Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного устройства) Российской Федерации.
Введение ............................................................................................................. 3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации ..............................................................................................................
4
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ...................................................................
4
1.2. Принципы бюджетной системы ............................................................ 6
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов .............................................................................................
8
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации ..........................................................................................................
11
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации ....................................
11
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .......................................
11
2.3. Местные бюджеты ..................................................................................
13
3. Бюджетный процесс и его стадии ............................................................... 14
3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс ..............................
14
3.2. Составление проектов бюджетов .........................................................
16
3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов .............................................
18
3.4. Исполнение бюджетов ..........................................................................
20
3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение ... 22
Заключение ......................................................................................................... 23
Список литературы ............................................................................................ 24
Согласно БК РФ бюджетная классификация включает:
Бюджетная
классификация в части
Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:
Код | Наименование групп | |
1000000 | Налоговые доходы | |
2000000 | Неналоговые доходы | |
3000000 | Безвозмездные перечисления | |
4000000 | Доходы целевых бюджетных фондов | |
Группа 3000000 “Безвозмездные перечисления” подразделяется на подгруппы: | ||
Код | Наименование подгрупп | |
3010000 | От нерезидентов | |
3020000 | От бюджетов других уровней | |
3030000 | От государственных внебюджетных фондов | |
3040000 | От государственных организаций и др. | |
Подгруппа 3020000 “От бюджетов других уровней” подразделяется на статьи: | ||
Код | Наименование статей | |
3020100 | Дотации | |
3020200 | Субвенции | |
3020300 | Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти | |
3020400 | Трансферты и др. |
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В
любом бюджете доходы и расходы
должны быть сбалансированы. При дефиците
бюджета - превышении расходов над доходами
- должны быть указаны источники финансирования
дефицита (перечень источников финансирования
различен для разных уровней бюджетной
системы РФ). Законодательством РФ установлены
предельные размеры дефицита бюджета.
Например, размер дефицита федерального
бюджета не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и расходов
на обслуживание государственного долга
РФ (государственный
долг - долговые обязательства РФ перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права).
Для покрытия дефицита бюджета используются
государственные заимствования - займы,
привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций, по которым возникают
долговые обязательства РФ как заемщика
или гаранта погашения займов другими
заемщиками, выраженные в иностранной
(внешние) или российской валюте (внутренние
заимствования).
бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный
бюджет Российской Федерации входит в
первый уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет - основной финансовый
план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным
орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей
России. При составлении проекта бюджета
учитываются не только данные о прогнозируемых
размерах доходов бюджета и необходимых
государственных расходов; бюджет строится
с учетом необходимости осуществления
избранной экономической политики.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ “О федеральном бюджете” установлено, что в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем
регионам, в которых среднедушевой
доход по бюджету за предыдущий год
ниже, чем в целом по России, и у которых
собственных доходов и средств, полученных
из федерального бюджета, недостаточно
для финансирования текущих расходов,
предоставляется помощь из Федерального
фонда поддержки субъектов Федерации.
Регионам, в которых сбор федеральных
налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского
уровня и условная сумма расходов менее
100 % плановых расходов регионального бюджета,
предоставляется статус региона, особо
нуждающегося в поддержке. В настоящее
время большинству регионов РФ осуществляется
помощь из федерального бюджета путем
перечисления трансфертов, выделения
бюджетных.
2.3. Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).
Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство РФ на современном рынке