Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;
Введение. - 3 -
Глава 1. Инфляции: содержание и направления регулирования. - 4 -
1.1. Понятие инфляции, ее виды и последствия. - 4 -
1.2. Монетарные инструменты антиинфляционной политики. - 7 -
1.3. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики. - 11 -
1.4. Борьба с инфляцией как многофакторным явлением. - 13 -
Глава 2. Антиинфляционная политика в Российской Федерации: - 16 -
2.1. Развитие инфляции в России в 90е годы. - 16 -
2.2. Антиинфляционная политика в Российской федерации. - 22 -
Заключение. - 32 -
Список использованной литературы. - 33 -
Джон Кейнс отмечал, что изменение учетной ставки, «главным образом является средством регулирования количества «банковских денег», и часто использовалось с целью ограничения денежного предложения»[6].
Изменение нормы обязательных резервов. Международный опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег (это напрямую связано с понятием банковского мультипликатора, его существование объясняется тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан делать отчисления согласно нормы обязательных резервов, что приводит к значительному изменениям количества денег). Поэтому часто норму обязательных резервов не меняют, а пользуются этим инструментом фискальной политики только в крайних случаях.
Чрезмерное повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису.
Значительное уменьшение нормы резервов может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции.
Одной из важнейших задач, стоящих перед центральным банком, Джон Кейнс считал контроль над совокупным объемом «банковских денег», создаваемых коммерческими банками.[7]
Он считал, что преимущество этого метода состоит в том, что он оказывает прямое воздействие на величину банковских резервов и приводит их к изменению в нужном для центрального банка направлении.[8]
Примечательно, что Джон Кейнс раскрыл сущность и механизм действия этого метода в работе «Трактат о деньгах» вышедшей до начала практического применения норм обязательных резервов.
Операции на открытом рынке предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением.
Продавая облигации, национальный банк может уменьшить денежное предложение или использовать полученные от продажи деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений. Действенность системы операций на открытом рынке в большой степени зависит от уровня развития финансовой системы и доверия населения государству.
Джон Кейнс сделал вывод о превращении операций на открытом рынке в основной инструмент фискальной политики, но он явно преувеличивал роль и эффективность этого инструмента. Он писал, что регулярное применение этого инструмента «позволяет центральному банку поддерживать уровень резервов коммерческих банков на том уровне, на котором он пожелает».[9] Однако использование этого метода ограниченно, так как при значительном увеличении массы государственных облигаций растет государственный долг, что приводит к некоторым отрицательным последствиям, в том числе, связанным с нестабильностью национальной валюты и инфляции.
Следует отметить, что действие описанных выше инструментов в большой степени зависит от уровня развития банковской системы и от того, какова доля денежного агрегата М0 в общей денежной массе. Чем меньше его доля (то есть чем больше используется безналичных расчетов для оплаты экономических благ), тем легче будет управлять денежным предложением с помощью описанных выше инструментов.[10]
Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Она должна производится по трем каналам: кредитование государства, хозяйства и под прирост золотовалютных резервов.[11]
Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.
Избыточная эмиссия денег приводит к значительному увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен, так как экономические субъекты не в состоянии в течение короткого промежутка времени увеличить предложение.
Логика регулирования инфляции, по Кейнсу, такова: контроль нельзя сосредоточить лишь на динамике наличного обращения; регулирование инфляции должно осуществляться в значительной степени через контроль над «банковскими деньгами». Однако в целом он считал важным элементом регулирования инфляции контроль над налично-денежной массой в обращении вследствие того, что этот фактор проще всего поддается регулированию со стороны центрального банка.[12]
Джон Кейнс рассматривал денежно-кредитное регулирование как искусство, которое должно применяться своевременно и в нужных пропорциях; считал необходимым постоянное развитие его техники, с тем, чтобы регулирование было быстрым и эффективным.
В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано Золотое правило монетаризма, которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3 – 5% в год.
Приведенные выше инструменты борьбы с инфляцией могут быть использованы государством для борьбы с инфляцией, но ошибочно полагать, что монетарные инструменты – это единственный способ влияния на инфляцию. Объем денежной массы, конечно, влияет на инфляционные процессы, но его влияние не безгранично. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.
1.3. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики.
На уровень инфляции, кроме размеров денежной массы, бюджетного дефицита и государственного долга, очень сильно влияет реальное состояние экономики. Поэтому стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени помочь «победить» инфляцию.
Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые в состоянии обеспечить экономический рост.
Рассмотрим некоторые из таких инструментов.
Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Будучи участником кредитных отношений, банк неизбежно преобразует деньги в капитал, осуществляет его прилив из одной отрасли, одного региона в другие отрасли национального хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут быть выполнены банками, поэтому таким странам требуется развитие банковской системы. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.
Для этого должен выполняться ряд условий:
государство должно определять приоритеты инвестиционной активности (в какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги), формы инвестиций и технологию их выдачи;
учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;
инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;
информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;
только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения; при низкой степени доверия банкам население просто не будет класть свободные денежные средства на счета в банках.
Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%.
С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.
Такая ситуация возникла в ФРГ в 70-80х гг., когда предельная ставка налога составляла 80-90%, то есть практически весь прирост заработной платы «съедался» налогами.[13]
В целом возможности использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничены. Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.
Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки производства. Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской деятельности уменьшатся, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.
Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.
Использование немонетарных инструментов – это эффективный метод борьбы с инфляцией, так как таким образом правительство активно влияет непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне связи с монетарными едва ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики будет наблюдаться инфляция, если при этом не контролировать эмиссию (как наличных, так и безналичных денег).
1.4. Борьба с инфляцией как многофакторным явлением.
Инфляция вызвана острым нарушением пропорций воспроизводства, связана с действием экономических, финансовых, политических, денежно-кредитных, внешних и психологических факторов. Немалую роль в усилении инфляции может оказать и государство, особенно если оно стремится увеличивать различного рода тарифы, надбавки, т. е. конечную цену товаров при неизменности их рыночной стоимости. Исторический ход инфляции показывает, что: ее подавление невозможно на базе устранения какой-то одной группы факторов, оказывающих негативное влияние на переполнение каналов денежного оборота; поскольку общеизвестно, что инфляция - многофакторный процесс, решать вопрос о ее снижении с экономической точки зрения необходимо с позиции санации воспроизводства в целом, в комплексе, с позиции законодательства. Это означает, что принятие законов государства в области цен, финансов, налогообложения, банков, развития экспорта и импорта должно осуществляться не в интересах одной из отраслей или секторов экономики, а в интересах экономики в целом.
Попытка решать отдельно текущие проблемы в области социального обеспечения, бюджета, капитальных вложений или банковского сектора неизбежно может вызвать новые диспропорции, на какой-то момент создать видимость улучшения положения, но, в конечном счете, усугубит экономическую и социальную ситуацию в обществе; поскольку ход инфляции в России и других странах показывает, что инфляционная спираль начинает раскручиваться в результате спада производства, следует признать, что главными исходными мерами выхода из экономического кризиса являются меры, затрагивающие производственную сферу. Не случайно при спаде производства только увеличение или сжатие денежной массы не являются решающим фактором. Более того, инфляция может снижаться при росте М2 и возрастать при сжатии денежной массы.
При всей безусловной важности монетарных факторов центр тяжести в антиинфляционной политике, вероятно, в большей степени необходимо увязывать с повышением эффективности производственной сферы. В законодательном отношении это означает, что акты государства в области хозяйственного права, нормативная база, финансовые и денежно-кредитные отношения должны соизмеряться, прежде всего, с позиции их стимулирования производства. Роль центрального банка здесь может проявиться двояким образом: во-первых, посредством мер, обеспечивающих снижение уровня инфляции и повышение представительной стоимости денег; во-вторых, путем кредитной поддержки коммерческих банков, регулирования процентной ставки и пр. Первый и второй пути оказываются при этом взаимосвязанными. Поддерживать производство можно в условиях достаточно стабильного денежного оборота. Расчеты показывают, что сильная инфляция девальвирует капиталы, снижает инвестиционный эффект, оказывает положительное воздействие на производство только при темпах роста не более 3 - 4% в год.[14]
Поддерживать экономичность денежного оборота за счет денежно-кредитных инструментов действительно возможно и целесообразно, но с оглядкой на их негативное инфляционное воздействие.
Таким образом, для борьбы с инфляцией важно помнить, что инфляция – это многофакторное явление, требующее особого подхода. Для борьбы с инфляцией требуется составить стратегию, построенную на поэтапном проведении мер, направленных на регулирование инфляции. К ним можно отнести:
общеэкономические меры;
сдерживание финансовых и денежных факторов инфляции;
оздоровление банковской системы;
регулирование уровня цен и заработной платы;
контроль за состоянием фондового рынка;