Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 11:39, реферат

Описание

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [12].

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Это метод направлен на постепенное выравнивание нормы обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

 

     Денежно-кредитная  политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.

В современных  условиях противостоят друг другу два  теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

     2.1 Цели денежно-кредитной политики

 

     Денежно-кредитная  политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической  политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры использовать кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли экономики страны. [20, с. 531]

     2.2 Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики

 

     Поскольку общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы, то центральный  банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.

     М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.

     M1 - количество любых денежных знаков на руках у населения и средства в кассах предприятий, учреждений, организаций.

     М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.

     М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.

     М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.

     Для расчета совокупной денежной массы  в РФ предусмотрены следующие  денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.

     Данные  денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т.е. легкостью  их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о  потребности в деньгах, то имеют  в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными  видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег. [1, с. 156]

     Однако  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:

     - проведение операций на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;

     - изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег;

     - изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;

     а также некоторые методы, носящие  жесткий административный характер.

     Административные  методы регулирования  денежно-кредитной сферы

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

     Этот  метод регулирования представляет собой количественное ограничение  суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, что ведет к ущемлению прав их вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер. [13, с. 236]

     Помимо  этих основных инструментов, в мировой  банковской практике давно известны и широко используются другие инструменты денежно-кредитной политики центральных банков. Речь идет лишь о том, как лучше их применять в конкретных условиях той или иной страны с рыночной или переходной экономикой. Я охарактеризую их кратко.

     Допуск  к рынкам - регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.

     Валютные  интервенции - купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения денежной единицы.

     Таргетирование - установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы.

     Нормы инвестирования в государственные  ценные бумаги - устанавливаются для банков, кредитных учреждений в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.

Различные комбинации указанных инструментов позволяют  центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег  в зависимости от экономической  стратегии государства на данный период. Важно учитывать, что использование  инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством.

Информация о работе Денежно-кредитная политика