Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1. углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
2. сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2007, 2008 г.;
3. проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
4. разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Доходы федерального бюджета и их экономическая сущность…………………………………………………………………………...5
2. Структура доходов федерального бюджета…………………………………..7
3. Оптимизация доходов федерального бюджета в современных условиях…………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...
Нездоровая
ориентация российской налоговой системы
на косвенные формы
По этому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов.
В
значительной степени чрезмерное общее
бремя начисленных налогов
Общее налоговое давление на денежные доходы населения, с учетом косвенных налогов составляет около 40%. Еще хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений на заработную плату. Даже без учета косвенных налогов сейчас он составляет в подавляющем большинстве 39%, в том числе: 13% - налог на доходы физических лиц и 26% - основная ставка социального налога. Это одна из важнейших причин того, что российские налогоплательщики стараются всеми путями занизить фактически выплаченную заработную плату, используя различные незаконные схемы оплат труда. Особенно часто это практикуется в малом бизнесе, где прибыль и оплата труда, зачастую не имеют четких границ.
Итак, для перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельное решение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.
Теневой и льготный сектор экономики частично или полностью свободны от налогового бремени. Нелегальный вывоз капитала за границу оценивается десятками миллионов долларов в год. То есть существует потенциальная возможность существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет при одновременном смягчении налогового давления на российских товаропроизводителей.
В то же время необходимо создать условия для того, чтобы на деле реализовать эту возможность. Во-первых, требуется политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, способная сломать негативные налоговые стереотипы. Во-вторых, необходима последовательная реформа всей налоговой системы, а не выравнивание отдельных налоговых инструментов из общего налогового контекста. В-третьих, требуется коренная переориентация системы налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности с тем, чтобы массовые отмены действующих и введение новых льгот не привели к развалу приоритетных для страны звеньев товаропроизодящей и социальной сфер9.
Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает основу для коррупции, поражает цепочку налоговых послаблений путем использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками и т.п.
Далеки от совершенства система и порядок применения налоговых санкций. Российское правительство постоянно ужесточает их, но задолженность по налоговым платежам не становится от этого меньше. Штрафы все больше превращаются из контрольно-регулирующего инструмента в важный стабильный источник государственных доходов.
Основные пути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета:
Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс задач:
Другим путем увеличения доходов федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизация системы неналоговых поступлений в бюджет.
Резервы
пополнения неналоговых доходов
связаны в основном с повышением
эффективности использования
В России государству принадлежит приблизительно 50 тыс. юридических лиц, которые представляют около 40% экономики. Из них свыше 35 тысяч юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные казенные предприятия оборонного значения).
Результаты функционирования государственных предприятий показывают свою экономическую неэффективность. По данным Счетной палаты РФ, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, а в России – менее 1% ВВП.
Одним из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация или продажа. Но другим направлением повышения эффективности неналоговых доходов в России является управление собственностью, а не избавление от нее. На сегодняшний день практически не задействованы такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады уставных капиталов акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать.
Одним
из эффективных методов управления
государственной
Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:
В курсовой работе была исследована тема «Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения». В процессе исследования были решены задачи:
На
основании проведенного исследования
можно сделать вывод о там,
что в настоящее время
Правильно организованная и реализованная налоговая и бюджетная политика может привести к позитивным изменениям в социальной сфере и увеличить доходы федерального бюджета. Необходима принципиально новая модель управления государственным имуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения государственных функций, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета и государства.
В
целом вся система доходов
федерального бюджета нуждается
в совершенствовании