Банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми Центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы функционирования банковских систем
1.1. Понятие банковской системы, ее структура и институты
1.2.Цели и функции центральных банков
Глава 2. Зарубежные банковскме системы на современном этапе
2.1. Характеристика кредитной системы США
2.2. Характеристика кредитной системы Японии
Глава 3. Особенности функционирования банковских систем. Ее роль в развитии экономики.
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
3.2. Роль банковской системы в развитии экономики
3.3. Сравнение банковских систем РФ, США и Японии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 187.97 Кб (Скачать документ)

Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если банк акционерный, то помимо этого и Устав центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Эффективное воздействие центрального банка на денежной обращение возможно лишь при условии независимости его деятельности. Степень независимости можно определить по таким факторам, как:

  • Участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля. Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, собственниками паёв могут стать только те резиденты, которые получили на это согласие министерства финансов. Пай переходит по наследству, и он может быть продан также с согласия министерства. Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считается скорее вопросом престижа и традиций. Влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США.
  • Процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России.
  • Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой - определяются его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке.
  • Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, т.е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка. А со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования.
  • Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.

В целом же положение центральных  банков противоречиво. Политика центральных  банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, ориентированные  на экспорт, выступают за снижение курса  национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной способности  денег, промышленные компании - в дешёвых  кредитах, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую  занятость. Государство стремится  к снижению дефицита платёжного баланса. Эта противоречивость целей экономической  политики получила в зарубежной экономической  литературе название "магический четырехугольник", углами которого являются: экономический  рост, полная занятость, стабильность цен и равновесие платёжного баланса. Одновременное решение этих целей невозможно. Приоритетное направление политики определяется в зависимости от экономической конъюнктуры и расстановки социально-экономических сил.

 

1.2.Цели и функции центральных банков

Деятельность центральных  банков связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и её курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчётов.

Принято также выделять первичную (конечную) цель денежно-кредитной политики. В эпоху золотого стандарта конечной целью было поддержание постоянной цены на золото или, иными словами, сохранение фиксированного валютного курса. В  период Бреттон-Вудской системы  в законах о центральном банке конечной целью значилась "внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы": низкая инфляция и фиксированный валютный курс. С переходом на плавающие обменные курсы валют обязательство по поддержанию фиксированного паритета автоматически исчезло, и конечной целью стала ценовая стабильность. Под ней понимается такой незначительный прирост цен, который не берётся агентами в расчёт при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, однако по ряду технических причин (например, ошибки статистики, запаздывание в обновлении информации и т.д.) центральные банки не ориентируются на нулевую инфляцию. В результате на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.

В соответствии с поставленной целью центральный банк выполняет  свои функций. Например, функции ЦБ РФ приведены в ст.4 закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".  

Наиболее характерные  функции центральных банков могут  быть сгруппированы следующим образом.

1. Монополия денежной  эмиссии. Центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны. Данная функция законодательно закреплена за центральным банком как представителем государства. Центральный Банк осуществляет не только производство, но и дизайн, установление знаков защиты от подделок, ликвидацию денежных знаков и монет. Продажа банкнот банкам осуществляется по номиналу. Разница между номиналом и издержками на производство банкнот - эмиссионный доход Банка России. Но в отдельных странах центральные банки могут взимать комиссию за предоставление дополнительных услуг в связи с доставкой наличных денег банкам. Например, Банк Норвегии берёт дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для автоматических кассовых автоматов, за специально упакованные монеты и другие услуги.

Монополии на безналичную  эмиссию не существует. Выпуск в  обращение векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов и  иных безналичных денег могут осуществлять как центральные, так и коммерческие банки.

2. Банк Правительства. Центральный банк организует расчёты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы, анализирует состояние экономики и разрабатывает её прогноз, а также платёжный баланс государства.

3. Банк банков. Центральный  банк - расчётный центр и кредитор  в последней инстанции для  кредитных организаций; осуществляет  регулирование, контроль и надзор  за деятельностью коммерческих  банков, лицензирование их деятельности, методологическое обеспечение проведения  банковских операций, их учёта  и составления отчётности и  другие регулирующие и контрольные  функции по отношению к кредитным  организациям.

4. Проведение денежно-кредитной  политики. Это определение основных  направлений её осуществления  в стране, методов и инструментов  её реализации, антиинфляционная  политика, а также организация  платёжного оборота.

    1. Роль денежно-кредитной политики

Роль  денежно-кредитной политики заключается в воздействии центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной  политики применяются прямые и косвенные  методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж. Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Различают также общие  и селективные методы денежно-кредитной  политики.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Такое централизованное перераспределение кредитных ресурсов несвойственно для стран с рыночной экономикой, поскольку оно искажает рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживая конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных баков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • норма обязательных резервов;
  • процентную политику центрального банка;
  • операции на открытом рынке.
  • центральный

Обязательные резервы  представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Механизм действия инструмента заключается в следующем: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения в соответствии с изменением величины депозитного мультипликатора. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объёма предложения денег.

В мировой практике изменение  норм обязательных резервов не относится  к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В  современной экономике ФОР выполняет  следующие функции: создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе; повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков; определение верхнего предела роста денежной массы; ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Норма обязательных резервов - это своего рода налог, т.к. её нельзя увеличивать до бесконечности, а частые манипуляции с этим инструментом могут привести к дестабилизации работы кредитной сферы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объёме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. Как следствие, изменение нормы резервирования используется лишь в крайних случаях, когда необходима быстрая настройка денежно-кредитной системы.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая ещё может быть названа политикой учётной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учётная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учётную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешёвыми. Ссудные резервы  банков увеличиваются на величину полученных от ЦБ кредитов, а денежная масса  расширяется с мультипликативным  эффектом. И наоборот, увеличение учётной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заёмные  средства, пытаются возвратить их, так  как эти средства становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Определение размера учётной  ставки - один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики, а изменение  учётной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учётной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учётную процентную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без инкассации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учётной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Информация о работе Банковские системы на современном этапе