Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:45, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ антинфляционной политики, инструменты борьбы с инфляцией.
Задачи:
Рассмотреть сущность антиинфляционной политик.
Проанализировать методы борьбы с инфляцией.
Проанализировать инфляцию в России.

Работа состоит из  1 файл

реф по ФиК.docx

— 46.96 Кб (Скачать документ)




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Антиинфляционная политика……………………………………………….4
  2. Анализ монетарных и не монетарных факторов инфляции в России……………………………………………………..............................14

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Инфляция относится  к системе общеэкономических  категорий и проявляется в  тех общественно-экономических формациях,  в которых существуют товарно-денежные  отношения. Инфляция представляет  собой обесценение денег, падение  их покупательной способности,  вызываемое повышением цен, товарным  дефицитом и снижением качества  товаров и услуг. Характер товарного  производства оказывает влияние  на проявление инфляции и ее  социально-экономические последствия.  Она ведет к перераспределению  национального дохода между секторами  экономики, коммерческими структурами,  группами населения, государством  и населением и субъектами  хозяйствования.

    В современных  условиях инфляция во всем  мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Но если  она выходит из-под контроля, это  может привести к ужасным последствиям. Поэтому правительства всех государств  с рыночной экономикой используют  эффективную в том или ином  случае антиинфляционную политику.

  Целью данной работы  является анализ антинфляционной  политики, инструменты борьбы с  инфляцией.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность антиинфляционной политик.
  2. Проанализировать методы борьбы с инфляцией.
  3. Проанализировать инфляцию в России.

 

 

 

 

 

 

  1. Антиинфляционная политика

 

В широком смысле антиинфляционная политика— это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.[1]

В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.[1]

Опыт стран, достигших успеха в  снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г. совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

  • структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;
  • выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
  • глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
  • проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
  • переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
  • улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
  • более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;
  • в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (однако данный фактор не следует переоценивать, например бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

Режим денежно-кредитной политики инфляционного  таргетирования (ИТ) принято считать  наиболее эффективным в борьбе с  инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько  обязательных элементов или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических  агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.

Последняя заключается  в том, что задача достижения и  сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — с другой.

Безусловными требованиями реализации ИТ являются:

  • доверие экономических агентов к политике денежных властей;
  • абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
  • упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

Список требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом  количественном ориентире для инфляции, а о гораздо более сложном  механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся  экономики осложняется рядом  специфических для таких стран  проблем, связанных с низким уровнем  доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической  конъюнктуры, с подверженностью  резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

Недавно экономистами МВФ было проведено  исследование, которое позволило  обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.[2]

Во-первых, можно ожидать, что в  такой экономике обменному курсу  отводится роль якоря той или  иной степени значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальном валюты, может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» — «дуть против ветра». В качестве инструмента используются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.

Инфляционное таргетирование, как  показывает опыт, может применяться  в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику.

Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же иx экономика, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.[3]

Доверие населения к денежным властям  и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условии, среди которых:

- официально установленный в  экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими, поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;

         -последовательность в проведении  антиинфляционной политики (то есть  полное соответствие принимаемых  мер и решений официально провозглашенной  политике);

         -максимальную информационную открытость (в том числе в признании  допущенных ошибок) и постоянное  взаимодействие с участниками  рынка.

Формирование серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние экономики характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральный банк может действовать па опережение, не допуская роста инфляции, но в то же время, ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.

В условиях дефицита доверия  и низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика