Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 01:49, реферат
Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему специфических финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов.
Денежные Доходы И Сбережения Населения В Системе Финансовых Ресурсов
Формирование
и использование финансовых ресурсов
тесно связано с уровнем и
динамикой доходов населения, решением
социальных задач. Воздействуя на уровень
и структуру потребления Финансово-кредитная система оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, с помощью конкретных финансовых и кредитных методов через выполнение специфи-ческих функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхо-вания населения и др., во-вторых, используя средства финансово-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов. В этих случаях финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей могут быть исключительно общегосударственные бюджетные средства (затраты на просвещение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование); существуют потреб-ности, которые за счет общегосударственных средств удовлетворяются частично (нормирова-ние)). Важным элементом финансовой статистики и учета могут являться финансовые каталоги ресурсов. К ним относятся потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, а также неко-торые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др. Есть потребности, которые удов-летворяются за счет нецентрализованных специальных фондов, формируемых из средств предприятий и организаций или самих работников и населения. В условиях перехода к рынку все большее значение приобретает направление удовлетворения потребностей. Бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в от-расли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги населению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрас-ли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах). В бюджете 1992 г. доля возмещения разниц в ценах составила 27,3 % от всех расходов, направленных на финансирование городского хозяйства. Для того чтобы смягчить потери на-селения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, кос-венно влияющая на доходы населения, которая выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижение налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплата компен-саций за счет пенсионного фонда и др. Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предоставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потреби-тельский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, не-смотря на то, что кредитные отношения между государством и населением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов. Вместе с тем следует признать, что процесс перехода к рынку в Республике Беларусь происходит болезненно и социально незащищенная часть населения испытывает существенные трудности (пенсионеры, студенты, низкооплачиваемые категории населения). В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса существенное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов. Сбережения населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемое источника дополнительных доходов. Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы: стремление обеспечить себя в будущем, например, после выхода сберегателя на пен-сию; создание дополнительных средств для жизни детей, родственников и др.; образование резерва для непредвиденных потребностей и т. п. Сбережения населения первой группы обыч-но имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций Государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбер-банки и облигаций Государственного займа. Особой формой сбережений в современных условиях является сертификат как особый вид облигаций Государственного займа, размещаемый среди мелких и средних держа-телей. Сертификат может выступать в качестве свидетельства об участии в займе и на право получения облигаций. В нашей республике сертификат получает развитие как письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, удостоверяющее право на получение депозита и размера причитающегося процента. Своеобразной формой обязанностей является акция — ценная бумага, свидетельст-вующая о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Физическое или юридическое лицо может быть участником создания уставного фонда совместного предприятия, внося очередную сумму в этот фонд. Доход, полученный по результатам совместной деятельности, распределяется меж-ду учредителями этого предприятия в соответствии с принятым уставом. Нынешний этап развития нашего общества характеризуется ухудшением материального положения отдельных слоев населения, неуверенностью в завтрашнем дне, инфляцией и по-стоянным ростом цен. Это вынуждает население искать другие формы сбережения, вклады-вать средства в недвижимость, в банки под процент, превышающий рост инфляции, в краткосрочные мероприятия. Личным сбережениям населения придана определенная специфика, позволяющая утвер-ждать, что прирост их правильно использован для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк; страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресурсов государства выступают размещаемые среди населения Государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий. |
Г л а в а 6 Роль сбережений населения и доходов от них в функционировании макроэкономики
6.1
Мотивы и причины
сбережений населения
6.2
Влияние сбережений
населения на инфляционные
процессы
6.3
Влияние сбережений
населения на его доходы
и потребление
6.4
Влияние доходов населения
по процентам и дивидендов
на инфляцию
Если расходы
населения за какой-то отчётный период
станут меньше, чем его доходы, значит
возникают текущие сбережения. Если эти
сбережения по периодам повторяются, то
возникают накопления сбережений, которые
приносят их владельцам доход в виде процентов
или дивидендов.
6.1 Мотивы и причины сбережений населения
Субъективные мотивы, руководствуясь которыми, население делает сбережения, общеизвестны: образовать резерв на случай непредвиденных обстоятельств; накопить денежные средства для покупки дорогостоящих товаров; обеспечить себе доход в форме процента; создать себе финансовый капитал, позволяющий осуществлять коммерческие операции; наслаждаться чувством независимости или просто удовлетворить чувство скупости как таковое и др.
В то время, как одни люди начинают откладывать средства для будущей покупки, другие уже расходуют накопленные средства, совершая свои покупки. В целом же на уровне макроэкономики обычно всегда имеет место рост остатков сбережений. Объясняется это тем, что растут доходы населения и появляются всё время новые, более дорогие и привлекательные товары длительного пользования.
Кроме субъективных
мотивов сбережений периодически возникают
объективные причины, ведущие к
росту сбережений на уровне макроэкономики.
Например, когда сфера производства
производит не то, что нужно потребителю,
или не в том количестве (больше,
чем надо). Население получает доход
за весь созданный объём
В экстремальные
периоды (стихийные бедствия, войны,
революции и т. п.) население использует
накопления сбережений, в результате
чего возникают отрицательные
6.2 Влияние сбережений населения на инфляционные процессы
Текущие сбережения населения непрерывны. Они были с давних времён и постоянно имеют место сейчас. Это усложняет возможность проникновения в их сущность на уровне макроэкономики. Поэтому возникает потребность в том, чтобы начать выявление роли сбережений населения в инфляционных процессах с того условия, что раньше их не было.
При возникновении сбережений населения в каком-то году впервые на рынок для обмена поступит не весь доход сферы потребления, полученный ею в этом году за услуги по созданию реального объёма потребительских благ. Значит, за этот год возникнет дефляция, уровень которой равен проценту сбережений населения в НД данного года.
Влияние на инфляционные
процессы происходящих при этом изменений
процента чистых инвестиций в НД, как
и при изменениях чистого экспорта
или дефицита госбюджета, учтено уже
самостоятельно за счёт дополнительного
изменения от этого чистых инвестиций
(см. п.
3.8).
6.3 Влияние сбережений населения на его доходы и потребление
Сбережения населения всегда откладывают на будущее, (а иногда и навсегда) удовлетворение личных потребностей. Роль их в изменении потребления тоже приходится выявлять начиная с предположения, что раньше их не было.
Впервые возникшие в каком-то году на уровне макроэкономики сбережения населения, сокращая в тех же размерах расходы сферы потребления и доходы производственной сферы, безусловно, на столько же сократят в следующем году и номинальный доход сферы потребления (в том числе соответственно и доход населения). Если в последующем процент этих сбережений к НД сохранится, то и в дальнейшем будет происходить таким же образом сокращение номинального дохода сферы потребления, в том числе и дохода населения, т. е. каждый год на один и тот же процент, равный проценту сбережений в НД за предыдущий год.
Следовательно,
при возрастании или снижении
процента этих сбережений в НД каждый
раз соответственно снижается или
увеличивается номинальный
С возникновением сбережений населения впервые в этом году реальное его потребление останется неизменным, поскольку производство потребительских благ ещё сохранилось прежним.
Поскольку с появлением сбережений населения производственная сфера недополучит свой доход и уменьшит процент к НД чистых инвестиций, равный проценту сбережений в НД, то в следующем году реальное потребление населения снизится на этот же процент, поскольку производственная сфера из-за этого снизит объём производства реальных потребительских благ.
При сохранении процента этих сбережений в НД постоянным реальное потребление населения и дальше будет снижаться на процент сбережений в НД предыдущего года.
Если же процент
сбережений населения в НД по годам
увеличивается или уменьшается,
то и реальное потребление населения
каждый год соответственно на такой
же процент снижается или
Все эти зависимости
дохода и потребления населения
от его сбережений в практике трудно
уловимы, поскольку на них воздействуют
и другие факторы, влияние которых рассматривается
по отдельности. Например, одним из них
является использование сбережений населения
производственной сферой через кредитную
систему для чистого инвестирования, что
приносит населению дополнительные доходы.
Об их роли в национальной экономике речь
пойдёт в следующих пунктах.
6.4 Влияние доходов населения по процентам и дивидендов на инфляцию
Дивиденды и доход населения по процентам, возникшие в каком-то году впервые (при этом предполагается, что до этого все накапливающиеся сбережения хранились в виде наличности в домашних условиях), увеличивают поступление денег на рынок для обмена на потребительские блага в то время, когда ещё не произведено дополнительное их количество. Значит, за этот год возникнет инфляция, уровень которой равен проценту в НД только этого дополнительного дохода.
Дополнительный доход населения по процентам и акциям – это доход от услуг денежного капитала и не является доходом за трудовые услуги.
Этот дополнительный нетрудовой доход населения, а следовательно, и сферы потребления в целом по природе и по своему назначению фактически ничем не отличается от дефицита госбюджета или чистого экспорта. Он в этом же году увеличивает расходы сферы потребления и синхронно возрастает при этом доход производственной сферы без дополнительного увеличения производства потребительских благ. Следовательно, и в данном случае уровень инфляции равен проценту этого дохода к НД.
Н. Д. Малькевич,
И. Н. Тихомиров, Н. Ф. Зеньчук
Формирование и
использование финансовых ресурсов
тесно связано с уровнем и
динамикой доходов населения, решением
социальных задач. Воздействуя на уровень
и структуру потребления
Финансово-кредитная система оказывает
влияние на уровень доходов населения,
во-первых, с помощью конкретных финансовых
и кредитных методов через выполнение
специфи-ческих функций контроля за выплатой
заработной платы, организацию сбережений
и страхо-вания населения и др., во-вторых,
используя средства финансово-кредитной
системы посредством перераспределения
аккумулируемых доходов. В этих случаях
финансовые органы принимают непосредственное
участие в разработке документов, нормирующих
порядок, процедуру и уровень различных
форм воздействия на доходы.
Наиболее типичной формой воздействия
финансово-кредитной системы на доходы
населения является бюджетное финансирование
денежных выплат на удовлетворение потребностей,
которые имеют государственное значение
и гарантируются конституцией. Источником
для удовлетворения таких потребностей
могут быть исключительно общегосударственные
бюджетные средства (затраты на просвещение,
здравоохранение, культуру, социальное
обеспечение и социальное страхование);
существуют потреб-ности, которые за счет
общегосударственных средств удовлетворяются
частично (нормирова-ние)). Важным элементом
финансовой статистики и учета могут являться
финансовые каталоги ресурсов.
К ним относятся потребности, связанные
с отдыхом и охраной здоровья, а также
неко-торые потребности жилищно-коммунального
хозяйства и др. Есть потребности, которые
удов-летворяются за счет нецентрализованных
специальных фондов, формируемых из средств
предприятий и организаций или самих работников
и населения. В условиях перехода к рынку
все большее значение приобретает направление
удовлетворения потребностей.
Бюджетные средства используются либо
в форме ассигнований, либо в форме дотаций.
Прямые ассигнования из госбюджета выделяются
на текущие и капитальные затраты в от-расли,
предоставляющие бесплатно или в льготном
порядке услуги населению (просвещение,
здравоохранение и др.). Дотации выделяются
планово-убыточным отраслям (внутригородской
пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное
хозяйство и некоторые другие отрас-ли),
отраслям, обслуживающим население (на
возмещение разницы в ценах).
В бюджете 1992 г. доля возмещения разниц
в ценах составила 27,3 % от всех расходов,
направленных на финансирование городского
хозяйства. Для того чтобы смягчить потери
на-селения в условиях перехода к рынку,
в бюджете заложена значительная доля
расходов, кос-венно влияющая на доходы
населения, которая выступает в форме
надбавок к закупочным ценам, субсидий
сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций
за горючее, снижение налога на добавленную
стоимость для сельскохозяйственных предприятий,
выплата компен-саций за счет пенсионного
фонда и др.
Большое воздействие на доходы населения
оказывает кредитная система. Предоставление
ссуд на кооперативное и индивидуальное
жилищное строительство, а также потреби-тельский
кредит непосредственно могут влиять
на доходы населения и их увеличивают,
не-смотря на то, что кредитные отношения
между государством и населением носят
возвратный характер. В условиях инфляции
задолженность населения по существу
превращает ссуды в источник его доходов.
Вместе с тем следует признать, что процесс
перехода к рынку в Республике Беларусь
происходит болезненно и социально незащищенная
часть населения испытывает существенные
трудности (пенсионеры, студенты, низкооплачиваемые
категории населения).
В финансовом обеспечении всего воспроизводственного
процесса существенное место занимают
денежные сбережения населения, выступающие
в качестве важного элемента финансовых
ресурсов. Сбережения населения — часть
денежных доходов (поступлений) населения,
предназначенная для удовлетворения потребностей
в будущем. В качестве отложенных денежных
средств сбережения выступают как кредит,
предоставляемый населением государству
в виде отсрочки потребления материальных
благ. Одновременно сбережения являются
элементом финансовых ресурсов, функционирующих
в форме средства сбережения. Государство
становится распорядителем части дохода
населения не вследствие прямой передачи
ему стоимости, а как владелец невостребованного
до определенного времени материального
эквивалента. В каждом данном случае кредит,
предоставляемый населением государству,
носит краткосрочный характер, но в целом
он оказывается постоянным в силу непрерывной
возобновляемое источника дополнительных
доходов.
Рациональные мотивы образования сбережений
населения можно подразделить на три группы:
стремление обеспечить себя в будущем,
например, после выхода сберегателя на
пен-сию; создание дополнительных средств
для жизни детей, родственников и др.; образование
резерва для непредвиденных потребностей
и т. п. Сбережения населения первой группы
обыч-но имеют форму вкладов в сбербанки,
облигаций Государственных займов, в меньшей
мере — заключения договоров по смешанному
страхованию жизни. Для целей второй и
третьей групп, как правило, сбережения
создаются в виде договоров страхования,
срочных вкладов в сбер-банки и облигаций
Государственного займа.
Особой формой сбережений в современных
условиях является сертификат как особый
вид облигаций Государственного займа,
размещаемый среди мелких и средних держа-телей.
Сертификат может выступать в качестве
свидетельства об участии в займе и на
право получения облигаций. В нашей республике
сертификат получает развитие как письменное
свидетельство банка о депонировании
денежных средств, удостоверяющее право
на получение депозита и размера причитающегося
процента. Своеобразной формой обязанностей
является акция — ценная бумага, свидетельст-вующая
о внесении определенного пая в капитал
акционерного общества и дающая право
на получение части прибыли в виде дивиденда.
Физическое или юридическое лицо может
быть участником создания уставного фонда
совместного предприятия, внося очередную
сумму в этот фонд. Доход, полученный по
результатам совместной деятельности,
распределяется меж-ду учредителями этого
предприятия в соответствии с принятым
уставом.
Нынешний этап развития нашего общества
характеризуется ухудшением материального
положения отдельных слоев населения,
неуверенностью в завтрашнем дне, инфляцией
и по-стоянным ростом цен. Это вынуждает
население искать другие формы сбережения,
вклады-вать средства в недвижимость,
в банки под процент, превышающий рост
инфляции, в краткосрочные мероприятия.
Личным сбережениям населения придана
определенная специфика, позволяющая
утвер-ждать, что прирост их правильно
использован для финансирования инвестиционных
расходов в рамках государственного бюджета.
Проектируемая величина прироста сбережений
населения может рассматриваться как
один из источников финансовых ресурсов
государства, что не противоречит возвратному
характеру каждого вклада в Сбербанк;
страховую компанию и т. д. В качестве источника
финансовых ресурсов государства выступают
размещаемые среди населения Государственные
займы и акции создаваемых государством
акционерных предприятий.
Информация о работе Денежные Доходы И Сбережения Населения В Системе Финансовых Ресурсов