Депозитные операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:06, реферат

Описание

Одним из источников мобилизации массовых инвестиций является банковская депозитная система. В связи с чем, цель дипломной работы заключается в выявлении перспективных направлений роста привлечения вкладов населения в коммерческих банках Казахстана, возможности совершенствования системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта, а также направления совершенствования депозитной политики банков второго уровня.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы организации депозитных операций коммерческих банков.
1.1 Сущность и экономическое содержание депозитных операций коммерческих банков
1.2 История развития депозитного рынка страны
1.3 Политика привлечения депозитов банков второго уровня
II. Анализ депозитной политики АО "Банк Туран Алем".
2.1 Краткая характеристика деятельности и структура АО "Банк Туран Алем"
2.2 Депозитная политика АО "БанкТуранАлем"
2.3 Анализ развития депозитных операций коммерческих банков Казахстана
III. Перспективы развития депозитных операций коммерческих банков Казахстана
3.1 Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта
3.3 Направления развития депозитного рынка республики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

     Большинство пластиковых карт является не просто идентификаторами, а документом, позволяющим  проводить финансовые операции: расплачиваться за товары или услуги, получать наличные деньги. Это становиться возможным благодаря тому, что такая карта "привязана" к банковскому счету, и любая операция с ней отражается на состоянии этого счета. Такие карты называются платежными или банковскими.

     На  сегодняшний день платежные карточки имеют по 7-10 степеней защиты от подделки, включая такие изощренные, как  символы, видимые только в ультрафиолете, или отпечаток пальца, нанесенный лазером, а также голограммы и  специальные красители. Как только определиться человек, который будет пользоваться карточкой, эмитент производит персонализацию конкретной карты. На нее наносят персональные данные об эмитенте (помимо логотипа) и о человеке, в чьих руках она будет находиться.

     Микросхема  карточки – электронного кошелька, позволяет хранить величину баланса карточки – сумму денег, "содержащуюся" в "электронном кошельке" карточки. Операции проводятся с использованием терминала, автономно (в offline-режиме) функционирующего в местах совершения сделок. Такая карточка позволяет реализовать модель "электронных наличных" - электронного аналога обычных наличных. Упрощенный вариант "электронного кошелька" - телефонная карточка. Полномасштабные реализации позволяют пополнять "деньги" на карточке и перемещать "деньги" с карточки покупателя на карточку продавца.

     Карточка, идентифицирующая владельца банковского  счета, позволяет связать ее со счетом в банке. Для получения разрешения на проведение операции клиент – держатель  карточки вводит персональный код. Операции проводятся с использованием терминала, проводящего во время совершения сделки процедуру online –авторизации банком – держателем счета.

     В Казахстане представлены следующие  международные платежные системы: VISA International, Europay International (EuroCard – MasterCard), American Express. Международные пластиковые карты VISA (Classic, Business, Gold), EuroCard/MasterCard (Debit, Business, Gold) являются платежными средствами, предназначенные для оплаты товаров/услуг и получения наличных денег в банкоматах за рубежом и на территории Республики Казахстан. VISA – Classic, EuroCard/MasterCard – Debit являются дебетными картами, а VISA – Gold, VISA – Business, EuroCard/MasterCard – Gold, EuroCard/MasterCard – Business – дебетные с кредитным лимитом.

     О росте конкуренции перспективного карточного рынка свидетельствует снижение тарифов банков на международные карты. Для привлечения большого числа клиентов банки предлагают дополнительные программы – обычно это начисление бонуса за операции по карте: в зависимости от числа набранных бонусов снижается стоимость обслуживания карты.

     Проникновение в карточный бизнес банков сопряжено  с крупными финансовыми инвестициями, это дорогостоящие технологии, требующие  наличия квалифицированного состава  обслуживающих специалистов. На этот вид услуги представляет долгосрочные интересы банков, поскольку безналичные расчеты являются перспективными.

     В настоящее время конкуренция  между республиканскими банками  разворачивается в части цены на карточные услуги, расширения спектра  представляемых услуг и границ обслуживания клиентов.

     Серьезной проблемой успешного распространения  пластиковых карт является обеспечение  безопасности. Карточные мошенничества  значительно увеличивают издержки и сокращают возможности получения  банком разумной прибыли. Успешной борьбе с мошенничеством содействует совершенствование смарт-технологий. Однако, глобальное распространение смарт-карт, возможно в случае разработки единого стандарта. В этом направлении ведется совместная работа систем Europay, Mastercard, VISA (EMV) по разработке международного чипового стандарта, общих требований к микропроцессорным карточкам и их взаимодействию с электронными терминалами.

     Большей защищенностью и функциональными  возможностями обладают системы, построенные  на использовании чиповых карт (smart card). Хотя сама чиповая карта почти в 2 раза дороже карты с магнитной полоской, расходы по обеспечению системы в целом могут быть значительно меньше. Микросхема на карточке используется как дополнительное средство защиты и выполняет роль идентификатора. Микросхема служить и "кошельком", т.е. несет изменяемую информацию о сумме денежных средств.

     Огромный  рост расчетов с использованием платежных  карточек за рубежом и в отечественной  банковской практике обусловлен главным удобством, которое они представляют – возможностью воспользоваться своими деньгами, находящимися на банковском счете, тогда, когда они действительно необходимы – в момент приобретения товара или услуги. Платежные карточки позволили банкам кардинально расширить рынок розничных банковских услуг, автоматизировать их представление.

     Таким образом, использование платежных  карточек коммерческих банков приобретает  массовый характер и является перспективным  способом осуществления пассивных операций банков, в частности депозитных операций как юридических, так и физических лиц. 

    1. Политика  привлечения депозитов  банков второго уровня
 

     В целях привлечения ресурсов для  своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию  депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего отвечать следующим требованиям:

     – экономическая целесообразность;

     – конкурентоспособность;

     – внутренняя непротиворечивость.

     Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться  в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе - резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

     Система ставок по вкладам должна быть ориентирована  на рыночную конъюнктуру при непременном  учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

     Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура  депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

     Рассматривая  сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

     В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты  банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы.

     Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики Национального Банка РК, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной политики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

     К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

     Соблюдение  перечисленных принципов позволяет  банку сформировать как стратегические, так и тактические направления  в организации депозитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитной политики.

     Одним из важных вопросов теоретической части  дипломной работы является вопрос о  границах депозитной политики коммерческого  банка, под которыми понимается определенный допустимый предел аккумулирования  банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. При этом дается классификация этих границ по следующим признакам:

     – в зависимости от спроса и предложения  на рынке депозитов (экономические  границы);

     – по воздействию нормативов АФН и  лимитов банка (административные границы);

     – в зависимости от субъектов депозитных отношений (внешние и внутренние границы);

     – в зависимости от срочности депозитных отношений (временные границы);

     – в зависимости от географического  принципа (территориальные границы);

     – в зависимости от объемов и  структуры привлеченных средств (количественные и качественные границы).

     Рассматривая  депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в  целом, необходимо исходить из того, что  основной целью депозитной политики является привлечение как можно  большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Успешная реализация этой многогранной цели депозитной политики банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

     – содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;

     – поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;

     – обеспечение диверсификации субъектов  депозитных операций и сочетание  разных форм депозитов;

     – поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депозитов и кредитных вложений;

     – минимизация свободных средств  на депозитных счетах;

     – проведение гибкой процентной политики;

     – постоянное изыскание путей и  средств уменьшения процентных расходов по привлеченным ресурсам;

     – развитие банковских услуг и повышение  качества и культуры обслуживания клиентов.

     В данном вопросе целесообразно также  рассмотреть механизм формирования депозитной политики коммерческого  банка. От эффективности функционирования данного механизма во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.

     Каждый  из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка непосредственно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В контексте данного вопроса также необходимо отметить, что важным фактором, определяющим ликвидность банка, является качество его депозитной базы. Критерием качества депозитов является их стабильность. Чем больше стабильная часть депозитов, тем выше ликвидность банка, поскольку в этой части аккумулированные ресурсы не покидают банк. Увеличение стабильной части депозитов снижает потребность банка в ликвидных активах, так как предполагает возобновляемость обязательств банка.

     Анализ  состояния различных видов депозитов, проведенный зарубежными исследователями, показал, что наибольшей стабильностью  обладают депозиты до востребования. Этот вид депозитов не зависит от уровня процентной ставки. Его принадлежность к тому или иному банку в большей мере обусловлена такими факторами, как: качество и быстрота обслуживания; надежность банка; разнообразие услуг, предлагаемых вкладчикам; близость расположения банка от клиента. Меньшей стабильностью, по данным обследования зарубежных исследователей, обладают остатки срочных и сберегательных депозитов. На их закрепленность за конкретным банком оказывает влияние уровень процентной ставки. Поэтому они подвержены миграции в случае определенных колебаний уровня депозитного процента, устанавливаемого разными банками.

     Структура депозитов в коммерческих банках подвижна и зависит от конъюнктуры  денежного рынка. Недостатками этого  источника формирования банковских ресурсов являются значительные материальные и денежные затраты банка при привлечении средств во вклады, ограниченность свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит во многом от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. Поэтому депозитная политика банков направлена на увеличение привлечения вкладов населения и юридических лиц и размещения их в доходные активные операции с целью получения прибыли. Действуя в интересах клиентов, банки стремятся повысить качество обслуживания, вводить новые привлекательные виды депозитов, организовывать рекламные кампании и розыгрыши призов среди вкладчиков, устанавливать конкурентоспособные процентные ставки вознаграждения (интереса) по вкладам.

Информация о работе Депозитные операции коммерческих банков