Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью работы является анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цель исследования позволяет сформулировать задачи, поставленные в работе:
1. Представить общую характеристику бюджетных расходов;
2. Рассмотреть структуру федерального бюджета РФ;
3. Проанализировать динамику расходов федерального бюджета РФ в 2000-2007 гг.;
4. Выявить особенности бюджетного финансирования социальной сферы в 2005 - 2007 гг., т.е. в период реализации приоритетных национальных проектов;
5. Выявить пути оптимизации расходов бюджета РФ;
6. Рассмотреть перспективный план расходования бюджетных средств РФ на 2008 -2010 гг.
Введение
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов
1.1. Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов
1.2. Принципы осуществления расходов бюджета
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа
1.4. Методология расчета и анализа бюджетных расходов
Глава 2. Исследование расходов федерального бюджета РФ за 2000-2007 гг.
2.1. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2000-2007 гг.
2.2. Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг.
Глава 3. Оптимизация расходной части бюджета и приоритетные направления расходования бюджетных средств на среднесрочную перспективу
3.1. Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения
3.2. Перспективы расходования средств федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг.
Заключение
Список литературы
Приложения
Расходы по обслуживанию государственного долга в 2001г. составили 239,8 млрд. руб. (20,1% к общему объему расходов или 2,7% к ВВП). В федеральном бюджете 2004 г. совокупный объем процентных расходов составил 287,6 млрд. рублей (10,8% к совокупным расходам бюджета и 1,7% к ВВП), в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64,4 млрд. рублей, внешнего – 223,1 млрд. рублей. Таким образом, сокращение показателя по отношению к ВВП составило 37% или 10 процентных пункта. В 2007г. доля расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга в общем объеме расходов федерального бюджета сократилась до 2,39% (0,4% к ВВП).
Таким
образом, приведенная характеристика
динамики и структуры расходов федерального
бюджета РФ показала, что наибольший
объем расходов за этот период приходился
на межбюджетные трансферты (5-5,8% ВВП, из
которых 1,4-2% ВВП составила финансовая
помощь бюджетам других уровней и 3,1-3,3%
ВВП – трансферты внебюджетным фондам),
расходы на национальную оборону, национальную
безопасность и правоохранительную деятельность
(в общем объеме 4,8-5% ВВП), расходы на общегосударственные
вопросы (1,2-1,5% ВВП) и национальную экономику
(1,2-1,5% ВВП). Суммарная доля расходов по
перечисленным разделам в 2007г. составляет
14,8% ВВП против 13,6% по итогам исполнения
бюджета в 2006 г. («Приложение 2», «Приложение
3»). Далее следует финансирование разделов
«Образование», «Здравоохранение и спорт»
и «Социальная политика». Расходы по остальным
направлениям значительно ниже. В расходах
наибольшим темпом возрастали межбюджетные
трансферты (в связи с урезанием собственных
доходов региональных и муниципальных
бюджетов и перераспределением этих средств
через федеральный центр и в связи с перечислением
средств в Пенсионный
фонд РФ для
покрытия его дефицита), а также траты
на государственное управление и безопасность.
Частично это объясняется увеличением
госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата,
количество госслужащих увеличилось на
11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались
расходы на дорожное строительство, экономическое
развитие, а также процентные расходы
(то есть обслуживание государственного
долга).
2.2
Особенности бюджетного
финансирования отраслей
социальной сферы в 2005-2007
гг.
С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2005-2007 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.
Анализ
бюджетных расходов за 2005-2007 гг. свидетельствует
о повышении расходов на социальные
цели (табл.2). Наиболее заметные изменения
в сторону повышения коснулись таких разделов
как «Жилищно-коммунальное хозяйство»
(рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7
до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт»
(рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам
экспертов, данная благоприятная тенденция
в значительной степени нивелируется
из-за все еще сохраняющегося высокого
уровня инфляции, а также увеличения тарифов
на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей
стоимости медицинской помощи и образования.
Таблица 2
Бюджетное финансирование отдельных отраслей социальной сферы в 2005/2007 гг. (в % к ВВП)
Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составил около 34% (табл.3). Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2005-2007 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.
Как свидетельствует структура расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в федеральном бюджета 2006 года составили 616,4 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составило 2 процентных пункта и достигло 2,3% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшилось на 6 процентных пунктов: с 15,0 до 14,4%, что, по крайней мере, в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Особенно
низкий удельный вес затрат на социальные
цели в структуре совокупных расходов
расширенного правительства Российской
Федерации. Недопустимо низка доля расходов
на здравоохранение. В консолидированном
бюджете на 2006 год на финансирование: здравоохранения
выделено 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП);
образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).
С позиции нормативного обеспечения данные
объемы финансовых ресурсов на душу населения
составляют всего половину от величины
средств, которые рекомендует Всемирная
организация здравоохранения (5% ВВП –
на здравоохранение) и мировая практика
распределения средств на социальные
функции государства (табл.4).
Таблица 3
Доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в 2007 году равнялась 2,4% от ВВП по сравнению с 6-7% в развитых странах. Расходы по разделу «Здравоохранение и спорт» на 2007г. были запланированы в размере 206,15 млрд. рублей, т.е. выросли в 1,38 раза по сравнению с 2006 годом, когда они составили 145,84 млрд. рублей. В свою очередь, в 2006г. рост расходов по данному направлению был более существенным (по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза) («Приложение 4»). Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возросла по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77, тем не менее, отставание от развитых стран по этому показателю остается колоссальным. Важнейшими приоритетами остаются меры, направленные на повышение качества охраны материнства и детства, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.
Аналогичная ситуация сложилась и с расходами на образование. Расходы на образование составили в 2006г. 201,59 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с повышением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%). На финансирование образования в 2007 году были выделены средства со значительным превышением по отношению к 2006 году (277,94 млрд. рублей, что более чем на 38% превосходит сумму, утвержденную в 2006 году) («Приложение 5»). Запущена Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы», на финансирование которой выделено 8,66 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2006 году (на финансирование данной ФЦП в 2006 году выделялось 8,03 млрд. рублей). Финансирование реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году производилось в размере 48,59 млрд. рублей. Прирост по отношению к 2006 году составил почти 66%.
Таблица 4
Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России [14]
Страна | Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП | Доля пенсий в ВВП | Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны | 14,5 | 6,6 | 4,9 |
Европа | 26,2 | 14,9 | 5,8 |
США | 16,5 | 7,2 | 7,6 |
Венгрия | 22,3 | 9,3 | 5,4 |
Польша | 25,1 | 14,3 | 5,2 |
Чехия | 18,8 | 8,1 | 6,8 |
Россия (2005 г.) | 10,2 | 6,5 | 2,5 |
Удельный вес расходов на образование в России в 2007 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14% («Приложение 6»). Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится.
Что касается расходов на социальную защиту, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.
По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2007 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2006 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения».
Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» выросли по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,6 раза. В 2007 г. предусматривалось их сокращение на 13,8% в реальном выражении и на 3,6 млрд. рублей в абсолютном выражении. Инвестиции в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». На указанные направления выделены бюджетные ассигнования в 2007 году в размере 26,3 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 32%.
Важнейшей особенностью бюджета 2007 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2006 года (табл.5)
Таблица 5
Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере
Националь-ные проекты |
2006 г. | 2007 г. | ||||
Намечено в декабре 2005г., млрд. руб. | Утверждено | Намечено в декабре 2005г., млрд. руб. | Утверждено | |||
млрд. руб. |
% к наме-
ченному |
млрд. руб. | % к наме-
ченному | |||
Образование | 25,3 | 29,3 | 115,8 | 31,2 | 48,9 | 156,7 |
Здоровье | 88,4 | 62,6 | 70,8 | 120,5 | 107,7 | 89,4 |
Жилье | 35,4 | 37,2 | 105,1 | 46,2 | 50,78 | 110,0 |
Итого: | 149,1 | 129,1 | 86,6 | 197,9 | 207,4 | 104,8 |
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2007 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5% (табл.6).
Незначительные
темпы роста расходов на социальную
сферу в федеральном бюджете во многом
можно объяснить все большей передачей
полномочий на территориальный уровень.
В целом расходы на социальные цели в федеральном
бюджете составят в 2007 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном
– около 12% ВВП. Это больше, чем в 2006 году,
однако существенно меньше (приблизительно
на 40%) от минимального уровня расходов
на социальные нужды, рекомендованного
Копенгагенской декларацией о социальном
развитии (1995 г.), в соответствии с которой
уровень расходов на социальные нужды
должен составлять не менее 20% ВВП.
Таблица 6
Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере
|
Информация о работе Бюджетные расходы, их состав и структура