Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:23, контрольная работа
Бюджетное устройство разных стран обусловлено их государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики и ее структурных элементов. Известны две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) два звена управления - центральное и местное. В федеративных государствах (США, Канада, Германия, Швейцария и др.) - три: центральное, членов федерации и местное
Бюджетное устройство разных
стран обусловлено их государственным
устройством, территориально-
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах.
Составление проекта бюджета
— один из важных этапов бюджетного
процесса: именно здесь решаются такие
вопросы, как объем бюджета, налоговая
и денежно-кредитная политика на
предстоящий год, основные направления
использования средств и методы покрытия
бюджетного дефицита, а также распределение
доходов между звеньями бюджетной системы.
Работа по составлению проекта государственного
бюджета начинается задолго до начала
нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть
месяцев, в Японии — за семь, во Франции
— за 14, в США — за 18 месяцев. Проект бюджета
разрабатывается органами исполнительной
власти, как правило, министерством финансов
(казначейством), а в США — специальным
органом — Службой управления и бюджета
при президенте. В ряде стран составление
бюджета начинается с выступлений главы
исполнительной власти по проблемам общих
направлений социально-экономической
политики на предстоящий год. Например,
в США президент обращается к американскому
народу с Бюджетным посланием, в котором
формируются основные задачи финансово-денежной
политики, правительственная оценка доходов
и расходов федерального бюджета в предстоящем
бюджетном году и в последующие четыре
года. При составлении проекта бюджета
ставятся следующие цели: активное воздействие
его на повышение эффективности экономики;
обеспечение согласованности финансовых
и других ресурсов с экономическими и
социальными программами-прогнозами правительства;
установление необходимых пропорций и
приоритетов в расходовании средств;
изыскание источников для покрытия дефицита
бюджета. В некоторых развитых странах
(США) действует бюджетный календарь —
план распределения по времени движения
бюджетного процесса. Хотя на практике
этот календарь слабо исполняется. До
начала составления проекта бюджета министерство
финансов (или специальный орган в США)
направляет директивные указания руководителям
министерств и государственных ведомств
с предложением представить к определенному
сроку расчеты смет расходов и возможных
доходов. В одних странах им сообщаются
общие контрольные цифры (или рекомендации)
возможных ассигнований (Франция), которые
служат основой бюджетных заявок (запросов)
и смет в целом, в других — бюджетные заявки
государственные ведомства высылают самостоятельно.
В ходе составления бюджета происходит
длительный обмен сведениями, предложениями,
оценками между главой государства, министерством
финансов (или специальным органом), министрами
и иными главами государственных ведомств.
Решение спорных вопросов иногда требует
вмешательства главы государства. При
принятии решений о бюджете учитываются
перспективы экономического развития,
степень инфляции, уровень занятости,
число пользующихся социальной поддержкой.
Согласованные бюджетные решения принимаются
с учетом данных исполненного ранее утвержденного
бюджета, включая бюджет текущего года.
Затем министерство финансов (специальный
орган) начинает разрабатывать бюджетные
показатели и другие бюджетные документы.
При разработке проекта бюджета на предстоящий
год, а во многих развитых странах на длительную
перспективу (четыре—пять лет) используют
различные методы исчисления доходов
и расходов, которые претерпели в историческом
плане значительные изменения. С расширением
масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью
наиболее эффективного их использования
стали применять сначала в США (с 1960-х годов),
а затем и в других странах программно-целевой
метод, в том числе системный анализ, экономические
модели, электронно-вычислительную технику.
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
После одобрения высшим исполнительным
органом (кабинетом министров, канцлером
в Германии, президентом в США), проект
бюджета поступает в законодательный
орган — парламент для рассмотрения и
утверждения его. Как правило, проект бюджета
обсуждается каждой палатой отдельно
(сначала в нижней, а затем в верхней —
во Франции, либо одновременно в обеих
палатах — в США, Германии). В каждой палате
парламента функционируют специальные
комитеты и комиссии, которые занимаются
конкретными бюджетными вопросами, часто
по программам. Они детально анализируют
соответствующие статьи проекта бюджета,
вносят коррективы и дают заключение с
объяснительной запиской. После принятия
бюджета каждой палатой при отсутствии
разногласий между ними выносится общее
решение парламента о бюджете. Если же
разногласия возникли, то их должна снять
согласительная комиссия, состоящая из
представителей двух палат.
При рассмотрении проекта бюджета в парламенте
важное значение имеет бюджетная инициатива,
т.е. право членов парламента вносить изменения
в представленный правительством проект
бюджета. В некоторых странах (Франция,
Великобритания и др.) члены парламента,
не являющиеся членами правительства,
не имеют права вносить предложения по
увеличению предусмотренных расходов
или установлению новых налогов. Такое
правило расширяет возможности правительства
воздействовать на быстро меняющуюся
экономическую ситуацию в стране. В США
бюджетные права Конгресса значительно
шире. Ограничения бюджетных прав парламента
проявляются и в том, что законодательная
власть принимает не бюджет как единый
документ в целом (США), а ежегодные постановления
о бюджетных назначениях, предоставляя
полномочия президенту расходовать средства
на определенные цели, но устанавливая
верхний потолок. Некоторые статьи бюджета
вообще не рассматриваются, а утверждаются
автоматически. Вторая стадия бюджетного
процесса заканчивается принятием закона
о бюджете в целом или утверждением отдельных
бюджетных назначений по статьям (программам)
— президентом в США, королевой — в Великобритании.
Исполнение бюджета означает получение
утвержденных доходов, в основном налогов,
и осуществление предусмотренных бюджетных
расходов в соответствии с выделенными
ассигнованиями. Этот этап продолжается
в течение года, который называется финансовым,
или бюджетным годом. Его временные границы
в разных странах различны. Важный элемент
этой стадии бюджетного процесса — кассовое
исполнение бюджета, т.е. организация сбора
бюджетных средств на территории страны,
их хранение и выдача, а также ведение
учета и отчетности. В большинстве стран
существует банковская система кассового
исполнения бюджета, при которой банки,
в основном центральный банк, являются
главным кассиром государства. В основе
кассового исполнения бюджета — принцип
единства кассы: все бюджетные средства
поступают на единый счет министерства
финансов (казначейства) в центральном
банке, с которого и осуществляются все
расходы государства. В ряде развитых
стран действует правило секвестра, которое
предполагает право правительства пропорционально
снижать статьи расхода принятого бюджета
в течение времени, оставшегося до конца
текущего года. Так, в США секвестр применяется
к определенным программам и вводится
при возможном превышении установленного
предела расходов. Принятие закона конгрессом
о секвестре оговаривается определенными
условиями. Составление отчета об исполнении
бюджета министерством финансов и утверждение
его парламентом — последняя стадия бюджетного
процесса, начинающаяся после окончания
финансового года.