Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение задач, функций Центрального банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Введение 3
Глава 1. Правовой статус Банка России и его организационная структура 5
1.1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации. 5
1.2. Организационная структура Банка России 7
Глава 2. Функции Банка России 16
2.1. Роль Банка России 16
2.2. Функции и операции Банка России 19
Глава 3. Денежно-кредитная политика Банка России 27
3.1. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России 27
Заключение 34
Практикум 36
Задача 1. 36
Задача 2 36
Список использованной литературы 37
Председатель Банка России выполняет следующие функции:
Территориальные органы Банка России действуют в соответствии с положением, утвержденным Советом директоров. Они не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.
При Центральном банке РФ учрежден Национальный банковский совет (НБС), численность которого не превышает 15 человек. В Совет входят: по два представителя от Государственной Думы и Совета Федерации; по одному представителю от Президента и Правительства; министр финансов и министр, ведающий экономическими вопросами. Остальные члены Совета утверждаются Государственной Думой. Национальный банковский совет возглавляет председатель Банка России.
Совет выполняет следующие функции:
Участники Национального банковского совета (НБС) за исключением председателя Банка России не являются сотрудниками Банка России и не получают вознаграждения за свою деятельность. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов.
Состав НБС (на весну 2012 года):
По всем рассматриваемым проблемам Совет дает рекомендации. Если обратиться к опыту западных стран, то целесообразной была бы рекомендация о преобразовании Национального банковского совета в самостоятельный орган с соответствующими властными полномочиями. Аналогичный опыт имеется в Швейцарии, во Франции, в США и в ряде других стран. Этот опыт тем более заслуживает внимания, потому что в России создалась парадоксальная ситуация, при которой Центральный банк РФ издает инструкции и указания по их применению и сам же контролирует их выполнение. Парадокс заключается в том, что Центральный банк РФ комментирует закон, принятый Государственной Думой о своем создании, и трактует порядок его применения.
Таким образом, Банк России имеет монопольное право на принятие правил и инструкций для осуществления кредитно-денежной деятельности, на контроль за их соблюдением. Банк России самостоятельно решает судьбу коммерческих банков. Между тем опыт большинства стран свидетельствует о том, что наряду с центральным банком действуют не зависимые от него органы, наделенные соответствующими полномочиями. Например, в Швейцарии банковской системой управляет Банковский комитет, который не подчиняется ни Правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение законов о банковской деятельности и действующих правил и нормативов. В своей деятельности он опирается на независимые аудиторские фирмы и внутренний аудит банков.
Во Франции
функционирует Независимый
В США функции надзора за банками распределены между рядом ведомств. Контроль за крупными банками выполняет Служба финансового контроля при Министерстве финансов. Федеральные резервные банки контролируют деятельность банков-членов Федеральной резервной системы, а инспектора кредитно-денежного регулирования штатов – деятельность местных банков. Таким образом, контроль за деятельностью крупных, средних и мелких банков производится различными организациями, и поэтому исключают какие-либо привилегии.
В Германии банки контролируются независимым, правительственным учреждением – Федеральным правлением по контролю за банковскими учреждениями. В Испании контроль за банками осуществляется Высшим банковским советом под руководством министра экономики.
Теория и практика свидетельствуют о том, что концентрация власти в одном органе (в данном случае центральном банке) не способствует демократическим преобразованиям, а в ряде случаев оказывает недостаточно эффективное влияние на более активное применение кредитно-финансовых методов управления экономикой. Создавшееся положение вызывает критику деятельности Банка России со стороны депутатов Федерального собрания в средствах массовой информации.
Для обслуживания воинских частей созданы полевые учреждения банков, деятельностью которых руководит Департамент полевых учреждений как структурное подразделение центрального аппарата Банка России, в то же время полевые учреждения Банка России являются воинскими подразделениями. В своей деятельности они руководствуются воинскими уставами. Полевые учреждения осуществляют банковское обслуживание воинских частей учреждений и организаций Министерства обороны РФ. Они могут также обслуживать иные государственные организации и учреждения, другие юридические и физические лица, находящиеся на территории военных объектов, воинских частей, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Сбор и анализ
информации, а также обработку
документов проводят свыше 30 информационных
и вычислительных центров с использованием
системы электронных
В системе Банка России имеются собственные учебные заведения и ряд социально-бытовых учреждений. Численность всех категорий работников системы Банка России составляла в начале 1995 г. 63 тыс. человек, в 2000 г. – более 82 тыс. человек.
Центральный банк является экономическим институтом, функционирующим в сфере товаро-денежных отношений. В арсенале центрального банка преимущественно экономические методы регулирования. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как эффективных инструментов стимулирования экономического развития.
Являясь экономическим институтом, центральный банк выступает как некоммерческая организация. Работая в сфере экономического оборота, предоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк так же, как и коммерческие банки, получает за них определенную плату, компенсирующую затраты. Однако в отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для центрального банка целью деятельности. Его функциональные задачи лежат не в плоскости предпринимательской деятельности как таковой, а в области управления денежным оборотом, не в бизнесе, а в создании с помощью денежно-кредитных инструментов экономических предпосылок для его развития. Вся «предприимчивость» центрального банка заключается лишь в том, чтобы обеспечить наибольшую эластичность, устойчивость денежного оборота, что позволит беспрепятственно совершать платежи за товары и услуги.
Деятельность центрального банка носит общественный характер. Центральный банк – это общественный институт, работающий преимущественно на макроуровне экономических отношений. Эмитирование центральным банком наличных денег и платежных средств одинаково важно как для отдельных экономических субъектов, так и для экономики в целом. Центральный банк работает не на себя, а на экономику страны. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, центральный банк создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества и каждого его гражданина.
С экономической точки зрения центральный банк – это такой общественный, некоммерческий денежно-кредитный институт, который, функционируя в сфере обмена, регулирует платежный оборот в наличной и безналичной формах.
Центральный банк российской федерации
в отличие от коммерческих банков
выступает как федеральный
Фундаментальным признаком деятельности Центрального банка РФ является ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) декларирует, что свои функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).
Прежде всего речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Как и всякий банк, он выполняет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством. Эти операции осуществляются по специально разработанным нормам. Нормы, фиксируемые Банком России в различного рода положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях, можно отметить только в судебном порядке. Нормативные документы, в которых прописаны функции Банка России, должны быть утверждены в установленном порядке. Изъятие и обременение обязательствами имущества банка, находящегося в его владении, пользовании и распоряжении, включая золотовалютные резервы, не допускаются без согласия Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Круг выполняемых им операций ограничен законом. Существует также перечень операций, которые банк не имеет права проводить. В соответствии с законодательством Банк России не в праве предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета (кроме случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете), не имеет права кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Банк России не может участвовать в капиталах других банков, иных коммерческих и некоммерческих организаций, кроме случаев установленных федеральными законами.
Операционная независимость означает производственную независимость в выполнении операций в соответствии с законодательством и нормами делового оборота.
В определенной степени это касается и финансовой независимости Банка России как юридического лица. Будучи экономическим субъектом, банк наделен уставным капиталом в размере 3 миллиарда рублей, владеет, пользуется и распоряжается определенным имуществом, по выполняемым операциям и сделкам он получает прибыль. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной им по итогам года, общий объем его расходов на содержание своих служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование в жизни и медицинское страхование, общий объем капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов утверждается Национальным банковским советом. В рамках имеющихся финансовых ресурсов Банк России в полной мере независим, как и всякое юридическое лицо имеет полное право распоряжаться денежными, материальными и финансовыми средствами.