Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов анализа дебиторской задолженностью в предприятии.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
- рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
- рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
- определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие………………………………………………………………………….5
2.Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей………………………………………………………………………….11
3.Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности…………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Основной задачей анализа
Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:
- Срок кредита – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за свои покупки.
- Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи.
- Стандарты кредитоспособности, указывающие
на минимальную финансовую
- Политика взимания
платы, отражающая жесткость
В мировой практике финансового менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
1) Консервативный направлен на минимизацию кредитного риска, который является приоритетным. Предприятие стремится сократить круг покупателей в кредит, в первую очередь, за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения условий предоставления кредита и повышения ее стоимости, а также за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
2) Умеренный - ориентирован на средний уровень кредитного риска и более мягкие условия предоставления кредита.
3) Агрессивный предусматривает
максимизацию дополнительной
На практике, чтобы
максимально снизить
Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:
Формирование условий предоставления коммерческого кредита включает в себя определение следующих параметров:
Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
Определение политики сбора
дебиторской задолженности. Фирма
за определенную плату передает право
на получение денег по дебиторской
задолженности
Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.
Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и др.
Политика в области управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:
1. сквозной анализ
дебиторской задолженности по
срокам возникновения и по
перечню дебиторов с
2. деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;
3. определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;
4. определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;
5. выявление возможностей
использования векселей при
6. выявление возможностей
возникновения сомнительной (просроченной
и безнадежной) дебиторской
7. выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;
8. прогнозирование поступления
дебиторской задолженности и
определение способов ее
Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:
При управлении дебиторской задолженностью предприятие, также должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.
Управление дебиторской
задолженностью на предприятии является
в настоящее время
В следующем разделе рассмотрим политику взимания дебиторской задолженностью с покупателей.
3.Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Управление дебиторской
задолженностью - специфическая функция
финансового менеджмента, основной
целью которой является увеличение
прибыли компании за счет эффективного
использования дебиторской
Важно не допустить дальнейшего
роста доли дебиторской задолженности
в общем объеме оборотных активов
предприятия – это может
Управление дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных задач:
1. предварительная проверка дебитора на начальном этапе сотрудничества
2. планирование допустимых
лимитов дебиторской
3. финансирование дебиторской задолженности
4. учет, контроль, оценка
эффективности дебиторской
5. взыскание просроченной дебиторской задолженности
6. претензионная работа
с недисциплинированными
Таким образом, для того чтобы эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность выполнения каждой из этих задач.
Заключение
Таким образом, дебиторская
задолженность — это
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:
- видом продукции, за которую ведутся расчеты
- емкостью рынка
- степенью насыщенности рынка данным видом продукции
- применяемыми формами безналичных расчетов за эту продукцию
При анализе следует установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.
Анализ дебиторской
задолженности можно
Существует ряд показателей,
как абсолютных, так и относительных,
характеризующих дебиторскую
Прежде всего, здесь используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу (ф.5). Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.
Важным показателем
является оборачиваемость дебиторской за
Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей оплате (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) делить на среднюю величину дебиторской задолженности.
Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).
Следующим показателем является период ее погашения.
Период погашения дебиторской задолженности = число дней в период (в году — 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).
Необходимо принять
во внимание, что чем больше период
просрочки дебиторской