Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Центральный Банк РФ и его функции».
Введение
1 Необходимость, функции и сущность Центральных Банков
1.1. Сущность Центральных Банков
1.2 Функции, цели и задачи Центральных Банков
2 Банковская система РФ, место и роль Центральных Банков
2.1. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ
2.2. Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка
3 Государственное регулирование банковской системы
3.1. Пути совершенствования законодательства о Банке России
3.2. Государственное регулирование банковской деятельности
3.3. Антикризисные меры
Заключение
Список литературы
При подобной системе деньги теряют свой кредитный характер, а значит, остаются в экономическом обороте как пассивный по отношению к производству инструмент. В отличии от кредита, их не надо обрабатывать, создавать стоимость с приращением.
Потеряв на стадии вхождения в экономический оборот кредитный характер, национальная денежная единица перестаёт быть стимулом к созданию новых благ, к ускорению экономического роста.
С особой осторожностью в этой связи следует относится к предложениям по существенному увеличению монетизации ВВП. Рост денежного предложения без увеличения товарного предложения может стать причиной инфляционного всплеска.[3].
Оптимальным выходом из данной ситуации является развитие эмиссии денег не на пассивной, а на активной основе – на основе более широкого применения кредита, в том числе в порядке рефинансирования. Всё дело здесь в том, несколько с помощью эмитируемых денежных знаков заёмщики способны создать необходимый товарный эквивалент, противостоящий денежной массе и препятствующий развитию инфляции. Речь идёт о способности эффективно использовать производительные свойства кредита. Легче всего его предоставлять, ограничивать, сдерживать денежную массу. Но рациональнее продуманно развивать кредитные отношения.
К сожалению, российское общество
пока не увидело тех огромных положительных
свойств, которые несёт в себе
использование кредита. Зачастую видит
в нём лишь канал притока платёжных
средств, увеличивающих количество
обращающихся денег, забывая, что кредит
выступает фактором противодействия
инфляции. Конечно, кредит, как и
другие денежные инструменты, может
вызвать инфляцию. Однако многое здесь
зависит от того, способно ли общество
и его институты умело
Создаётся впечатление, что мы пока не знаем, как наиболее эффективно распорядиться ресурсами, имеющимися на рынке ссудных капиталов. Мы предпочитаем создавать фонды, наращивать валютные резервы. Конечно, накопление резервов в мультивалютной форме не так уж плохо, это, по крайней мере, всеобщее мерило стоимостей, самое ликвидное средство, которое в любой момент можно превратить в материальное богатство. Но важнее то, как используется этот золотовалютный запас.
Можно хранить золотовалютный резерв в запаснике, можно поместить на счета в зарубежных банках или покупать ценные бумаги зарубежных государств. Именно по этому пути шла российская экономика. С одной стороны, это выводило определённую денежную массу из обращения, сокращало денежное предложение, противодействовало инфляции. Однако, с другой стороны, это сокращает финансовые возможности экономического роста в условиях, когда национальная экономика остро нуждается в инвестициях, в том числе в основной капитал, в развитие науки и техники, в перспективные производства.
Ограничивая денежное предложение
как в форме инвестиций в основные
фонды, так и в человеческий капитал,
государство неизбежно
Парадокс современного денежного обращения состоит в том, что государство, размещая валютные резервы за рубежом, в условиях глобализации общественных отношений не может перекрыть денежные потоки в противоположном направлении. И как российским коммерческим банкам реагировать на недостаток денежного предложения, на дороговизну денежных ресурсов внутри страны? Они берут валютные кредиты за границей, компенсируя тем самым недостаток денежного предложения. Каналы денежного предложения продолжают наполнятся, однако уже без участия денежных властей. Конечно, всё это требует модернизации денежно-кредитной политики.
Для повышения эффективности
денежно-кредитной политики должна
быть разработана современная
Таким образом, к сожалению,
государством до сих пор в полной
мере не определены место и роль
банковской системы в развитии отечественной
экономики. Государственная поддержка
банковского сектора в России
явно недостаточна. А оно должна
быть не только в период кризисов. Поддержка
должна носить систематический характер,
предусматривать, например, возможность
предоставления кредитов на развитие
банка, точечных инвестиционных кредитов,
в необходимых случаях –
3 Государственное регулирование банковской системы
3.1 Пути совершенствования
законодательства о Банке
Проводимые в стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и полномочий главного банка Российской Федерации.
Появилась потребность в
управлении денежно-кредитной и
банковской сферами не только административными,
но и гражданско-правовыми
В результате преобразований
Банк России приобрел функции государственного
органа, осуществляющего банковское
регулирование, банковский надзор и
контроль от имени РФ. Для реализации
указанных функций на Банк России
возложены государственно-
Вместе с тем, как отмечалось
ранее, несмотря на такое разнообразие
возложенных на Банк России функций,
его правовое положение, в том
числе организационно-правовая форма
как юридического лица в действующем
законодательстве должным образом
не определено. Поэтому исследование
правового положения Банка
Осмелимся утверждать, что
определение статуса Банка
При отсутствии серьезной
проработанной концепции
В то же время, необходимо разработать и принять такие правовые гарантии, которые позволили бы Российской Федерации в полной мере реализовать принцип подотчетности Банка России и при этом способствовали бы реализации конституционного принципа независимости Банка России.
Что касается установления конкретного
места Банка России в системе
федеральных органов
Для целенаправленного решения
всех имеющихся проблем необходима
единая государственная концепция
развития денежно-кредитной системы,
включая Банк России. Может быть,
стоит сначала оценить
Самый главный вопрос, на
который должен быть найден ответ: в
рамках какой отрасли законодательства
осуществляется регулирование денежно-
В первую очередь, необходимо понять в каком состоянии находится банковская система России и ее центральный банк, сформулировать перспективы развития банковской системы РФ, с учетом накопленного за последние десятилетия негативного опыта ее функционирования, так как теперь общество понимает, какой банковская система быть не должна. Опираясь на имеющийся опыт, общество и государство могут выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только на получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов отечественной экономики.
Государство не может отказаться
от своих суверенных прав влиять в
присущих ему формах на денежно-кредитную
систему, обеспечивая тем самым
ее функционирование и развитие в
интересах всего общества. Поэтому
следует решить, какие государственные
органы, руководствуясь какими целями
и на каких принципах должны осуществлять
непосредственное государственное
управление денежно-кредитной системой
(например, нужен ли России Центральный
банк как государственное
В этой связи неизбежно следует другой вопрос: ради достижения каких целей государство создает Банк России? Является ли основной целью деятельности Банка России извлечение прибыли (как полагают некоторые авторы), или его основной целью должно оставаться обеспечение интересов государства и общества, как это закреплено в действующем законодательстве? Осуществляет ли Банк России в рамках государственного регулирования банковскую деятельность (денежная эмиссия, межбанковские кредиты, расчеты и т.п.), или банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности, присущий только коммерческим организациям? Потребуется ответить и на некоторые другие вопросы. Например, необходимо решить, что соответствует государственным интересам России в период переживаемого ею острейшего кризиса: единый централизованный орган управления денежно-кредитной системой или несколько никогда ранее не существовавших организаций, между которыми будут перераспределены полномочия нынешнего Банка России? Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной ситуации его следует поставить в зависимость от других органов государственной власти? Если требуется независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его эффективное взаимодействие с другими государственными органами? Как обеспечить систему государственного контроля за деятельностью независимого Банка России и одновременно не лишить его этой самой независимости? Если законодатели посчитают, что в нынешней социально-экономической ситуации независимости от Банка России не требуется, то необходимо определить круг государственных органов, от которых он может зависеть, а также характер, степень и формы такой зависимости (хотя такое развитие событий, как представляется, не соответствует ни интересам российского общества, ни Конституции РФ).
Недопустимо создавать предпосылки
для принятия сложнейших государственных
решений на основе сиюминутных политических,
тактических или групповых
В ситуации кризиса любое
поспешное институциональное