Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:49, реферат
Создание казначейской системы в России началось в январе 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 и на основании постановления Правительства России от 27 августа 1993 г. N 864 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Федеральное казначейство и его функции
Создание казначейской
системы в России началось в январе
1993 г. В соответствии с Указом Президента
РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 и на основании
постановления Правительства
Казначейская
система существовала еще в царской
России. В 1796 г., в период правления
Павла I, впервые была учреждена должность
государственного казначея. Государственным
казначеем был назначен Алексей
Иванович Васильев. Он являлся исполнителем
государственной росписи и
В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государственного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1917 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др.
После 1917 г. было
принято решение осуществлять все
бюджетные расходы через
В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось исполнение бюджета, поскольку все банки были государственными. Государственными были и те средства, которые проходили через них.
Ситуация изменилась
лишь в начале 90-х гг., когда наряду
с Центральным (государственным) банком
стали возникать коммерческие банки.
Поскольку не было соответствующего
законодательства, реальных органов, контролирующих
движение бюджетных средств, и не
была отлажена система учета бюджетных
средств, исполнение бюджета осуществлялось
по-старому, через банковскую систему.
Но наряду с Центральным банком уже
реально функционировали
Действовала такая схема: суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т.е. министерств и ведомств и далее перераспределялись с помощью коммерческих банков. При этом Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных ассигнований был лишен возможности контролировать прохождение и целевое использование этих средств. Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло «пробег» бюджетных средств до конечных получателей. Коммерческим банкам было выгодно «прокручивать» эти деньги, играть на рынке государственных ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос средний уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам, невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напряженности в обществе и одновременно ослаблению контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. Переход этот продолжается и сегодня. Определенные успехи на пути перехода к казначейской системе в России уже обозначились, но еще больше предстоит сделать. После Указа Президента РФ 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 27 августа 1993 г. началась работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.
Федеральное казначейство
- это система органов
Первый уровень - Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ.
Второй уровень
- территориальные управления федерального
казначейства (УФК) по республикам, краям,
областям, автономным округам, городам
Москве и Санкт-Петербургу. Руководители
территориальных УФК
Третий уровень
- территориальные отделения
Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По состоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ - Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК.
Казначейская
система исполнения бюджета имеет
принципиальное отличие от банковской
системы исполнения. При банковской
системе исполнения федерального бюджета
по доходам, средства налогоплательщиков
поступали на счета налоговых
органов, открытых в Центральном
банке или коммерческих банках. Один
раз в пять дней все банки отчитывались
перед Центральным банком о суммах
поступивших доходов
При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств - доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:
1) значительно
ускорить процесс
2) повысить эффективность
использования бюджетных
3) снизить стоимость
обслуживания внутреннего
При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.
Таким образом,
главные преимущества казначейской
системы заключаются в
1) информация
по исполнению бюджета
2) резко сокращается
разрыв между регистрацией
3) обеспечивается сохранность средств;
4) обеспечивается
контроль на всех стадиях
5) повышается
эффективность управления
begun |
Учитывая эти
преимущества, в России с 1996 г. идет
активный процесс перевода государственных
средств из коммерческих банков на
счета Казначейства в Центральном
банке. В 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей
находились уже в Казначействе (без
учета организаций Минобороны России,
а также бюджетополучателей Республики
Татарстан и Чеченской
В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
Единый казначейский счет (ЕКС), функционирующий в рамках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. ЕСК открывается в учреждении Банка России.
Функционирование
системы органов федерального казначейства
в условиях использования ЕКС
является качественно новой технологией
исполнения федерального бюджета, в
которой принципиальными
а) централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕСК, открытом ГУФК;
б) централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;
в) ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК.
При введении ЕКС можно будет одновременно решить три задачи: добиться концентрации бюджетных средств; ужесточить контроль за их расходованием; повысить качество управления бюджетными средствами. При этом существенным образом изменятся процедуры финансирования.
В настоящее
время финансирование начинается с
момента движения средств по счетам
Федерального казначейства. Но от принятия
распорядителями средств
Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства призвана радикально изменить положение. В соответствии с этой концепцией счета бюджетополучателей будут подкрепляться реальными ресурсами тогда, когда необходимо будет фактически производить кассовый расход, т.е. когда в орган Казначейства поступит из учреждения платежный документ на списание средств с его лицевого счета в оплату обязательств, принятых данным учреждением в соответствии с Законом о бюджете.
В результате введения ЕКС у Правительства РФ появится реальная возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. При этом сократится необходимость в кратко-срочных заимствованиях на внутреннем и внешнем рынках, что в конечном счете приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга. По мере того, как будет увеличиваться скорость расчетов в государственном секторе, будет решена и проблема неплатежей.
Все перечисленные преимущества, которые появляются с введением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создадут реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.