Диверсификация операций и услуг банка в условиях конкуренции на банковском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:27, реферат

Описание

Банковская конкуренция — экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли[1].
Банковскую конкуренцию следует рассматривать как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Однако в последнее время  во многих странах в условиях усиления банковской конкуренции всё больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности. Различия универсальных и специализированных банков становятся всё более спорными и расплывчатыми. Универсальный банк несколько лучше защищён от коммерческого риска, чем специализированные, он может более гибко реагировать на изменения конъюнктуры, а значит, более конкурентоспособен.

Необходимо отметить, что в банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объём операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

Конкуренция наблюдается  как между отдельными банками, так  и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции – разных акционерных обществ – всё чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.

Централизация банковского  капитала проявляется в слиянии  крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.

Существуют несколько  форм банковских объединений.

Банковские картели – это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.

Банковские синдикаты, или консорциумы – соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.

Банковские тресты – это объединения, возникающие путём полного слияния нескольких банков, причём происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

Банковские концерны – это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

В конкурентной борьбе крупные  банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах.

Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчётных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру.

Превосходство крупных  банков ещё более усиливается  из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.

В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают  к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путём открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведётся и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.

Наряду с соперничеством между коммерческими банками  в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).

Банковская конкуренция  представляет собой динамичный процесс  состязательности коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в рамках которого, они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.

В настоящее время  выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. При совершенной конкуренции участники рынка не могут влиять на цены, а способны лишь приспосабливать свои объемы к установившимся на рынке ценам, максимизируя прибыль. При несовершенной конкуренции в отрасли, принимающей форму монополии, различных видов олигополии, фирмы способны влиять на устанавливаемые цены в отрасли, предлагая различный объем продуктов и услуг.

С начала либерализации государственной одноуровневой банковской системы в 1989 г. число банков в России многократно увеличилось. На 1.11.2007 г. в количество действующих кредитных организаций составляет 1145, из них 1101 – это банки. Однако, как отмечают многие исследователи большое количество банков не обязательно создает высокую конкуренцию в отрасли. Российский банковский рынок, несмотря на большое количество участников, считается сильно монополизированным. Во многом это объясняется доминирующей ролью государственных банков (Сбербанка и Внешторгбанка), занимающих лидирующие позиции на некоторых рынках. Таким образом, конкуренция в банковском секторе в целом является несовершенной. Однако российский банковский рынок является крайне сегментированным. Это обусловлено такими особенностями функционирования отрасли, как значительный разрыв между банками по уровню капитализации, между секторами экономики по уровню рентабельности и между локальными рынками по насыщенности банковскими услугами.

В 2006 г. Дробышевским была предпринята попытка анализа конкуренции в российском банковском секторе.

Проведенный в работе анализ показал, что на российском рынке банковских услуг существуют сегменты как с интенсивной, так и со слабой конкуренцией. При этом группа банков, работающих в сегменте со слабой конкуренцией, наиболее многочисленна.

Это два сегмента направлены на обслуживание клиентов двух разных классов: ограниченную группу привлекательных с точки зрения банков потребителей и многочисленную группу не представляющих столь большого интереса потребителей. Лишь небольшое число банков может обслуживать группу привлекательных клиентов, и конкуренция между этими банками достаточно высока. В российской банковской отрасли привилегией обслуживания привлекательных заемщиков пользуются в основном крупнейшие и иностранные банки. Все остальные банки работают с менее выгодными, но более многочисленными клиентами, конкуренция за которых практически отсутствует.

Более однородным по составу клиентов оказался рынок  депозитов физических лиц. При этом частные вкладчики не демонстрируют приверженности только одной группе банков, происходит свободный переток вкладчиков от одной группы к другой. Все это предопределяет высокую конкуренцию на данном рынке.

Среди мер, направленных на увеличение конкуренции в банковской отрасли России, важное место должно занимать уменьшение разрыва между различными категориями потребителей банковских услуг. Это может происходить, во-первых, за счет расширения класса клиентов, за которых банки готовы конкурировать. Во-вторых, за счет увеличения возможностей средних банков по предоставлению «хорошим» клиентам адекватного их запросам обслуживания.

Любые меры, направленные на увеличение обмена информацией между банками и повышение прозрачности заемщиков способны сгладить разрыв между разными категориями банковских клиентов. Среди таких мер можно назвать, например, повышение качества обмена информацией кредитных бюро, повышение стандартов корпоративной отчетности, ликвидацию института фирм-однодневок и т.д.

Ограниченные возможности средних и мелких банков участвовать в конкуренции за наилучших клиентов во многом объясняются недостатком ресурсной базы. Помимо мер долгосрочного характера, направленных на увеличение доверия вкладчиков и повышение требований к размеру капитала, важную роль здесь могут сыграть упрощение процедуры рефинансирования банков, в том числе средних, в Центральном банке РФ и развитие такого института как синдицированное кредитование. Еще одним шагом в данном направлении может стать упрощение процедуры выпуска банками долговых ценных бумаг.

Основными факторами  конкурентоспособности банковских продуктов являются:

  • тарифная политика,
  • имидж банка,
  • надежность, наличие гарантий выполнения обязательств,
  • территориальная доступность банка и его продукта,
  • степень соответствия (качество) банковского продукта требованиям потребителей,
  • качество банковского обслуживания (график работы, быстрота обслуживания, квалификация персонала и пр.),
  • полнота номенклатуры банковских продуктов.

В настоящее время  широко распространено мнение, что  основным способом повышения конкурентоспособности  банковских продуктов является тарифная политика. На самом деле «ценовые войны» происходящие между банками часто  имеют только внешнюю сторону. В действительности под видом снижения номинальных процентных ставок эффективные процентные ставки за счет увеличения дополнительных комиссии растут. В целях поддержания добросовестной конкуренции банки начиная с 1 июля 2007 г. обязаны раскрывать размер эффективных процентных ставок по кредитам, включенным в портфель однородных ссуд. С усилением конкуренции все большее значение будут играть неценовые факторы, особенно важным для банка будет оставаться увеличение собственного капитала.

Для оценки конкуренции в сфере основной деятельности банков следует рассмотреть тенденции и процессы, происходившие в банковской системе, как в начале кризиса, так и нынешние.

В докризисной модели финансирования российской банковской системы основное внимание было сконцентрировано на привлечении иностранного капитала, который обеспечивал ликвидность рынка. Деньги привлекались с помощью межбанковских кредитов, выпуска еврооблигаций и других методов. С началом кризиса приток иностранного капитала остановился. Банки вынуждены были прибегнуть к привлечению вкладов, причем резко увеличив ставки по депозитам в связи с возросшей конкуренцией в данной сфере деятельности. Максимальные ставки достигали уровня 20-22%. Соответственно увеличились ставки по кредитам - вплоть до 50%, что вызвало рост депозитов и сокращение кредитного портфеля Хотя кредитование было снижено, значительно возросла конкурентная борьба за надежных заемщиков. Основной же доход банков в этой ситуации стал формироваться за счет операций на финансовых рынках (валютном, фондовом).

Сейчас ситуация на рынках стабилизировалась, постепенно возобновляется приток в банковский сектор иностранного капитала, исчезла острая необходимость  в привлечении средств за счет вкладов населения. В итоге существенно  снизилась конкуренция в этой сфере. Ставки по депозитам начали падать. Многие банки, имеющие достаточно большие пассивы, даже ставки по депозитам выставляют ниже официального уровня инфляции и ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. Вместе с тем приток новых депозитов не остановился и продолжает нарастать.

Восстановив ликвидность, банки все больше стали обращаться к расширению кредитования. Конкурентная борьба здесь набирает темпы - причем не только за надежных заемщиков, но и  за розничных клиентов. Совокупный кредитный портфель несколько месяцев подряд показывает стабильный рост. За январь - сентябрь 2010 г. он увеличился на 6, 6%, хотя вплоть до середины 2010 г. стагнировал.

Существует множество  методов оценки конкуренции в  банковской сфере. Большинство из них  предполагает построение сложных математических моделей (точность которых вызывает ожесточенные споры в научных кругах), а также расчет огромного количества показателей. Для простоты и наглядности можно воспользоваться методикой оценки рыночной концентрации, позволяющей определить структуру рынка. Это, в свою очередь, даст возможность оценить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе.

На основе выборки  из десяти крупнейших (по активам) банков были проанализированы их доли рынка  по пяти показателям: активы, кредиты  физическим и юридическим лицам, депозиты физических и юридических лиц. Кроме того, проанализированы в совокупности рыночные доли трех, пяти и десяти ведущих банков России

Структура банковского  рынка по активам

Анализ активов российской банковской системы показывает, что на три крупнейшие кредитные организации приходится 39, 8% общих активов российской банковской системы, на пять - 45, 8, на десять - более половины (55, 7%).

Известно, что на рынке  лидируют государственные банки. Шесть  из десяти крупнейших банков являются государственными или квазигосударственными, т. е. 48, 4% рынка контролируется государством(1), причем только Сбербанку принадлежат 26% совокупных активов банковской системы.

Оценить концентрацию и  степень монополизации рынка  можно также с помощью индекса Херфиндаля - Хиршмана (HHI), который широко используется в США и играет существенную роль в антимонопольном законодательстве. Например, слияние двух банков в этой стране получает одобрение, если HHI увеличится не более чем на 200 пунктов и в итоге не превысит 1800. Чем выше значение индекса, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение его возрастает по мере роста концентрации в отрасли и при чистой монополии составляет 10 000 пунктов.

Учитывая структуру  российского рынка, для более точной оценки произведем расчет индекса Херфиндаля - Хиршмана не только по банковской системе в целом, но и для выборки из 30, 100 и 250 крупнейших банков. Исходные данные были взяты по 957 банкам. Индекс HHI для банковской системы в целом составил 907, для ТОП-30 банков - 1649, для ТОП-100 - 1158, а для ТОП-250 - 999 пунктов.

Информация о работе Диверсификация операций и услуг банка в условиях конкуренции на банковском рынке