Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов анализа дебиторской задолженностью в предприятии.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие………………………………………………………………………….5
2.Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей………………………………………………………………………….11
3.Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности…………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

краткоср фин политика фм+.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности  и его динамика в предшествующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней и свыше 120 дней. Изучая поведение дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, используют относительные показатели, рассчитанные показатели по отчетному году сравнивают с такими же показателями предыдущих периодов.

Кредитная политика представляет собой  комплекс решений, состоящий из четырех элементов:

- Срок кредита – время, которым  располагают покупатели, прежде  чем им придется заплатить за свои покупки.

- Скидки, предоставляемые в качестве  поощрения за быстрые платежи.

- Стандарты кредитоспособности, указывающие  на минимальную финансовую силу  подходящих клиентов, покупающих  в кредит.

- Политика взимания  платы, отражающая жесткость или  мягкость подхода компании к  клиентам, задерживающим платежи.

В мировой практике финансового  менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

1) Консервативный направлен на минимизацию кредитного риска, который является приоритетным. Предприятие стремится сократить круг покупателей в кредит, в первую очередь, за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения условий предоставления кредита и повышения ее стоимости, а также за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

2) Умеренный - ориентирован  на средний уровень кредитного  риска и более мягкие условия  предоставления кредита.

3) Агрессивный предусматривает  максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема  реализации продукции в кредит, несмотря на высокий уровень  кредитного риска.

На практике, чтобы  максимально снизить вероятность  безнадежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей, их кредитную историю и пр. В этом случае единственным способом держать ситуацию под контролем являются обоснованный выбор и применение системы контроля счетов к получению .

Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:

  • Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставление покупателям скидки с цены товара) с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит);
  • Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.

Формирование условий  предоставления коммерческого кредита  включает в себя определение следующих  параметров:

  • Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его сроков и системы скидок.
  • Определение гарантий предоставления кредита самый простой 
    способ продажи товаров — это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи.

Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.

Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному  покупателю. В данном случае, как  правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем  товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

Определение политики сбора  дебиторской задолженности. Фирма  за определенную плату передает право  на получение денег по дебиторской  задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов. Существует возможность получения кредитной страховки при необходимости защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как факторинг, а сами фирмы — как факторинговые.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять  кредит высокорисковым клиентам при  наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии  скидок с цены товара, расходам по инкассации и др.

Политика в области  управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:

1. сквозной анализ  дебиторской задолженности по  срокам возникновения и по  перечню дебиторов с выявлением  сомнительной и безнадежной задолженности;

2. деление покупателей  на три группы в зависимости  от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;

3. определение ценовой  политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;

4. определение условий  (сроков, размера и др.) коммерческого  кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;

5. выявление возможностей  использования векселей при отсрочке  платежа и их условий;

6. выявление возможностей  возникновения сомнительной (просроченной  и безнадежной) дебиторской задолженности  и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);

7. выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;

8. прогнозирование поступления  дебиторской задолженности и  определение способов ее получения  на основе коэффициента инкассации и других механизмов.

Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:

  • контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;
  • ориентация на большое число покупателей (их диверсификация) с целью снижения риска неуплаты за товары и услуги одним или несколькими крупными покупателями;
  • наблюдение за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
  • оплата товаров постоянными клиентами в кредит (отсрочка платежа), причем его размеры зависят от ряда факторов, в частности от финансового положения поставщика, устойчивости связей с последним и др.;
  • синхронизация денежных потоков (притока и оттока денежных средств), т. е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженности. Это позволяет уменьшить остаток денег на расчетном счете, сократить банковский кредит и расходы по обслуживанию долга;
  • снижение объема денежных средств, находящихся в пути, посредством использования электронных чековых переводов;

При управлении дебиторской  задолженностью предприятие, также  должно учитывать влияние внешних  факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.

Управление дебиторской  задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением  значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж.

В следующем разделе рассмотрим политику взимания дебиторской задолженностью с покупателей.

 

 

 

3.Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

 

Управление дебиторской  задолженностью - специфическая функция  финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И прежде всего, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Важно не допустить дальнейшего  роста доли дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов  предприятия – это может повлечь  за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя несколько  основных задач:

1. предварительная проверка  дебитора на начальном этапе  сотрудничества

2. планирование допустимых  лимитов дебиторской задолженности

3. финансирование дебиторской  задолженности

4. учет, контроль, оценка  эффективности дебиторской задолженности

5. взыскание просроченной дебиторской задолженности

6. претензионная работа  с недисциплинированными дебиторами

Таким образом, для того чтобы эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность  выполнения каждой из этих задач.

 

 

Заключение

 

Таким образом, дебиторская  задолженность — это задолженность  каких-либо предприятий и лиц  в пользу данного предприятия.

Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами:

- видом продукции,  за которую ведутся расчеты

- емкостью рынка

- степенью насыщенности  рынка данным видом продукции

- применяемыми формами  безналичных расчетов за эту  продукцию

При анализе следует  установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый  период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.

Анализ дебиторской  задолженности можно осуществлять либо сплошным, либо выборочным методом. Это зависит от размеров задолженности, от количества расчетных документов и от количества самих дебиторов.

Существует ряд показателей, как абсолютных, так и относительных, характеризующих дебиторскую задолженность.

Прежде всего, здесь  используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу (ф.5). Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.

Важным показателем  является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая последующей формуле:

Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей  оплате (за вычетом налога на добавленную  стоимость и акцизов) делить на среднюю  величину дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).

Следующим показателем  является период ее погашения.

Период погашения дебиторской  задолженности = число дней в период (в году — 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).

Необходимо принять  во внимание, что чем больше период просрочки дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Информация о работе Дебиторская задолженность