службы республики.
4. Цель и задачи Программы
5. Основными принципами реформирования
таможенной службы являются комплексность
и системность, единство и взаимосвязь
экономических, организационно-технических
и социальных аспектов таможенной деятельности.
6. Приоритетными направлениями и основными
задачами реформирования таможенной службы
Республики Казахстан являются:
1) дальнейшее совершенствование законодательной
и правовой базы деятельности таможенных
органов;
2) единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
и контроля за ее осуществлением;
3) приоритет экономических мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
4) исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов во внешнеторговую
деятельность;
5) разработка методологических основ
и научно-прикладных методов обеспечения
эффективного управления таможенной деятельностью,
реорганизация центральных органов управления
с целью устранения дублирования и параллелизма
управленческих функций;
6) развитие таможенной структуры и инфраструктуры,
их адаптация к меняющимся объемам и номенклатуре
товаро- и пассажиропотоков;
7) совершенствование технологии таможенного
контроля и оформления, унификация и стандартизация
таможенных процедур, обеспечение таможенных
органов современными информационными
технологиями, а также эффективными средствами
телекоммуникаций и связи;
8) формирование достоверных данных таможенной
статистики;
9) создание информационно-аналитической
системы, оснащенной современными количественными
методами, информационной базой и технологиями
для оперативной подготовки управленческих
решений;
10) дальнейшее совершенствование кадровой
политики, оптимизация структуры и штатной
численности;
11) разработка эффективного механизма
ценового и валютного контроля; разработка
мер по совершенствованию взаимодействия
таможенных органов с министерствами
и ведомствами Республики Казахстан в
целях обеспечения единого подхода в регулировании
внешнеторговой деятельности;
12) развитие материально-технической базы
таможенной системы.
5. Основные направления и механизм
реализации Программы
7. В области компьютеризации и автоматизации
процессов таможенного оформления и контроля
Необходимость автоматизации деятельности
таможенной службы Республики Казахстан
возникла после обретения республикой
суверенитета, в связи с вхождением Казахстана
в мировое сообщество.
Первоначальные мероприятия по автоматизации
таможенной службы были начаты в 1995 году.
4 марта 1997 года было принято постановление
Правительства Республики Казахстан N
294а о проведении автоматизации таможенных
органов республики по программе развития,
рассчитанной на 5 лет, которая предусматривала
создание Единой автоматизированной информационной
системы таможенной службы Республики
Казахстан (далее - ЕАИС ТС РК).
В рамках создания ЕАИС ТС РК за прошедший
период была разработана система обмена
информационными пакетами в режиме оn/оff
- line - Республиканская сеть обмена данными
таможенной службы Республики Казахстан
(далее - РСОД ТС РК), которая объединила
центральный таможенный орган с областными
управлениями и таможнями.
Основная цель реформирования таможенных
органов - внедрение компьютеризации и
автоматизации процессов таможенного
оформления и контроля, и, как следствие,
совершенствование и создание новых информационных
технологий, повышение эффективности
процедур таможенного оформления и таможенного
контроля, создание единого глобального
банка данных о движении товаров и транспортных
средств через таможенную границу Республики
Казахстан.
8. Первоочередными задачами в данной области
являются:
1) применение современных информационных
технологий в процессе таможенного оформления
и таможенного контроля товаров и транспортных
средств с момента пересечения таможенной
границы до полного таможенного оформления;
2) совершенствование и расширение технической
базы таможенных органов;
3) полномасштабное развертывание ЕАИС
ТС РК, интегрирование ее в информационное
пространство таможенных служб государств-участников
Таможенного союза;
4) обеспечение достоверности таможенной
статистики, на основе которой будут представляться
аналитические и информационные материалы
в государственные органы, в первую очередь,
ведомствам, разрабатывающим торговую
политику;
5) разработка новых систем и технологий
автоматизации таможенной деятельности;
6) переход на электронную систему делопроизводства
и безбумажную технологию.
9. В области информационного обеспечения
деятельности таможенных органов
Преодоление проблем, возникающих в процессе
управления таможенной службой Республики
Казахстан, возможно путем создания информационно-аналитической
системы в рамках проекта ЕАИС ТС РК. Одной
из целей создания такой системы является
повышение эффективности деятельности
таможенных органов на основе автоматизации
процессов управления. Ставится задача
дальнейшего совершенствования прикладного
программного обеспечения "АРМ Универсальный"
с включением в него модуля аналитическо-прогнозной
оценки.
10. Основными задачами информационно-аналитической
системы являются:
1) системный анализ и оперативная диагностика
деятельности таможенных органов;
2) прогнозирование результатов деятельности
таможенных органов;
3) подготовка вариантов управленческих
решений.
11. Для решения указанных задач информационно-аналитическая
система должна обладать:
1) современной методологией системного
анализа деятельности таможенных органов;
2) количественными методами анализа, прогнозирования,
оптимизации и принятия решений;
3) системой показателей эффективности
деятельности таможенных органов;
4) информационной базой для анализа и
диагностики деятельности таможенных
органов.
12. В области международного таможенного
сотрудничества, совершенствования законодательной
и правовой базы
Основными направлениями совершенствования
законодательной базы внешнеэкономической
деятельности являются:
1) приведение законодательной базы таможенного
дела в соответствие с заключенными международными
договорами Республики Казахстан в рамках
Таможенного союза, государств-участников
СНГ, рекомендациями Всемирной таможенной
организации, Всемирной торговой организации,
других международных организаций;
2) обеспечение таможенно-правового сотрудничества
с таможенными службами ближнего и дальнего
зарубежья, обмен оперативной информацией,
а также базой данных по вопросам экспортно-импортных
операций;
3) содействие развитию транзитных перевозок;
4) разработка и внесение в законодательные
органы Республики Казахстан предложений
по изменению и дополнению таможенного
законодательства на основе анализа практики
его применения;
5) обеспечение правовой защиты участников
ВЭД;
6) провести систематизацию и кодификацию
нормативных правовых актов по таможенному
делу.
13. Основными задачами правового обеспечения
правоохранительной деятельности таможенных
органов являются:
1) разработка проектов законодательных
и внутриведомственных нормативных правовых
актов;
2) разработка нормативной базы по оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов;
3) разработка нормативной правовой базы
взаимодействия с правоохранительными
органами Республики Казахстан;
4) разработка правовых мер обеспечения
собственной безопасности таможенных
органов Республики Казахстан;
5) оснащение таможенной службы техническими
средствами таможенного контроля нового
поколения.
14. В области совершенствования механизма
таможенного оформления и таможенного
контроля
Первоочередными задачами реформирования
таможенных процедур являются:
1) повышение уровня ответственности нижестоящих
подразделений при осуществлении таможенного
оформления и принятия решений о выпуске
товаров;
2) усиление ответственности таможенных
брокеров, путем привлечения их в процесс
таможенного оформления;
3) унификация таможенных процедур и таможенной
документации с процедурами и документами,
общепринятыми в международной практике;
4) упрощение таможенного оформления товаров
путем совершенствования процедуры предварительного
и периодического декларирования;
5) организация выборочного таможенного
контроля на основе анализа рисков с последующим
проведением пост-таможенного контроля;
6) усовершенствование и повышение контроля
за единообразным применением норм таможенного
законодательства таможенными органами
Республики Казахстан;
7) разработка и внедрение упрощенных схем
таможенного оформления товаров, багажа
и личных вещей физических лиц;
8) развитие систем ускоренного таможенного
оформления ручной клади и багажа физических
лиц по принципу "красный-зеленый коридоры";
9) совершенствование способов идентификации
товаров при осуществлении таможенного
контроля в рамках таможенных режимов;
10) рационализация процедуры таможенного
оформления и контроля экспортируемых
технологий, ноу-хау, объектов интеллектуальной
собственности;
11) разработка мер повышения эффективности
контроля за доставкой товаров и использования
таможенных режимов.
15. В области совершенствования фискально-экономической
деятельности таможенных органов
Основными направлениями работы таможенных
органов по дальнейшему совершенствованию
механизма таможенно-тарифного регулирования
ВЭД, дальнейшего совершенствования системы
таможенно-банковского валютного контроля
являются:
1) разработка аналитических предложений,
направленных на совершенствование таможенно-тарифной
политики, с учетом необходимости постепенного
снижения уровня таможенных пошлин;
2) поэтапный переход к единой системе
формирования данных в части таможенно-тарифного
регулирования на базе создания автоматизированной
системы учета таможенных платежей и налогов;
3) создание информационной сети, объединяющей
таможенные органы и банки;
4) технологии выборочного контроля и проверки,
основанной на базе данных полной автоматизированной
системы учета;
5) совершенствование механизма эффективного
контроля таможенной стоимости товаров;
6) реализация порядка определения и контроля
таможенной стоимости товаров в соответствии
с требованиями ГАТТ/ВТО;
7) совершенствование механизма контроля
за правильностью классификации товаров
в соответствии с ТН ВЭД, определением
страны происхождения товаров;
8) совершенствование процедуры идентификации
товаров в соответствии с ТН ВЭД;
9) разработка и практическая реализация
порядка взаимодействия таможенных органов
Республики Казахстан с компетентными
органами стран-бенефициаров по контролю
за достоверностью предоставляемых сертификатов
происхождения товаров;
10) разработка механизма и практическая
реализация взаимодействия таможенной
и налоговой служб Республики Казахстан
по контролю за соблюдением участниками
ВЭД таможенного и налогового законодательства;
11) участие в разработке механизма предоставления
тарифных преференций на ввоз товаров,
происходящих из государств, образующих
вместе с Республикой Казахстан зону свободной
торговли или Таможенный союз, либо двусторонних
соглашений;
12) мониторинг экспортно-импортных контрактов
по товарам, облагаемым таможенными платежами
и налогами;
13) завершение формирования нормативной
правовой базы проведения валютно-банковского
таможенного контроля.
16. Основными направлениями работы таможенных
органов по усилению защиты экономических
интересов являются:
1) обеспечение соблюдения разрешительного
порядка при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу Республики
Казахстан;
2) совершенствование форм и методов борьбы
с экономической контрабандой и таможенными
правонарушениями;
3) разработка методики расследования
правонарушений и механизма взаимодействия
с правоохранительными органами Республики
Казахстан;
4) усиление мер по контролю за нелегальным
перемещением наркотиков, оружия и боеприпасов,
валюты, энергоносителей, обеспечение
защиты прав интеллектуальной собственности;
5) включение преступлений и правонарушений
в сфере таможенного дела в единый оперативный
учет и уголовной статистики.
17. В области кадровой работы
Главными задачами в этой области являются
совершенствование системы управления
таможенной службой, создание структуры,
отвечающей современным требованиям,
выработка механизмов профессионального
отбора, профессиональной ориентации,
подготовки и повышения квалификации
кадров. Предполагается усиление центрального
аппарата таможенных органов путем эффективного
перераспределения имеющейся штатной
численности внутри системы.
Основной задачей руководства таможенными
органами в этом случае должно стать создание
условий труда, которые способствовали
бы постоянному улучшению качества выполнения
своих функций персоналом таможенного
органа.
18. Основными целями реформирования кадровой
работы являются:
1) обеспечение отбора в таможенную систему
кадров, соответствующих современному
статусу таможенных органов и их роли
во внешнеэкономической деятельности;
2) обеспечение работникам таможенных
органов возможности в наибольшей степени
реализовывать свои профессиональные
возможности и творческие способности;
3) повышение эффективности процессов
профессиональной подготовки на основе
использования информационных технологий
в учебном процессе, освоенных модульных
систем обучения, внедрения в учебный
процесс активных и дистанционных методов
обучения.
19. Важнейшими проблемами, которые должны
быть решены в ходе реформирования кадровой
системы, являются:
1) создание современной правовой основы
службы в таможенных органах;
2) разработка мотивационной системы кадровой
службы, включающей в себя повышение материального
уровня жизни таможенников и членов их
семей, расширение социальных, правовых
и других гарантий;
3) разработка системы правового регулирования
и правовых гарантий в таможенной службе,
обеспечивающих возможности профессионального
и должностного роста, бесплатного обучения,
гарантии личной безопасности и т.д.;
4) создание гибкой, научно обоснованной
системы организационно-штатной работы
в таможенной службе;
5) разработка и внедрение системы планового
перемещения кадров по службе на основе
новых подходов к работе с резервом, подготовке
и переподготовке личного состава, в том
числе руководящего звена, обновления
аппарата управления за счет кадров таможенных
органов;
6) принятие превентивных мер по борьбе
с коррупцией в таможенных органах путем
проведения ротации и несения службы вахтовым
методом;
7) разработка должностных стандартов
и нормативов профессионального соответствия
сотрудника выполняемым должностным обязанностям;
8) переход на систему подготовки и переподготовки
кадров, способную обеспечить обучение
кадров на базе среднего специального
и высшего образования, а также переподготовку
и повышение квалификации должностных
лиц таможенных органов в рамках системы
таможенных органов Республики Казахстан;
9) разработка и реализация комплекса правовых,
оперативных, воспитательно-
10) выделение воспитательной работы с
личным составом в функционально самостоятельное
направление работы с кадрами;
11) реформирования самой кадровой службы
на основе более четкого и всестороннего
определения функций по отбору, обучению,
расстановке и воспитанию кадров.
20. В области таможенной инфраструктуры
Создание новых и реорганизация действующих
таможенных органов и учреждений, оптимизация
их размещения по территории Республики
Казахстан является одним из важнейших
направлений реформирования таможенной
системы. Целью реформирования в этом
направлении является обеспечение эффективного,
бесперебойного и удобного для участников
ВЭД таможенного оформления товаров в
условиях изменяющихся объемов и усложняющейся
структуры товаро- и пассажиропотоков.
21. Задачами в области реформирования
таможенной структуры и инфраструктуры
являются:
1) разработка перспективного генерального
плана развития таможенных объектов на
период до 2000-2005 года;
2) рациональное перераспределение штатной
численности таможенных органов, осуществляющих
таможенное оформление физических лиц,
создание специализированных структурных
подразделений на участках с возрастающими
объемами товаро- и пассажиропотоков;
3) реорганизация подразделений таможенных
органов, осуществляющих таможенное оформление,
их рациональное размещение, исходя из
необходимости максимального приближения
к местам обработки внешнеторговых грузов;
4) создание центров таможенного оформления,
объединение в этих центрах помимо таможенных
органов представителей "околотаможенной
инфраструктуры";
5) приведение существующей инфраструктуры
таможенных органов в соответствие с требованиями
современных технологий таможенного оформления;
6) разработка схемы оптимального размещения
объектов таможенной инфраструктуры с
учетом перспективы расширения Таможенного
союза;
7) развертывание системы таможенного
контроля за перемещением объектов интеллектуальной
собственности, радиоактивными, делящимися
материалами и опасными отходами;
8) совершенствование технической базы
таможенных органов, организация разработки,
создание и эксплуатация необходимых
технических средств таможенного контроля;
9) формирование ведомственной нормативно-технической
и нормативно- организационной базы таможенного
строительства и совершенствование системы
организации и управления капитальным
строительством в таможенных органах
Республики Казахстан.
6. Необходимые ресурсы и источники
22. Реализация финансового механизма обеспечения
реформирования таможенной службы Республики
Казахстан осуществляется через выделение
средств из республиканского бюджета,
предусмотренных на развитие таможенной
системы, привлечение инвестиций со стороны
мировых финансовых институтов, заинтересованных
в проведении реформы таможенной службы
республики.
7. Ожидаемый результат от реализации
23. Основными результатами реформирования
таможенной службы должны быть:
1) упрощение и ускорение таможенных процедур;
2) сокращение времени обслуживания клиентов,
обеспечение точности расчетов с ними;
3) повышение конкурентоспособности казахстанской
экономики, оказание защиты отечественным
товаропроизводителям и экспортерам;
4) увеличение поступлений таможенных
платежей в бюджет за счет более полного
сбора налогов и пошлин, усиления борьбы
с незаконным перемещением товаров;
5) обеспечение контроля за репатриацией
валютной выручки;
6) предотвращение импорта недоброкачественных
и вредных товаров, экологически опасной
продукции, пресечение контрабанды наркотических
веществ, оружия, валюты и культурных ценностей;
7) укрепление сотрудничества таможенных
органов с государственными службами,
регулирующими ВЭД, с правоохранительными
органами и с таможенными органами других
стран;
8) компьютеризация и широкое внедрение
информационных технологий, и, на этой
основе, существенное ограничение количества
коррупционных правонарушений.
24. Кроме того, в результате реализации
Программы дальнейшее развитие и обновление
получит материально-техническая база
системы таможенных органов, улучшится
технология таможенного обслуживания
ВЭД, повысится уровень профессиональной
подготовки таможенных работников, улучшится
нормативно-правовое и методологическое
обеспечение таможенной службы.
Эти качественные улучшения условий функционирования
таможенной системы обеспечат ей возможность
полного удовлетворения растущих потребностей
в ее услугах, позволят добиться более
высокого качества обслуживания субъектов
ВЭД.
Затраты на реализацию Программы реформирования
должны обеспечить высокие экономические
результаты в виде прироста поступлений
в бюджет таможенных платежей, защиту
интересов казахстанских производителей
и потребителей, рост объемов иностранных
инвестиций, решение задач торговой политики.
Будет получен определенный экологический
эффект в результате ограничения импорта
недоброкачественных и экологически вредных
товаров, ограничения вывоза необработанного
сырья и энергоносителей.
Улучшение данных показателей работы
таможенных органов должно в конечном
итоге повысить эффективность функционирования
таможенной системы в целом, усилить внешнюю
экономическую, продовольственную, научно-техническую
и финансовую безопасность Казахстана
в результате проведения внешнеэкономической
политики, отвечающей государственным
интересам страны.
8. План мероприятий по реализации Программы
Организационное, правовое обеспечение
реформирования
таможенной службы Республики Казахстан
25. Реализация Программы реформирования
таможенной службы Республики Казахстан
предполагает решение следующих организационных,
правовых и финансовых вопросов:
1) создание организационно-правового
механизма реформирования таможенной
службы Республики Казахстан;
2) создание мотивационно-финансового
механизма обеспечения модернизации таможенной
службы Республики Казахстан;
3) формирование механизма научно-технического
обеспечения и сопровождения работ по
реформированию таможенной службы Республики
Казахстан.
Организационно-правовой механизм реформирования
таможенной службы Республики Казахстан
представляет собой гибкую горизонтально
матричную структуру управления, обеспечивающую
оперативные связи внутри всей системы
управления, в том числе и существующей.
Головной структурой стратегического
управления реформированием станет рабочая
группа по реформированию таможенной
службы Республики Казахстан, созданный
из руководителей структурных подразделений
таможенных органов Республики Казахстан.
Рабочая группа обеспечивает взаимодействие
с внешним окружением (законодательными
и правительственными органами, смежными
министерствами и ведомствами, предпринимательскими
структурами, Всемирной таможенной организацией)
в области таможенной политики посредством
создания и обеспечения работы межведомственных
проблемных советов, комиссий.
Задача рабочей группы - выявить при помощи
диагностики проблемные места в управлении,
информационных и технологических процессах
и найти пути их решения, создать проектные
группы, инновационные, временные творческие
коллективы с привлечением иностранных
экспертов в области таможенного дела,
мобилизовать их на создание инновационных
технологий, проверить их на практике
в экспериментальном режиме, адаптировать
к существующим условиям и распространить
по всей системе таможенных органов, обеспечить
обучающее и консультационное сопровождение.
26. К данной Программе прилагается План
действий реформирования таможенной службы,
который представляет собой перечень
мероприятий, направленных на реализацию
Программы.
План действий по реформированию таможенной
службы
Республики Казахстан <*>
*** Внесены
изменения - постановлением Правительства
РК от 15 мая 2001 г. N 643 ; от 14 апреля 2003 г. N
357 .
------------------------------
N | Мероприятие |
п/п |
------------------------------
Основные направления совершенствования
таможенной политики
1. Формирование Единой
и таможенной статистики внешней торговли
------------------------------
1.1. Разработать методологию Приказы АТК
РК АТК РК, IV квартал
комплексной автоматизации
таможенных органов РК
1.2. Подготовить поэтапный Бюджетная
расчет затрат на создание заявка
ЕАИС ТК РК
1.3. Разработать функциональную Приказы
АТК РК АТК РК IV квартал
модель деятельности
таможенных органов
1.4. Разработать план внедрения Приказы
АТК РК АТК РК IV квартал
комплексной автоматизации
таможенных органов РК
1.5. Провести инвентаризацию Приказы
и анализ существующего АТК РК 2000 г.
парка компьютерной техники,
ТСТК, средств связи и
телекоммуникаций
1.6. Подготовить предложения Приказы АТК
РК АТК РК IV квартал
по модернизации и
дооснащению техникой бюджетная
таможенных органов
1.7. Изучить предложения по Приказы АТК
РК АТК РК IV квартал
автоматизации ручных
процессов в подразделениях
АТК РК
1.8. Обеспечить взаимодействие Приказ АТК
РК, IV квартал
с Агентством Республики АТК РК Агентство 2000
г.
Казахстан по статистике по Протокол РК
по
вопросам ведения
внешней торговли
1.9. Внедрить прикладное Приказ
программное обеспечение АТК РК 2001 г.
ЕАИС ТК РК АРМ
"Универсальный"
1.10. Разработать технологии, Приказы АТК
РК АТК РК II квартал
протоколы информационного
обмена с внешними
источниками и потребителями, взаимодействии
включая налоговые,
банковские, транспортные
службы и
органы, таможенных брокеров,
участников ВЭД
1.11. Разработать требования Приказ АТК
РК II квартал
к системе защиты информации АТК РК
2001 г.
1.12. Подготовить предложения по Приказ
АТК РК АТК РК II квартал
закупке и внедрению
программных и технических
средств обеспечения
безопасности
1.13. Сформировать и представить Приказы
АТК РК АТК РК I квартал
предложения по
совместимости
программного
механизму обмена базой
данных в рамках Таможенного
союза
1.14. Обеспечить использование Приказ АТК
РК Постоянно
Wеb-технологий в
системе в рамках
корпоративной
сети РСОД ТС РК
------------------------------
2. Развитие международного таможенного
сотрудничества
2.1. Координация международных
------------------------------
2.1.1. Работа на постоянной Проекты АТК РК Постоянно
основе по внесению международных
предложений по договоров и
заключению новых
международных договоров нормативные
по таможенному делу, а правовые
акты
также по принятию
необходимых нормативных
правовых актов по
реализации
договоров, участником
которых является
Республика Казахстан
2.1.2. Принять участие в Проекты
подготовке
и нормативных актов по договоров
и
вопросам унификации
таможенных процедур,
обеспечения гармонизации правовые акты
таможенного законодательства
и взаимодействия с
таможенными органами
государств-участников
Таможенного союза, СНГ
2.1.3. Принять участие в Приказ АТК РК I квартал
подготовке Единого
декларирования товаров,
перемещаемых через
таможенные границы
государств-участников
Таможенного союза
2.1.4. Обеспечить поэтапную Совместный
АТК РК, IV квартал
реализацию совместной
целевой Программы по
обустройству пунктов
на внешних границах
государств-участников
Таможенного союза
2.1.5. Проводить анализ Аналитическая АТК
РК Один раз в
складывающейся ситуации в информация
в квартал
сопредельных
государствах дальнего
зарубежья и подготовки
соответствующей информации
в Правительство, МИД,
другие заинтересованные
министерства и
2.1.6. Принимать участие в Приказ АТК РК Постоянно
деятельности
организаций, международных
конференций
2.1.7. Обеспечить обмен таможенной Приказ
АТК РК II квартал
информацией с основными АТК РК 2001 г.
Информация о работе Антициклическая политика, ее инструменты и эффективность