Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:04, реферат
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
Консолидированный бюджет Республики Бурятия
(в фактически действовавших ценах; млн. руб)
2009 | 2010 | 2011 | |
Доходы 1- всего; Из них: Налог на прибыль организаций НДФЛ; Акцизы; Налоги на совокупный доход; Налоги на имущество; Платежи за пользование природными ресурсами; Доходы от использования имущества | 28167, 0 | 34563, 6 | 40589,6 |
Расходы 1-всего; Из них на: Общегосударственные вопросы; Национальную безопасность и правоохранительную деятельность; Национальную экономику; ЖКХ; Охрана окружающей среды; Социально-культурные мероприятия | 27884,2 | 33887,1 | 39913,8 |
Всего расходов | 282, 8 | 676,5 | 675,8 |
С 1999 года в Республике Бурятия внедрена казначейская система исполнения республиканского и местных бюджетов. В 2000 году завершено создание единой системы органов республиканского казначейства: созданы отделения республиканского казначейства в муниципальных образованиях всех районов Республики Бурятия и в г. Северобайкальске. Кассовое исполнение местных бюджетов органами республиканского казначейства производится на основании соглашений, подписанных между Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления (постановление Правительства Республики Бурятия N 408 от 12 ноября 1999 года).
Отделения республиканского казначейства обеспечивают контроль за движением средств местного бюджета, распределяют региональные налоги на два уровня бюджетов, финансирование расходов и учет доходов в разрезе кодов единой по Российской Федерации бюджетной классификации, проведение учреждениями кассовых расходов, прием отчетов об исполнении смет расходов, составление отчетов об исполнении республиканского и местных бюджетов, представление в Министерство финансов Республики Бурятия отчета об исполнении республиканского бюджета.
При текущем
контроле, обеспечивающем предупреждение
нецелевого расходования средств бюджетными
учреждениями, работниками республиканских
органов казначейства проверяются платежные
поручения бюджетных учреждений на соответствие
утвержденной смете, лимиту бюджетных
обязательств. В настоящее время муниципальный
долг местных бюджетов значительно превышает
предельно допустимый уровень, имеется
кредиторская задолженность по пособиям
гражданам, имеющим детей, и другим статьям
расходов. Муниципальные образования
имеют свои среднесрочные программы социально
- экономического развития, которые не
обеспечены собственными доходами местных
бюджетов. Для большинства муниципальных
образований дотации из республиканского
бюджета являются основным источником
доходов: по результатам исполнения местных
бюджетов за 2001 год только у 4 из 23 муниципальных
образований доля дотаций составила менее
половины от всех доходов, у трех четвертей
муниципальных образований - более 80%.
Одной из наиболее острых проблем в межбюджетных
отношениях до настоящего времени остается
определение доли средств, которые конкретные
муниципальные образования должны передавать
в республиканский бюджет, а также размер
получаемой ими финансовой помощи, предназначенной
для выравнивания уровня жизни населения
и создания условий социально - экономического
развития каждого муниципального образования.
2.2. Анализ элементов бюджетной системы
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения
внутреннего валового продукта и созданного
национального дохода страны между отраслями
народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. На федеральный бюджет
возложено финансирование общегосударственных
органов власти и управления, мероприятий,
связанных с обеспечением обороноспособности
государства, развитием науки, подготовки
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются
главным источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства,
пионерного освоения новых территориально-
Доходы федерального бюджета
1. К
налоговым доходам
• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
• государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. К
неналоговым доходам
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско – правовой, административной и уголовной ответственности, в тои числе пени, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства полученные в возмещении вреда причиненного РФ, субъектам РФ, МО и иные суммы принудительного изъятия.
Состав
и структуру доходов
Наименование | Млрд.руб. | % к общей сумме |
Налоговые доходы | 251704 | 76,2 |
1. налог на прибыль | 35675 | 10, 6 |
2. НДФЛ | 1750 | 1,1 |
3. НДС | 128718 | 37,4 |
4. Акцизы | 51854 | 15,1 |
5. НДПИ | 582 | 0,1 |
6. Сбор
за право пользования |
7424 | 2,2 |
7. Государственная пошлина | 27178 | 7, 9 |
8. Водный налог | 6526 | 1,8 |
Неналоговые доходы | 42648 | 12,4 |
1. доходы от использования имущества | 18781 | 6,4 |
2. доходы от платных услуг | 14199 | 4,1 |
3. средства,
полученные в результате |
7316 | 1,5 |
4. иные неналоговые доходы | 2352 | 0,4 |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления | 38913 | 11,4 |
Итого доходов | 333265 | 100 |
Расходы федерального бюджета
1. В
соответствии с действующим в
Российской Федерации
• обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
• функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
• национальная
оборона и обеспечение
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственная поддержка атомной энергетики;
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• исследование и использование космического пространства;
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
• формирование федеральной собственности;
• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
• пополнение
государственных запасов
• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
• федеральная инвестиционная программа;
• обеспечение
реализации решений федеральных
органов государственной
• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
• официальный статистический учет и др.
2. Кроме
того, средства федерального бюджета
используются для
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
• государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;