Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:30, реферат
Началась эпоха инфляции, которая завершилась только в конце XIX века. Расстройство денежного обращения привело к скачку цен на золото и его усиленному востребованию из разменного фонда. Свидетельством провала дефляционной политики министерства финансов стало снижение внутреннего денежного рынка. Наблюдался острый недостаток денежных знаков в обращении. Для стабилизации финансовой системы требовалось изыскивать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро.
Денежная система во второй половине XIX - начале XX века
Началась эпоха инфляции, которая завершилась только в конце XIX века.
Расстройство денежного обращения привело к скачку цен на золото и его усиленному востребованию из разменного фонда.
Свидетельством провала дефляционной политики министерства финансов стало снижение внутреннего денежного рынка. Наблюдался острый недостаток денежных знаков в обращении. Для стабилизации финансовой системы требовалось изыскивать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Но в начале 70-х гг. цена его неуклонно падала, и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Платежи серебром окончательно утратили надежность. Введение золотой валюты было для России назревшей необходимостью. Правительство приступило к созданию условий для проведения реформы.
С 1867 года правительство
приступило к накоплению золотого запаса,
принимая звонкую монету (в том
числе и иностранную) и выдавая
кредитные билеты. С 80-х гг. правительство
решает уменьшить бумажную массу
находящихся в обращении
К 1891 году министр финансов счел подготовку денежной реформы в основном законченной, но неурожаи, голодные годы и промышленная репрессия 1891-1892 гг. отсрочили денежную реформу на несколько лет.
Введение золотого обращения
происходило поэтапно. В 1895 году был
представлен проект о разрешении
сделок за золотую монету, которая
могла служить основой
В общих чертах денежная
система в России в начале XX века
выглядела следующим образом. Монетной
основой и государственной
Подводя итог русского рубля в предвоенный период, необходимо отметить, что золотая денежная система, ставшая основой экономической жизни довоенной Европы, в момент острого кризиса лета 1914 года потерпела крах. В течение первых дней объявления войны державы одна за другой прекратили размен бумажных денег на золото. В конце апреля 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.
В 1916 году в сбережения переходили
не только золотые, но и серебряные
и даже медные монеты. Первоначально
исчезли высокопробные
В итоге, война развязала
те процессы, которые развились позже
в безудержную гиперинфляцию. Первоначально
инфляция развивалась на основе крушения
золотомонетного стандарта, нарушения
баланса между спросом и
Налогообложение в начале XX века
Указанный период можно назвать начальным периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впереди. Медленно росли в 90-е годы прошлого века и доходы городского бюджета. В 1891 г., как показано выше, они составили 8,1 млн. руб., в 1899 г. — 11,9 млн. руб. со среднегодовым приростом 475 тыс. руб. Для сравнения скажем, что за девять лет XX в. (1901—1910 гг.) среднегодовой рост доходов города составил 2 255 тыс. руб., а за последующие три года — 4 100 тыс. руб. Происходили не только количественные, но и качественные изменения. К 1913 г. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым России. Она уступала лишь Лондону, Нью-Йорку, Парижу, Берлину, Чикаго, Вене, Петербургу, Филадельфии. Являясь вторым промышленным центром страны, Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург, с точки зрения оптовой торговли, транспортного сообщения внутри страны. Был привлечен громадный иностранный капитал, чему способствовали налоговые и пошлинные льготы.
Рассмотрим структуру доходов г. Москвы в динамике в XX в. до начала Первой мировой войны (табл.3.8).
Таблица 3.8. Доходы бюджета г. Москвы в 1900, 1913 гг. (руб.)
Параграфы |
Статьи доходов |
1900* |
1913** |
Прирост |
I |
Сборы с недвижимых имуществ |
37 008 828 |
7070000 |
33 611 172 |
II |
Сборы с торговли и промыслов |
2071 240 |
3 166 857 |
1 095 617 |
III |
Сборы с лиц, содержащих лошадей, экипажи и собак |
158000 |
4 200 800 |
262 800 |
IV |
Пошлины |
362 665 |
377300 |
14635 |
V |
С городских имуществ и оброчных статей |
955200 |
2 426 452 |
1 471 252 |
VI |
С городских сооружений (предприятий) |
1 970 563 |
23257 100 |
21 286 537 |
VII |
Пособия городу и возврат расходов |
2 909 955 |
9 540 989 |
6631 034 |
VIII |
Разные поступления |
167 382 |
494500 |
327 118 |
I доп. |
С городских зданий |
172290 |
318 175 |
145 885 |
II доп. |
Доходы, получаемые г. Москвою в силу ст.7 Положения о земском учреждении |
239400 |
454660 |
215 260 |
III доп. |
Отчисления в городские доходы |
— |
50210 |
50210 |
|
ВСЕГО: |
12 715 523 |
47577043 |
34 861 520 |
* Смета доходов и расходов г. Москвы на 1900 год. — М.: Городская типография, 1899. Перечень сметы доходов и расходов города Москвы на 1900 год. — С. 2.
** Смета доходов и расходов города Москвы на 1913 год. — М.: Городская типография, 1912. Перечень сметы доходов и расходов города Москвы на 1913 год. — С. 2.
Ставка налога с недвижимого имущества в 1900 г. была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%. В 1901 г. она вновь была понижена до 9 %. В 1902 г. составила 9,5%, а с 1903 г. вновь установилась в размере 10%. Стоимость недвижимого имущества в городе за указанные 13 лет почти удвоилась. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла — более чем в полтора раза, но структура ее оставалась неизменной. По-прежнему значительные поступления шли от трактирных заведений.
Может показаться удивительным резкое увеличение сборов с лиц, содержащих лошадей, экипажи и собак. Конечно, город рос, в том числе территориально, а лошади оставались основным транспортным средством. Трамвай только начинал их теснить. Но главное в том, что к 1913 г. сюда добавились налоги на автоматические экипажи и на велосипеды: почти 75 тыс. руб. Исчислялись налоги следующим образом. Владелец лошади платил 12 руб. в год( Не путать с налогом на извозный промысел), с владельца экипажа взималось от 5 до 25 руб. в год. Налоги на автомобиль зависели от мощности двигателя — по 3 руб. за каждую лошадиную силу. Рост количества автомобилей в городе характеризуется поступающими налогами на них: 1909г. — 17 тыс. руб., 1910г. — 27,3 тыс., 1911г. — 40,2 тыс., 1913 г. — 60 тыс. руб. Число велосипедов, судя по налогам, увеличивалось намного медленнее. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.
Финансовое положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы — 3303 млн. руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн. руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн. руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1%, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб.
Из
косвенных налогов почти
Следует
отметить, что истинное значение налогов
в бюджете дореволюционной
В развитых странах в начале XX в. продолжают превалировать косвенные налоги. Так, в Англии косвенные налоги составляли 60,6% общей суммы государственных доходов, прямые налоги — 32,7%; во Франции соответственно — 68,7 и 25,5%; в Австро-Венгрии — 61,6 и 25,3%( Данные приведены за 1905 г).
Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних.
Естественно, что в таких условиях покупательная способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым она вынуждена была обеспечивать внешние займы.
После
февральской революции
Очередной спад во всей финансовой системе России произошел после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствует налаживанию хозяйства.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-х годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо для создания не только правильного налогообложения, но и нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
В
20-е годы делались попытки организовать
национализированные
Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
Существовали следующие виды налогов:
I. Прямые налоги: сельскохозяйств
II. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.
Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.
Прямые налоги являлись орудием финансовой политики ~ рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время становились существенным фактором роста доходов бюджета.
В 1922—1923 гг. прямые налоги составляли около 43% всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923—1924 гг. — 45%, в 1925—1926 гг. — 82%.
Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из
двух частей: патентного сбора и уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения. Торговые заведения делились на пять разрядов, промышленные предприятия — на 12. По территории выделялось шесть зон: г. Москва и еще пять территориальных поясов. В первый пояс входили все крупные города.
Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был определен в 7%, из которых 3 шли в государственный бюджет, 3 — в местный бюджет и 1% — в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он составлял 1,5—2,0%, а на предметы роскоши доходил до 6%. Государственные предприятия платили уравнительный сбор в 2—4 раза ниже, чем частные.
Информация о работе Денежная система во второй половине XIX - начале XX века