Денежная система во второй половине XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:30, реферат

Описание

Началась эпоха инфляции, которая завершилась только в конце XIX века. Расстройство денежного обращения привело к скачку цен на золото и его усиленному востребованию из разменного фонда. Свидетельством провала дефляционной политики министерства финансов стало снижение внутреннего денежного рынка. Наблюдался острый недостаток денежных знаков в обращении. Для стабилизации финансовой системы требовалось изыскивать надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро.

Работа состоит из  1 файл

Денежная система во второй половине.docx

— 38.40 Кб (Скачать документ)

Денежная система  во второй половине XIX - начале XX века

Началась эпоха инфляции, которая завершилась только в  конце XIX века.

Расстройство денежного  обращения привело к скачку цен  на золото и его усиленному востребованию  из разменного фонда.

Свидетельством провала  дефляционной политики министерства финансов стало снижение внутреннего денежного  рынка. Наблюдался острый недостаток денежных знаков в обращении. Для стабилизации финансовой системы требовалось  изыскивать надежный металлический  эквивалент, которым уже давно  служило серебро. Но в начале 70-х гг. цена его неуклонно падала, и было мало надежд на изменение этой устойчивой тенденции. Платежи серебром окончательно утратили надежность. Введение золотой валюты было для России назревшей необходимостью. Правительство приступило к созданию условий для проведения реформы.

С 1867 года правительство  приступило к накоплению золотого запаса, принимая звонкую монету (в том  числе и иностранную) и выдавая  кредитные билеты. С 80-х гг. правительство  решает уменьшить бумажную массу  находящихся в обращении рублей, чтобы поднять их покупательную  способность.

К 1891 году министр финансов счел подготовку денежной реформы в  основном законченной, но неурожаи, голодные годы и промышленная репрессия 1891-1892 гг. отсрочили денежную реформу на несколько лет.

Введение золотого обращения  происходило поэтапно. В 1895 году был  представлен проект о разрешении сделок за золотую монету, которая  могла служить основой финансовых операций наряду с серебром и кредитными билетами.

В общих чертах денежная система в России в начале XX века выглядела следующим образом. Монетной основой и государственной денежной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г чистого золота. Рубль был  разделен на 100 копеек. Главной монетой  являлась золотая, выпуск которой и обращение были не ограничены и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки.

Подводя итог русского рубля  в предвоенный период, необходимо отметить, что золотая денежная система, ставшая основой экономической  жизни довоенной Европы, в момент острого кризиса лета 1914 года потерпела  крах. В течение первых дней объявления войны державы одна за другой прекратили размен бумажных денег на золото. В  конце апреля 1914 года Государственный  банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.

В 1916 году в сбережения переходили не только золотые, но и серебряные и даже медные монеты. Первоначально  исчезли высокопробные серебряные монеты. Затем и низкопробные монеты. Наконец, в конце 1916 - начале 1917 года редкими стали в обороте и  медные монеты. Государство столкнулось  с разменным голодом. Было предпринято  много попыток сдержать обесценивание  рубли или хотя бы поправить дела пошатнувшегося бюджета. Но они не давали результатов. Таким образом, кроме  обращения к печатному станку, у правительства не оставалось иной альтернативы. Отказавшись от идеи никелевых монет, правительство  заменило их бумажными билетами, имеющими хождение наравне с серебряной или  медной монетой, в зависимости от их достоинства. В результате если с 1915 по 1916 год количество денег в  обращении в номинальном исчислении увеличилось на 67%, то с 1916 по 1917 год  денежная масса возросла на 127%.

В итоге, война развязала  те процессы, которые развились позже  в безудержную гиперинфляцию. Первоначально  инфляция развивалась на основе крушения золотомонетного стандарта, нарушения  баланса между спросом и предложением и излишков бумажных денег у населения. Однако со временем на первое место  стали выходить процессы разрушения рыночных отношений.

Налогообложение в начале XX века

Указанный период можно назвать начальным  периодом урбанизации и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще впереди. Медленно росли в 90-е годы прошлого века и доходы городского бюджета. В 1891 г., как показано выше, они составили 8,1 млн. руб., в 1899 г. — 11,9 млн. руб. со среднегодовым приростом 475 тыс. руб. Для сравнения скажем, что за девять лет XX в. (1901—1910 гг.) среднегодовой рост доходов города составил 2 255 тыс. руб., а за последующие три года — 4 100 тыс. руб. Происходили не только количественные, но и качественные изменения. К 1913 г. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым России. Она уступала лишь Лондону, Нью-Йорку, Парижу, Берлину, Чикаго, Вене, Петербургу, Филадельфии. Являясь вторым промышленным центром страны, Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург, с точки зрения оптовой торговли, транспортного сообщения внутри страны. Был привлечен громадный иностранный капитал, чему способствовали налоговые и пошлинные льготы.

Рассмотрим  структуру доходов г. Москвы в  динамике в XX в. до начала Первой мировой войны (табл.3.8).

Таблица 3.8. Доходы бюджета г. Москвы в 1900, 1913 гг. (руб.) 

 

Параграфы

Статьи доходов

1900*

1913**

Прирост

I

Сборы с недвижимых имуществ

37 008 828

7070000

33 611 172

II

Сборы с торговли и промыслов

2071 240

3 166 857

1 095 617

III

Сборы с лиц, содержащих лошадей, экипажи и собак

158000

4 200 800

262 800

IV

Пошлины

362 665

377300

14635

V

С городских имуществ и  оброчных статей

955200

2 426 452

1 471 252

VI

С городских сооружений (предприятий)

1 970 563

23257 100

21 286 537

VII

Пособия городу и возврат  расходов

2 909 955

9 540 989

6631 034

VIII

Разные поступления

167 382

494500

327 118

I доп.

С городских зданий

172290

318 175

145 885

II доп.

Доходы, получаемые г. Москвою в силу ст.7 Положения о земском учреждении

239400

454660

215 260

III доп.

Отчисления в городские  доходы

50210

50210

 

 

ВСЕГО:

12 715 523

47577043

34 861 520


 

  

 

* Смета доходов и расходов г. Москвы на 1900 год. — М.: Городская типография, 1899. Перечень сметы доходов и расходов города Москвы на 1900 год. — С. 2.

** Смета доходов и расходов города Москвы на 1913 год. — М.: Городская типография, 1912. Перечень сметы доходов и расходов города Москвы на 1913 год. — С. 2.

Ставка  налога с недвижимого имущества  в 1900 г. была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%. В 1901 г. она вновь была понижена до 9 %. В 1902 г. составила 9,5%, а с 1903 г. вновь  установилась в размере 10%. Стоимость  недвижимого имущества в городе за указанные 13 лет почти удвоилась. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла — более чем в полтора раза, но структура ее оставалась неизменной. По-прежнему значительные поступления шли от трактирных заведений.

Может показаться удивительным резкое увеличение сборов с лиц, содержащих лошадей, экипажи и собак. Конечно, город рос, в том числе территориально, а лошади оставались основным транспортным средством. Трамвай только начинал их теснить. Но главное в том, что к 1913 г. сюда добавились налоги на автоматические экипажи и на велосипеды: почти 75 тыс. руб. Исчислялись налоги следующим образом. Владелец лошади платил 12 руб. в год( Не путать с налогом на извозный промысел), с владельца экипажа взималось от 5 до 25 руб. в год. Налоги на автомобиль зависели от мощности двигателя — по 3 руб. за каждую лошадиную силу. Рост количества автомобилей в городе характеризуется поступающими налогами на них: 1909г. — 17 тыс. руб., 1910г. — 27,3 тыс., 1911г. — 40,2 тыс., 1913 г. — 60 тыс. руб. Число велосипедов, судя по налогам, увеличивалось намного медленнее. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.

Финансовое  положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы — 3303 млн. руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн. руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн. руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1%, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб.

Из  косвенных налогов почти половину — 351,9 млн. руб. — составляли таможенные сборы, 150 млн. руб. — акциз на сахар, 98,4 млн. руб. — акциз на табачные изделия и спички.

Следует отметить, что истинное значение налогов  в бюджете дореволюционной России было существенно больше, чем кажется при рассмотрении доходных статей. Например, казенные железные дороги, принося высокие доходы (около 680 млн. руб.), сами же и "съедали" их на свое содержание. Казенная винная монополия учитывается в расходах, поглощая более четверти тех доходов, которые дает государству. И лишь налоги обеспечивают доходы бюджета государства при минимальных затратах.

В развитых странах в начале XX в. продолжают превалировать косвенные налоги. Так, в Англии косвенные налоги составляли 60,6% общей суммы государственных доходов, прямые налоги — 32,7%; во Франции соответственно — 68,7 и 25,5%; в Австро-Венгрии — 61,6 и 25,3%( Данные приведены за 1905 г).

Исполнение  бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась  на финансовом положении страны. Резко  выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних.

Естественно, что в таких условиях покупательная  способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым  она вынуждена была обеспечивать внешние займы.

После февральской революции положение  дел еще более ухудшилось. Временное  правительство ни при одном из своих лидеров не сумело справиться с экономическими и финансовыми  трудностями. Нарастали темпы инфляции. Война с Германией продолжалась, хозяйство разваливалось, финансовые источники иссякали, выдержать бремя  новых налогов никто уже не был в состоянии. И тогда пошли  уже проторенным путем — прибегли к бумажной эмиссии денег. При  правительстве А.Ф. Керенского стремительно возрастал выпуск к тому времени  совершенно обесцененных бумажных денег. Современники пишут, что оклеивать  стены так называемыми керенками  было значительно дешевле, чем покупать на них обои.

Очередной спад во всей финансовой системе России произошел после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных  органов Советской власти стала  эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствует налаживанию  хозяйства.

Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-х годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо для создания не только правильного налогообложения, но и нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.

В 20-е годы делались попытки организовать национализированные предприятия  как акционерные общества, работающие на основе государственного капитала, но успехом они не увенчались.

Финансовая  система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

Существовали  следующие виды налогов:

I. Прямые налоги: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины.

II. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение.

Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.

Прямые  налоги являлись орудием финансовой политики ~ рычагом перераспределения  накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время становились  существенным фактором роста доходов  бюджета.

В 1922—1923 гг. прямые налоги составляли около 43% всех налоговых поступлений в  бюджет, в 1923—1924 гг. — 45%, в 1925—1926 гг. — 82%.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из

двух  частей: патентного сбора и уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения. Торговые заведения делились на пять разрядов, промышленные предприятия — на 12. По территории выделялось шесть зон: г. Москва и еще пять территориальных поясов. В первый пояс входили все крупные города.

Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был определен в 7%, из которых 3 шли в государственный бюджет, 3 — в местный бюджет и 1% — в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он составлял 1,5—2,0%, а на предметы роскоши доходил до 6%. Государственные предприятия платили уравнительный сбор в 2—4 раза ниже, чем частные.

Информация о работе Денежная система во второй половине XIX - начале XX века