Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:36, реферат
В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.
1.Введение...............................................................................................3
2.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы............................4
3.Бюджетной политика РФ.....................................................................9
4.Заключение..........................................................................................17
5.Список литературы.............................................................................19
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО
Орел ГАУ
Кафедра:
«Финансы, инвестиции и кредит»
«Бюджетная
политика России»
Выполнила:
студентка группы Ф-391
Яковлева К.
Проверила:
к.э.н.,доцент
Сухорукова
Н.В.
Содержание
1.Введение....................
2.Понятие
бюджета. Принципы бюджетной
3.Бюджетной
политика РФ............................
4.Заключение..................
5.Список
литературы....................
Введение
В
настоящее время Россия вступила
в качественно новый этап развития.
Мировое сообщество признало российскую
экономику как рыночную структуру,
происходит относительная стабилизация
экономики и финансов, расширяются
социальные функции государства
и местных органов
В
современных условиях проблемы формирования
и реализации на практике эффективной
бюджетной политики в масштабах
всей страны в целом и на субфедеральном
уровне приобретают особую значимость.
Последний аспект является сейчас наиболее
важным. Финансовая стабильность такой
огромной страны, как Россия, будет
гарантирована только при условии
финансового благополучия ее многочисленных
территорий. Отсюда - значимость проблем
разработки концепции эффективной
бюджетной политики.
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
Государственный
бюджет занимает центральное место
в системе государственных
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Выделяют
три главные функции
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.
Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю – около 1%.
Структура
бюджетных расходов неодинакова
в разных странах и даже в одной
стране в разные периоды ее развития.
Структура расходов меняется под
влиянием как внешних, так и внутренних
факторов. Это могут быть экономические,
социальные, военные, политические и
другие факторы. В табл. представлена
структура расходов федерального бюджета.
Структура расходов федерального бюджета за 2008–2010 гг.
Вид расходов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
млрд. руб. | млрд. руб. | млрд. руб. | |
Общегосударственные расходы | 639 | 808 | 890 |
Национальная оборона | 666 | 822 | 945 |
Национальная безопасность | 542 | 663 | 749 |
Национальная экономика | 339 | 497 | 541 |
ЖКХ | 39 | 53 | 56,9 |
Охрана окружающей среды | 6 | 8 | 9 |
Образование | 202 | 278 | 309 |
Культура и кинематография | 51 | 68 | 83 |
Здравоохранение и спорт | 149 | 206 | 218 |
Социальная политика | 205 | 216 | 273 |
Межбюджетные трансферты | 1 432 | 1 844 | 2 272 |
Финансовая помощь бюджетам | 372 | 512 | 558 |
Фонды компенсаций | 74 | 153 | 298 |
Другие межбюджетные трансферты | 84 | 118 | 124 |
Трансферты внебюджетным фондам | 902 | 1 060 | 1353 |
Всего расходов | 4 270 | 5 463 | 6 570 |
Как видно из таблицы большой удельный вес занимают расходы на национальную оборону и безопасность, расходы на образование выросли на 73% по сравнению с 2008 г., а на здравоохранение и спорт – на 120%.
Бюджет
субъекта РФ – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты
всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
Различают
бюджеты брутто и нетто. В бюджет
брутто включаются все валовые доходы
и расходы государства, а в
бюджет нетто – только чистые доходы
и расходы. Расходы на государственные
предприятия включаются в бюджет брутто,
а в бюджете нетто отражается только разница
между доходами и расходами.
Бюджетной политика РФ
Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
В качестве критериев оценки эффективности бюджетной политики выступают следующие показатели: