Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание

Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.2-3
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники……. …..4-13
§ 1. Понятие бюджетного процесса……………………………………….....4-5
§ 2. Принципы бюджетного процесса……………………………………...5-10
§ 3. Участники бюджетного процесса……………………………….……11-13
Стадии бюджетного процесса и ответственность за нарушение бюджетного законодательства………………………………………..….14-23
§ 1. Стадии бюджетного процесса…………………………………………14-20
§ 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства……20-23
Заключение…………………………………………………………………24-25
Список использованных материалов и литературы………...……… ….26

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс.Ппонятие, принципы, стадии..doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

    Проект  федерального закона о федеральном  бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной  Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях. В первом – чтении – в течении 30 дней со дня внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.5

    Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня  его принятия в  первом чтении.

    При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителем средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

    Государственная Дума рассматривает законопроект в  четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

    Принятый  федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию, которая  в течение 10 дней выносит на повторное  рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает его в одном чтении. При несогласии Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

    В случае отклонения Президентом федерального закона о федеральном бюджете  он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в описанном порядке.

    При непринятии Думой федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона до 1 января очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти расходуют средства федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

      В федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством РФ, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

     1.3 Стадия отчета об исполнении бюджета.

     Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет  их в Правительство РФ.

     Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

     Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

     В субъектах Федерации и муниципальных  образованиях отчет об исполнении бюджета  составляется финансовыми органами, а затем представляется исполненным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти предоставляет соответствующему представительному органу власти отчет об исполнении бюджета в установленный срок.

     Отчеты  об исполнении бюджетов рассматриваются субъектами Федерации и органами местного самоуправления в следующие сроки: представительными органами власти субъектов РФ – не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; районными и городскими представительными органами местного самоуправления – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;  представительными органами местного самоуправления – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным .6

     Конкретные  сроки определяются соответствующими представительными органами власти в нормативных актах о бюджетном процессе на данной территории.

     Отчет о исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов  и расходов в установленном порядке  с необходимым анализом исполнения доходов ( в том числе по обеспечению уровня запретных доходов) и расходования средств.

     По  результатам рассмотрения отчетов  об исполнении бюджета представительные органы власти принимают решения  об их утверждении либо неутверждении. После принятия решения об утверждении  бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении  консолидированного бюджета за предыдущий год с учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов о их исполнении.

     Указанные решения нижестоящих представительных органов власти направляются ими  в соответствующие вышестоящие  представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими представительными органами сроки.

     Исполнительные  органы власти субъектов  РФ представляют отчеты о исполнении соответствующих  консолидированных бюджетов в Министерство финансов РФ и Российское статистическое агентство, которые используют эти отчеты как основу для разработки бюджетов на следующий год.

     Конкретные  сроки и формы представленных отчетов определяются Министерством  финансов РФ и Российским статистическим  агентством.

     В случае принятия или отклонения проекта бюджета и отчета о его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такового решения. Отчеты по бюджету публикуются в течении года в специальных статистических сборниках.

     § 2. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

     К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится  проблема повышения ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

     Заслуга бюджетного кодекса в том, что  в нем предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.7

     Бюджетный кодекс содержит понятие «нарушение бюджетного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.8 Стать 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе:

  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
  • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
  • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;
  • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;
  • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;
  • иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

    К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие  меры:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (ст. 282 БК РФ).

      Правом  применения указанных мер наделены руководители органов Федерального казначейства и их заместителей (в  рамках их полномочий). В частности они уполномочены:

  • Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом;
  • Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • Списывать в бесспорном порядке суммы процентов, а также пеней за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за использование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • Выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о надлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов, незачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • Приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.9

     Наиболее  часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование  бюджетных средств, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии