В рамках бюджета предоставляются
субсидии, дотации, кредиты с целью
поддержки определенных предприятий,
научных исследований, оказывается
помощь другим странам. В рамках бюджета
формируется и обслуживается
государственный долг. Через бюджет
проходят значительные финансовые потоки,
он непосредственно влияет на формирование
важнейших экономических и финансовых
показателей: объема производства, суммы
инвестиций, реальных доходов, величины
денежной массы и т. д.
Бюджет государства и местного
самоуправления играет значительную роль
в политической и хозяйственной жизни
страны. Роль бюджета состоит в том, что
он создает финансовую основу, необходимую
дли деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления. Так, бюджетные средства
предназначены для:
- функционирования органов государственного управления;
2) осуществления международной деятельности государства, в том числе международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
3) национальной обороны;
4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
5) функционирования федеральной судебной системы;
6) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
7) развития промышленности, энергетики и строительства;
8) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
11) осуществления социальной политики и т. д.
Вся финансовая система государства
функционирует в непосредственной
взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет,
на решение каких задач направлено
внимание государства в определенный
промежуток времени. Именно бюджетом определяется
экономическая политика страны.
К задачам бюджета можно
отнести следующие:
- Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
- Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
- Контроль.
Федеральный бюджет – ведущее
звено бюджетной системы Российской
Федерации, в котором объединены
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы).
Федеральный бюджет является
основным финансовым планом государства
на финансовый год, имеющий силу закона
после его утверждения Федеральным
Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию
федеральный бюджет представляет собой
форму образования и использования
Централизованного фонда денежных
средств Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что
бюджет – это сложная категория
финансов государства. Формирование и
развитие бюджета связано с развитием
НД страны и его перераспределением.
Следует отметить, что в современных
условиях бюджет выступает в качестве:
экономической категории, фонда
и плана. Бюджет выполняет ряд
важных функций для экономики, которые
описываются в этой главе. Итак, можно
сказать, что бюджет один из основных
инструментов проведения экономического,
социального и политического
развития общества.
1.2 Доходы и
расходы Федерального бюджета
Для того чтобы выяснить,
на какие сферы экономической, политической
и социальной структуры общества
влияет бюджет, рассмотрим структуру
доходов и расходов бюджета. Первоначально
рассмотрим бюджетную классификацию.
По составу, источникам, направлениям
использования и другим признакам
бюджетные доходы и расходы разнообразны,
что делает структуру бюджета
ёще более сложной. Для выяснения
роли и значения бюджетных расходов в
экономике их классифицируют по определенным
признакам.
Итак, можно сказать, что
бюджетная классификация - это группировка
по однородным признакам доходов и расходов,
расположенных и зашифрованных в установленном
порядке, а также источников финансирования
бюджетов.
Такая классификация используется
для составления и исполнения
бюджета, она обеспечивает сопоставимость
показателей бюджетов.
В основе бюджетной классификации
лежит группировка показателей.
Умелое использование данных позволяет
видеть картину движения бюджетных
ресурсов. Сопоставление плановых и
отчетных данных дает возможность делать
выводы и предложения о формировании
и использовании бюджетных фондов,
сосредоточении основных денежных ресурсов
на важнейших направлениях экономического
и социального развития.
Новая бюджетная классификация
была введена в 1997 году Федеральным
законом "О бюджетной классификации
РФ" от 15 августа 1996 года.
В соответствии с этим законом
бюджетная классификация включает:
- Классификацию доходов бюджета РФ;
- Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
- Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
- Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [7].
Доходы бюджета формируются за счет налогов,
а также некоторых других видов поступлений,
именуемых неналоговыми доходами (доходы
от продажи и использования государственной
собственности, от внешнеэкономической
деятельности и др.) а также доходов целевых
внебюджетных фондов.
Структура доходной части
бюджета не постоянна, она подвержена
изменениям в зависимости от условий
развития страны, конкретной социально-экономической
ситуации и направлений государственной
политики. Например, налоговые доходы
увеличиваются при росте экономической
активности в стране, доходы от продажи
государственной собственности
– при проведении приватизации.
Доходы федерального бюджета
РФ – это денежные средства, поступающие
в безвозмездном порядке в
соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации
в распоряжение федеральных органов
государственной власти РФ.
В федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
- 1)налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
- 2)налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
- 3)налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
- 4)налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
- 5)акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- 6)акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
- 7)акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- 8)акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- 9)акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
- 10)акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- 11)налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- 12)налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
- 13)налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
- 14)налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
- 15)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- 16)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
- 17)регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
- 18)сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
- 19)сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
- 20)водного налога - по нормативу 100 процентов;
- 21)государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходы федерального
бюджета формируются в соответствии
со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса,
в том числе за счет:
- 1)доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- 2)доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
- 3)части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- 4)лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
- 5)таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
- 6)платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
- 7)платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
- 8)платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
- 9)платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
- 20)консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
- 21)патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
- 22)платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
- 23)сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов.
В доходах федерального бюджета,
помимо перечисленных в пункте 1
настоящей статьи, также учитываются:
- 1)прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
- 2)доходы от внешнеэкономической деятельности;
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые
на финансовое государственного управления,
на международную деятельность, на национальную
оборону, на правоохранительную деятельность
и обеспечение безопасности, промышленность
энергетику и строительство, сельское
хозяйство и рыболовство, социальные и
культурные мероприятия.
Целью бюджетных расходов
является финансовое обеспечение деятельности
государства по исполнению его экономических
функций – распределения ресурсов,
перераспределения и стабилизации.
Расходы бюджета направляются, в
первую очередь, в общественный сектор
экономики для финансирования деятельности
органов государственного управления
по производству общественных благ (оборона,
охрана правопорядка, культура и искусство,
здравоохранение, образование, наука
и т.п.), а также поддержки предприятий,
находящихся в государственной
собственности. Часть расходов осуществляется
и за пределы общественного сектора:
за счет государственных средств
предоставляются пособия малоимущим
гражданам, выплачиваются пенсии и
стипендии, оплачиваются государственные
заказы, к исполнению которых были
привлечены частные фирмы. Расходы
бюджета, их объем и структура
подвержены более частым изменениям,
чем его доходы.
Расходы федерального бюджета
– это денежные средства, направляемые
из федерального бюджета на финансовое
обеспечение задач и функций
государства.
Практически расходы федерального
бюджета – это денежные средства,
направляемые из федерального бюджета
на финансирование затрат общегосударственного
характера, предусмотренных в Законе
о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год. Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального
дохода, используемого на общегосударственные
цели.
Расходы федерального бюджета
классифицируют:
1) по экономической роли
в процессе воспроизводства –
на затраты, связанные с финансированием
материального производства и
содержанием непроизводственной
сферы;
2) по функциональному
назначению – на затраты на
содержание аппарата управления,
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий,
обороны страны, правоохранительную
деятельность, фундаментальные исследования
и др.