Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:12, контрольная работа
Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее товарный оборот в стране.
Объективной основой денежного обращения является товарное производство, с помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а так же движение ссудного капитала.
Понятие денежного обращения
Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее товарный оборот в стране.
Объективной основой денежного обращения является товарное производство, с помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а так же движение ссудного капитала. Денежное обращение выступает в двух формах:
налично – денежное обращение - это движение наличных денег, оно обслуживается бумажными деньгами и разменной монетой;
безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота, под ним понимается, прежде всего, банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чека, кредитных карт, электронных переводов.
Деньги из наличного оборота постоянно переходят в безналичный, и наоборот. Налично – денежное обращение и безналичное обращение денег циркулируют единые деньги или деньги, имеющие единое наименование.
Количество денег в обращении. Деньги как средство обращения постоянно «рыщут» в сфере обращения. Вопрос стоит в том, какая же масса может находится непрерывно в этой сфере обращения (масса наличных денег).
Масса денег в обращении определяется рядом факторов:
1. Ценами товаров. Деньги представляют реально ту сумму золота, которая идеально выражена в сумме цен товаров, или просто сумму цен товаров. Предположим, что масса товаров постоянная, тогда благодаря колебанию цен. Таким образом, повышением цен на основные товары (например, энергоносители) повлечет за собой рост цен на все другие товары и, следовательно, необходимость увеличения денежной массы. Эта взаимосвязь показывает несостоятельность теории монетаризм, нашедшей применение в последнее десятилетие в России и потерпевшей крах. Регулирование (ограничение) денежной массы не повлекло за собой снижение цен, а вызвало лишь нехватку денег в обращении.
2. Стоимость золота (курсом доллара), так как при неизменной стоимости товаров их цены изменяются с изменением стоимости золота (курсом доллара).
3. Массой обращающихся товаров. При постоянных ценах количество денег должно увеличиваться в обороте при росте производства (товарной массы).
4. Числом оборотов одноименных денежных единиц. Это фактор обратного действия: если число оборотов растет, то масса денег уменьшается, и наоборот.
Таким образом, масса денег в обращении определяется по следующей формуле:
Масса денег = сумма цен товаров / число оборотов одноименных денежных единиц.
Анализируя эту формулу, можно составлять различные комбинации ее частей и изучать их влияние на денежную массу в стране:
1. цены неизменны; масса обращающихся товаров растет или уменьшается быстрота обращения денег либо эти факторы действуют совместно. Вывод: масса денежных средств в обращении может расти, и наоборот.
2. цены повышаются повсеместно, масса обращающихся товаров уменьшается в той пропорции, в которой растет цена, или быстрота обращения денег увеличивается пропорционально росту цен, но при этом масса обращающихся товаров постоянна, т.е. масса средств обращения остается неизменной.
Масса средств обращения может расти, если товарная масса растет или скорость обращения уменьшается быстрее, чем снижаются товарные цены.
Вариации различных факторов могут взаимно компенсировать друг друга. Поэтому денежная масса имеет тенденцию оставаться на среднем уровне значительное время. Сильные изменения денежной массы происходят во время кризисов.
Закон денежного обращения
Закон денежного обращения может быть выражен следующим образом: при определенной сумме стоимостей товаров и средней скорости их обращения количество денег зависит от собственной стоимости последних (речь идет о полноценных деньгах).
Если же полноценные деньги заменены кредитными деньгами, то их количество полноценных денег и, следовательно, от стоимости последних будет зависеть количество денег в обращении.
Закон денежного обращения с учетом функции денег как средств платежа имеет следующий вид: М=(Цт+ЕП,-П-ЕП2)/О, где
М – масса денег в обращении;
Цт – сумма цен товаров;
ЕП – сумма платежей, по которым наступил срок погашения;
П – взаимопогашающиеся платежи;
ЕП2 – сумма платежей, которым срок погашения наступит;
О – количество оборотов денежной единицы за период.
Из закона скорости обращения средств платежа вытекает, что масса средств платежа находится в обратном отношении к продолжительности платежных периодов. Следовательно, чем больше периоды отсрочки платежа, тем меньше платежных средств находится в обороте, и наоборот.
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, которая представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств.
Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а так же для разработки мероприятий по регулированию темпов роста объема (денежной массы) используются различные показатели (денежные агрегаты).
В России используются следующие денежные агрегаты:
МО – наличные деньги;
М1=МО плюс средства на расчетных, текущих, специальных, кредитных, чековых счетах и т.п. плюс вклады в коммерческих банках плюс депозиты до востребования в Сбербанке;
М2=М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;
М3=М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Денежная масса – агрегат М2 – на начало 1999 г. в РФ была равна 343,6 млрд. рублей, а на начало 1998 г. – 176, 2 трлн. рублей. При этом наличные деньги составляли в ней около 12 % на начало 1999 г. и около 36% - 1998 года.
Изменения денежной массы в обороте зависит от изменения самой массы денег и скорости их обращения. Скорость обращения денег поддается только косвенной оценке. В России скорость роста оборота денег определяется исходя из двух показателей:
скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России. Рассчитывается как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;
скорость обращения денег в налично – денежном обороте. Рассчитывается путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег кассой Банка России, включая обороты почты, Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.
При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости денег равносильно выпуску в оборот дополнительной массы денег, что может способствовать росту инфляции.
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а так же заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет другого предприятия.
Платежное требование – поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки (применяются для выплаты наличных денег в банке) и расчетные чеки (применяется для безналичных расчетов).
Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
Центральный банк России и его место в системе
управления государством
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная политика наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в 20 веке. Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам – членам ФРС. В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.).
Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.
Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.
Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями – победой на очередных выборах, мнением избирателей и т.д., деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно – кредитной политики государства.
Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. При этом центральный банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.
Правительство заинтересовано в размещении государственного долга в центральном банке, чтоб не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако, с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут проводиться за границей.
Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине 2 ассигнационного и заемного государственных банков. В отличии от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций. В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки.
С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно – кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:
защиты и обеспечения устойчивости российской валюты – рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
развития и укрепления банковской системы России;
обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.
Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседания Правительства России.