Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса бюджетного регулирования, его формы и методы в России на современном этапе экономического развития, а также способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетное регулирование как основа межбюджетных отношений государства
1.1. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений …………...4
1.2. Основные формы и методы бюджетного регулирования,
их роль и значение…………………………………………………………..6
Глава 2. Анализ практики выделения финансовой помощи регионам
2.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам РФ..11
2.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ……………....18
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
2.1. Основные проблемы межбюджетных отношений в РФ ………………...24
2.2. Перспективы совершенствования бюджетного
регулирования в РФ......................................................................................26
Заключение………………………………………………………………….………....28
Список использованной литературы…………………………………………...….29
Общий
объем ФССР определяется исходя из
желаемого уровня софинансирования
соответствующих видов
Региональный фонд компенсаций образуется в составе бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий РФ и субъекта РФ. Данный фонд формируется за счет:
-
субвенции из Федерального
-
собственных доходов и
Средства
РФК предоставляются местным
бюджетам в форме субвенций. Органы
местного самоуправления несут ответственность
за использование переданных им полномочий
только в пределах субвенций, предоставленных
им из РФК.
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
3.1. Основные проблемы
межбюджетных отношений
в РФ
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете, это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
В качестве основных проблем бюджетного регулирования можно выделить следующие:
Решение основных проблем бюджетного федерализма и, в частности, межбюджетных отношений зависит, прежде всего, от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости – финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство.
Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны привели к снижению уровня реальных доходов населения. В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов.
Отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Негативное
влияние имеет преимущественное
финансирование отраслевых приоритетов
по сравнению с приоритетами территориальными.
Оно ведет к усугублению
Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок здесь такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Примером могут служить такие республики, как Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува.
Другая группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.
Вертикальное выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.
При
этом, как показывает практика, должный
эффект может дать только разумное
сочетание вертикального и
3.2. Перспективы совершенствования
бюджетного регулирования
в РФ
Из
анализа текущей финансово-
В условиях экономического роста можно будет сделать меньший упор на выравнивание межрегиональных различий, что само по себе имеет позитивный потенциал:
По-другому
можно будет строить и
Во-первых, она должна стать более независимой от селективной отраслевой политики. Во-вторых, представляется целесообразным выделение в приоритет территорий:
Что
касается регионов с наиболее низкими
уровнем собственных доходов
и налоговым потенциалом, то по каждому
из них нужно определить пути для
поэтапного их повышения, а также
размеры помощи со стороны федерального
центра и действия региональных властей.
Для таких регионов может быть
применим метод особых бюджетных
режимов, если только это не станет
массовым явлением. Но и при этом
в первую очередь основной упор должен
быть сделан на создании условий для
повышения заинтересованности на местах
в увеличении доли собственных доходов
и усилении бюджетной самостоятельности
по мере достижения позитивных результатов
в экономическом развитии.
Заключение
Существующие
межбюджетные отношения в России
сформировались в условиях коренных
политических и экономических реформ
и под влиянием глубокого экономического
кризиса. В переходный период они
в целом выполняли свое предназначение,
способствовали становлению и сохранению
бюджетного федерализма. В то же время
они содержат в себе элементы прежних,
характерных для командно-
Для того чтобы в новых условиях в полной мере служить интересам укрепления федеративной государственности, способствовать энергичному экономическому росту Федерации и ее субъектов, межбюджетные отношения должны целенаправленно и планомерно реформироваться на основе принципов демократии, рыночной экономики, бюджетного федерализма.
Реформирование
межбюджетных отношений должно осуществляться
на основе последовательного
Магистральным
направлением улучшения межбюджетных
отношений должен стать постепенный
переход от их приоритетной направленности
на дотационное выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов к преимущественному
созданию условий для укрепления
бюджетной самостоятельности
В
механизмах финансовой поддержки регионов
должен быть осуществлен переход
от господства уравнительных и нормативно-
Список
использованной литературы