Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:04, реферат
Бюджетирование, ориентированное на результат (сокращенно БОР), - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
В
связи с проводимой бюджетной
реформой и смещением акцентов в
бюджетном процессе с «управления
бюджетными ресурсами (затратами)»
на «управление результатами»
В Российской Федерации функции по независимой экспертизе частично исполняют контрольно-счетные палаты, имеющие статус органов государственного и муниципального контроля. Их главной функцией является контроль за исполнением бюджета, анализ отклонений бюджета от установленных показателей, обнаружение и предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, определение эффективности и целесообразности их расходования. В то же время контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные контрольно-счетные органы не осуществляют оценку результативности и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Между тем переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует не только контроля за правильностью расходования бюджетных средств, но и оценки результативности их использования в бюджетном году и при завершении каждой бюджетной программы.
По
решению законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации или
Тема БОР неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации.
В Бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2009 гг. отмечено, что началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, и современных методов финансового менеджмента.
Новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.
Тем не менее в повестке дня остается решение ряда существенных проблем управления общественными финансами.
Сформировались затянутые и громоздкие процедуры составления и рассмотрения проектов бюджетов, не позволяющие четко разделить политические и «технологические» аспекты бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.
Финансовый
контроль в малой степени затрагивает
вопросы эффективности
Так и не удалось обеспечить ритмичность исполнения федерального бюджета. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе, за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Одним из принципов Бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и дальнейшую перспективу сформулирован принцип повышения качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.
Усиление
ответственности органов
Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.
Финансовым органам следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004-2006 гг. эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
На
практике, необходимость и
Внедрение практики бюджетирования, ориентированного на результат, должно способствовать созданию системы эффективного государственного управления.
Однако
сегодня бюджетная система
К тому же, бюджетирование, ориентированное на результат, непременно связано с внедрением системы среднесрочного финансового планирования, когда бюджет будет утверждаться параллельно с утверждением некоего среднесрочного плана. Без системы среднесрочного планирования бюджетирование, ориентированное на результат, не действует.
Кроме того, существует опасность перехлеста в проведении данной реформы, потому что некоторые ведомства очень сложно поддаются перестройке на систему бюджетирования, ориентированного на результат. Например, сложно представить значимые результаты в деятельности министерства иностранных дел. Для него во многом должно сохраняться текущее финансирование. Есть задачи, решаемые федеральными ведомствами, которые конкретного результата могут не иметь. Соответственно, их финансирование должно поддерживаться в текущем режиме.
Нормативная база, регулирующая введение БОР, включает:
1. Постановление
Правительства Российской
2. Постановление
Правительства Российской
3. Постановление
Правительства Российской
Так, например, одним из направлений работы Правительства Республики Мордовия – является внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат. Это создание совершенно иной, более эффективной среды для планирования расходов республиканского бюджета. В рамках внедрения новой системы бюджетирования для всех республиканских ведомств утверждены конкретные плановые показатели, достижение которых должно быть обеспечено в ближайшей перспективе. Если же указанные ориентиры достигаться не будут, финансирование неудовлетворительно работающего ведомства может быть уменьшено. Аналогичные количественные показатели и требования к качеству услуг доводятся главными распорядителями и до республиканских бюджетных учреждений. С этой целью приняты:
Результаты
выполнения бюджетными учреждениями утвержденных
главными распорядителями бюджетных
средств требований к подведомственным
учреждениям периодически публикуются
в СМИ и сети Интернет.
Информация о работе Бюджетирование, ориентированное на результат