Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:34, реферат
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
При рассмотрении
в четвертом чтении указанный
законопроект голосуется в целом. Внесение
в него поправок не допускается. Федеральный
закон должен быть принят Государственной
Думой до 1 декабря текущего года.
Принятый федеральный закон о федеральном
бюджете в течении пяти дней со дня принятия
передается на обязательное рассмотрение
в Совет Федерации, которое длится до 14
дней. В случае отклонения федерального
закона о федеральном бюджете Советом
Федерации закон передается для преодоления
возникших разногласий в согласительную
комиссию.
Согласительная комиссия в течении 10 дней
выносит на повторное рассмотрение Государственной
Думы согласованный закон о бюджете на
очередной финансовый год. Этот закон
рассматривается в одном чтении. А затем
снова передается на рассмотрение в Совет
Федерации. В случае несогласия Государственной
Думы с решением Совета Федерации федеральный
закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год считается принятым, если
при повторном голосовании за него проголосовало
не менее двух третей общего числа депутатов
Государственной Думы. В течении пяти
дней со дня одобрения Советом Федерации
федеральный закон направляется Президенту
Российской Федерации для подписания
и обнародования.
В случае отклонения Президентом закона
о бюджете указанный закон передается
для преодоления возникших разногласий
в согласительную комиссию. При этом в
состав согласительной комиссии включается
представитель Президента Российской
Федерации.
Исполнение бюджета.
Третьей стадией
бюджетного процесса является исполнение
бюджета. В настоящее время устанавливается
казначейское исполнение бюджетов.
На органы исполнительной власти возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов, управление счетами бюджетов
и бюджетными средствами. Указанные органы
являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от
имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты исполняются по доходам и расходам.
В частности, Федеральное казначейство
регистрирует все операции, связанные
с поступлением в федеральный бюджет доходов
и поступающих из источников финансирования
дефицита федерального бюджета, а также
с санкционированием и финансированием
расходов федерального бюджета, в Главной
книге Федерального казначейства. Федеральное
казначейство ведет сводный реестр получателей
средств федерального бюджета.
Данные Главной книги казначейства являются
основой формирования отчетов об исполнении
федерального бюджета. Исполнение федерального
бюджета и иных бюджетов завершается 31
декабря. & 9. Отчет об исполнении бюджета.
Четвертой завершающей стадией бюджетного
процесса является подготовка, рассмотрение
и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового года министр
финансов издает распоряжение о закрытии
года и подготовке отчета об исполнении
федерального бюджета в целом и бюджета
каждого внебюджетного фонда в отдельности.
На основании данного распоряжения все
получатели бюджетных средств готовят
годовые отчеты по доходам и расходам.
Главные распорядители бюджетных средств
сводят и обобщают отчеты подведомственных
учреждений. В отличие от действующего
бюджетного законодательства, Бюджетный
Кодекс Российской Федерации закрепил
положение о том, что ежегодно не позднее
1 июля текущего года Правительство Российской
Федерации представляет в Государственную
Думу и Счетную палату Российской Федерации
отчет об исполнении федерального бюджета
за отчетный финансовый год в форме федерального
закона. Счетная палата Российской Федерации
проводит проверку отчета об исполнении
федерального бюджета и составляет заключение,
которое направляется в Государственную
Думу. Государственная Дума рассматривает
представленный Правительством отчет
в течении 1,5 месяцев после получения заключения
Счетной палаты Российской Федерации.
При рассмотрении отчета Дума заслушивает
доклады об исполнении федерального бюджета
руководителей Федерального казначейства
и министра финансов, а также доклад Генерального
прокурора РФ о соблюдении законности
в области бюджетного законодательства
и заключение Председателя Счетной палаты
РФ. Наряду с указанными лицами на заседании
Государственной Думы могут выступить
либо представить доклады с анализом рассмотренных
в течении года дел, связанных с бюджетными
спорами и нарушениями бюджетного законодательства,
Председатель Конституционного Суда РФ,
Председатель Высшего Арбитражного Суда
РФ, Председатель Верховного Суда РФ.
По итогам рассмотрение отчета и заключения
Счетной палаты РФ Государственная Дума
принимает одно из следующих решений:
- об утверждении отчета об исполнении
федерального бюджета или об отклонении
отчета об исполнении федерального бюджета.
Анализ
доходной части федерального
бюджета за 2008 год
Центральное место
в системе государственных
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
В связи с
изменениями в бюджетном
"Российская Бизнес-газета" №640 от 12 февраля 2008 г.
Татьяна Геннадьевна Нестеренко - заместитель министра финансов Российской Федерации, прокомментировала изменения в федеральном бюджете.
«…впервые закон о бюджете принят с горизонтом три года.
Такое изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.
Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии государства.
Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
Анализ доходов
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица №1 - Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Доходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | Отклонение | 2010г | |||||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | По сумме, млрд. руб. | По удельному весу,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | ||
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 383,11 | 35,87% | 2 351,91 | 31,50% | -31,20 | -4,36% | 2 348,32 | 29,03% | |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: | 4 261,34 | 5 113,54 | 767,34 | 5 741,35 | |||||
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ | 533,38 | 8,03% | 583,76 | 7,82% | 50,38 | -0,21% | 636,28 | 7,87% | |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 435,79 | 6,56% | 496,36 | 6,65% | 60,57 | 0,09% | 562,8 | 6,96% | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ | 1 404,05 | 21,13% | 1 914,47 | 25,64% | 510,42 | 4,51% | 2 206,46 | 27,28% | |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ | 888,97 | 13,38% | 1 029,76 | 13,79% | 140,79 | 0,41% | 1 182,54 | 14,62% | |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 36,57 | 0,55% | 39,50 | 0,53% | 2,93 | -0,02% | 37,31 | 0,46% | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 32,24 | 0,49% | 34,49 | 0,46% | 2,25 | -0,02% | 36,56 | 0,45% | |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 291,61 | 4,39% | 297,00 | 3,98% | 5,39 | -0,41% | 301,73 | 3,73% | |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ | 638,73 | 9,61% | 718,20 | 9,62% | 79,47 | 0,01% | 777,67 | 9,61% | |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 6 644,45 | 100,00% | 7 465,45 | 100,00% | 821,00 | 0,00% | 8 089,67 | 100,00% | |
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Необходимость
регулирования этого показателя
заключается в специальном
Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы
В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .
2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 - 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации