Денежно-кредитная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:44, реферат

Описание

По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
• разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
• обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции ;

Работа состоит из  1 файл

Денежно - кредитная политика государства.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

 
ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний  день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства.

По большому счету экономическая роль государства  может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

• разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

• обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции ;

• перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;

• регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

• стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;

• предпринимательская деятельность.

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор — это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

1.2 Цели, объекты, эффективность  монетарной политики  государства

Монетарная политика государства традиционно рассматривается как главное направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства состоит в обеспечении эффективной занятости, стабильности цен и росте реального объема ВНП. Она достигается при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели,, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Так или  иначе, проводником монетарной политики государства выступает ЦБ в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

2.2 Особенности послекризисной  денежно-кредитной  политики

Правительство, которое возглавлял Е.Примаков, пришедшее  к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания координальных изменений макроэкономической политики. Многочисленные выступления видных членов правительства с призывами к усилению государственного вмешательства в экономику, компенсировать потери населения от кризиса осени 1998, оказать государственную поддержку банковской системе, предвещали инфляционный вариант развития событий. Складывалось такое впечатление, что правительство намерено пойти на открытое противостояние с международными финансовыми организациями и иностранными кредиторами.

На самом  деле правительство Е. Примакова проявило должную осторожность и в результате обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Еще больше прагматизма было в политике Правительства РФ, возглавляемого С. Степашиным и В. Путиным.

Одними  из основных целей политики валютного  курса на 2000 год ЦБ РФ определил  сглаживание сильных колебаний  обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, который способен обеспечить доверие к проводимой монетарной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Не остался без внимания вопрос о совершенствовании действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, увеличение объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Планирование процентной политики Банка России в 2000 год происходило опосредованным способом: с помощью контроля за операциями на открытом рынке и за объемом эмиссии, но из-за неспешного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, принятые меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20–28%, инфляция – около 18–22%, а прирост реального ВВП – от 1 до 2%. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6–10%) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М2 (32–38% за год) и инфляцией на уровне 25–28 % .

12 октября  1999 года Правительство РФ утвердило  положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Предполагалось, что выпуск данного финансового инструмента даст ЦБ РФ новые возможности управления денежной массой, а именно, возможность стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке. Однако аукционы по их размещению были проведены только один раз 14 декабря 1999 года, но не были признаны состоявшимися из-за отсутствия спроса по приемлемым для эмитента ценам.

В течение 1999–2000 Банк России не единожды снижал ставку рефинансирования, опустив ее с 60% до 25% годовых (см. прил. 1). Всё равно ее динамика просто следовала за тенденциями в темпах роста индекса потребительских цен и в уровне ставок по межбанковским кредитам и на рынке государственных ценных бумаг. Осенью 2000 года ставка рефинансирования приняла отрицательные значения в реальном исчислении.

 
Глава 3. СОВЕРШЕННСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной  политики

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

• ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

• оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

• предотвращение оттока капитала за рубеж;

• поддержание на заданном уровне валютных резервов.

3.2 Совершенствование  денежно-кредитной  политики Росси  в 2007 г.

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

Источник: ЦБ РФ

I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

В «Основных  направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и  в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 56,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму снижения инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.  Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

При разработке денежно-кредитной политики на период 20092011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В целях  снижения негативного влияния международных  финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 
ЗаКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества. Необходимо достичь такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике, избавил бы ее от все еще высокой зависимости от внешних факторов и на базе этого позволил бы решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения внутреннего валового продукта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика предприятия