Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:47, контрольная работа
Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.
Введение
1. Становление и развитие системы банковского надзора в России
2. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции
Правовой статус
Функции Центрального Банка РФ
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
3. Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Становление и развитие
2.
Центральный банк Российской
Федерации, его задачи и
3.
Подразделения Банка России, занимающиеся
организацией и осуществлением надзора
за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование.
Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.
В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и регулятивных требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.
Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.
Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.
В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.
Независимо от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и банковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют единую сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.
Именно поэтому банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого надзорным органом посредством специфических процедур, технологий и инструментов.
Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.
1. Становление и развитие
системы банковского
надзора в России
Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
Первые банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.
Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.
Новая
редакция этих законов, принятая в 1995 и
1996 г., существенно расширила
С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок.
Законодательство
четко определило и цель банковского
регулирования и надзора, которая
состоит в поддержании
Впоследствии банковское законодательство расширилось за счет ряда новых законов [6]:
- Федерального закона от 14 октября 1998 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
- Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
- Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
- Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому органами валютного регулирования являются Правительство Российской Федерации Банк России, а органом валютного контроля – Банк России.
Наряду
с развитием банковского
Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.
Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.
Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа – капитал банка, 2-я – объем обязательств банка, 3-я – ликвидность баланса, 4-я –максимальный размер риска на одного заемщика.
В апреле 1995 г. в связи с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17, они регулировали: достаточность капитала банка; ликвидность; максимальный размер риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; использование собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
В 2004 г. вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности.
Кроме того, в рамках Концепции развития ипотечного кредитования, принятой Правительством Российской Федерации, Банком России в Инструкции от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацией с ипотечным покрытием» внесены некоторые изменения в методику расчета действующих обязательных нормативов применительно к данной группе кредитных организаций, а также установлен для них ряд дополнительных нормативов.
Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
К ним, в частности, относятся [4]:
-
Положение Банка России от 3 октября
2002 г. № 2-П «О безналичных
расчетах в Российской
- Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
- Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам следует отнести:
1)
Инструкцию Банка России от 14
января 2004 г. № 109-И «О порядке
принятия Банком России
2)
методики по анализу
Наряду с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.
Накопление
опыта инспекционных и
В целях повышения эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур.
Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.
4)
инструкции, положения, методические
разработки, касающиеся оценки
С введением системы страхования депозитов кредитных организаций в 2004 г. была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые в систему страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка.
Информация о работе Банк России как орган банковского надзора