Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:06, доклад
Современная социально-политическая и экономическая ситуация в стране влияет на жизнь детей в детских домах и приютах. Финансирование детских домов – это не главная задача государства и этой проблеме она уделяет не должное внимание. Все это определяет актуальность выбранной темы. Поэтому целью данной работы является исследование процесса финансирования государством детских домов в стране.
Траваева А.А., студентка 3 курса
экономического факультета
(научный руководитель:
Лаврентьева П.К., доцент, к.э.н.)
Финансирование детских домов
Современная социально-политическая и экономическая ситуация в стране влияет на жизнь детей в детских домах и приютах. Финансирование детских домов – это не главная задача государства и этой проблеме она уделяет не должное внимание. Все это определяет актуальность выбранной темы. Поэтому целью данной работы является исследование процесса финансирования государством детских домов в стране.
В соответствии с целью
можно поставить следующие
1. Дать определение детским домам и рассмотреть основные причины попадания детей в такое учреждение.
2. Выявить количество детских домов в России и типы сиротских учреждений.
3. Рассмотреть финансирование детских домов.
4. Предложить пути совершенствования финансирования детских домов.
Объектом исследования являются детские дома и приюты.
Предметом исследования являются механизмы проведения финансирования детских домов.
Дадим определение детским домам: детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.
Но не всегда дети воспитываются в семье, не всегда процесс социализации начинается в ней. И причин тому может быть много. Это может быть и несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальной сиротой. Это дети, которые либо вообще никогда не воспитывались в семье и не представляют, как она устроена и функционирует, как происходит взаимодействие ее членов. Они не видели ласки и нежности со стороны родителей, когда им она была необходима, они были оставлены один на один с окружающим миром. Либо это дети, которые воспитывались в семье, там началась социализация, но из-за трагического случая прервалась и не может больше продолжаться в семье.
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них: Усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч. В детских учреждениях — 174 тысячи. Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов) из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов).
По данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём.
Выделяют следующие сиротские учреждения:
- дома ребенка (лечебно-
- детские дома;
- детские приюты;
- социально-реабилитационные центры;
- школы интернаты для детей-сирот.
В России на 30 % урезано финансирование детских домов. Правительство оставило детям еду, но отказало в шампуне, зубной пасте, одежде, канцтоварах и многом другом. В «благополучном» («докризисном») 2007 году государственное финансирование детских учреждений в областях, прилегающих к Московской, было очень и очень далеко от достаточного (за исключением питания). Это сиротские учреждения, находящиеся в Тульской, Тверской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Ярославской и других областях. Начиная с 2009 года государственное финансирование этих учреждений сократилось еще больше.
Детским государственные учреждения (детские дома и т.п.) нуждаются во всём: моющие средства, канцтовары, игрушки, одежда, продукты питания, гигиенические средства, медикаменты, бытовая техника. Перечисление средств может осуществляться как частными лицами, так и организациями, через учреждения Сберегательного банка РФ.
В Головеньковском детском доме-интернате для умственно отсталых слепых детей (Тульская область) сильно сократились средства, выделяемые на лекарства. Все дети в этом учреждения (а их около 140 человек) – глубокие инвалиды, нуждающиеся в регулярном приеме дорогостоящих препаратов.
В Дубенском специализированном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (Тульская область) перестали выделять деньги на простейшие средства гигиены. Катастрофически не хватает одежды на детей всех возрастов. Сейчас в центре около 30 детей.
В Специализированном центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Тулы (Тульская область) полностью урезано бюджетное финансирование на одежду и обувь. В центре сейчас около 30 детей.
В Социально-реабилитационном центре для детей и подростков г. Торжка (Тверская область) сильно урезали бюджетное финансирование. Говорят – «ищите спонсоров».
В Уваровском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей (Московская область) бюджетное финансирование сократили на 30%. В этом учреждении 150 лежачих детей, которые не встают с кровати. Помимо дефицита самых необходимых вещей (средств личной гигиены, белья, одежды), не хватает памперсов для подростков.
В МУ Городская Клиническая больница г. Жуковский (Московская область) в педиатрическом отделении периодически живут дети-сироты (сейчас около 10 человек). Им перестали выделять молочные продукты. Говорят, что «лимиты исчерпаны».
Необходимо, чтобы финансирование детских сиротских учреждений (и домов престарелых) осталось хотя бы на докризисном уровне (уровне 2007-2008 года).
Пусть сироты, у которых и так всего (любви, внимания, заботы, еды, одежды, обуви, канцтоваров, шампуней) очень-очень мало, станут последними среди тех, кого обидит кризис.
Деньги пока есть. Их потратили на поддержку банковской системы, госкорпораций.
Почему первые, у кого отобрали последнюю рубаху - это дети-сироты? Ответ как всегда прост - потому, что за них никто не заступиться, они никому не нужны.
Но ведь это не так, переживающих за детей и помогающих им материально и принимающих их в свои любящие семьи - очень много. Эту несправедливость необходимо устранить. И это вполне в силах власти. Потому что в связи с ростом цен и урезанием бюджетных средств на такие учреждения последним грозит очень тяжелое выживание.
Все-таки дети – это наше будущее, и о них надо заботиться сегодня.
Президент России Дмитрий Медведев призвал бизнесменов брать на содержание детские дома.
По мнению Медведева, существующее сейчас в России большое количество детских домов излишне, поэтому следует поощрять усыновление и прием детей в семьи.
По программе "Дети России" на содержание интернатов в 2006 году было предусмотрено 470 миллионов рублей, а в 2007 году – 650 миллионов рублей. Президент полагал, что эти суммы не покрывают затрат интернатов, надо идти по пути софинансирования федерального и регионального бюджета, а также привлекать частные инвестиции.
Напомним, что зарплата одного депутата Госдумы составляет 2,34 миллиона рублей в год, а в целом на деятельность Госдумы в 2005 году потрачено 3,6 миллиарда рублей.
Государственная система огромных детских домов, помимо прочих недостатков, еще и очень дорого обходится самому государству. На содержание ребенка в государственном детском доме в Москве сейчас выделяется около 60 тысяч рублей в год - столько ребенок не получает ни в одной семье! Куда разумнее было бы направить средства на поддержание действительно эффективных и менее затратных типов детских учреждений, в том числе и негосударственных. Ведь дети-то в них воспитываются те же - государственные, российские.
Недостаточное финансирование привело к грубейшему нарушению ст. 1 Закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, гарантирующей этой категории детей полное государственное материальное обеспечение. В нарушение ч.2 ст.84 СК РФ поступившие в 2002 году в Томский областной дом ребенка алименты на содержание детей в сумме 18,4 тыс. рублей полностью израсходованы учреждением на свои нужды, в том числе на приобретение продуктов питания. Детским домом г.Стрежевого в 2002 - 2004 г.г. денежные средства, поступавшие в качестве алиментов на содержание детей, на общую сумму 10,5 тыс. рублей расходовались на приобретение предметов для хозяйственных нужд, канцелярских товаров, медикаментов, проведение культурно-массовых мероприятий, приобретение новогодних подарков детям. В Тунгусовском детском доме-интернате (Молчановский район) до сентября 2003 года существовала практика использования личных средств воспитанников на приобретение лекарств и инвентаря.
В ходе проверки прокурорами
установлены факты
Особая проблема складывается
с обеспечением жилья воспитанников
детдомов. Ежегодно из детдомов выпускается
26 тыс. воспитанников. Половина из них
переезжают в новые комнаты. Остальные
стоят в очередях. Несмотря на то,
что покупка жилья для
Г-н Головань отметил, что
в 2007 году в федеральном бюджете
было заложено полмиллиарда рублей на
обеспечение детей-сирот
Например, в Краснодарском крае в следующем году на приобретение жилья для детей-сирот из регионального бюджета будет выделено 36 млн. рублей, передает собственный корреспондент «НИ» в Краснодаре Сергей Перов. Для сравнения: за два предыдущих года на эти цели было выделено лишь 16 млн. Но решить проблему полностью все равно не удастся. Увеличение финансирования в лучшем случае компенсирует инфляцию и рост цен на жилье. В Краснодаре за последние годы только несколько бывших детдомовцев получили жилье.
В целом по России финансовое
положение детских домов
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). -М.: Гарант, 2003.
2. http://www.minzdravsoc.ru, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 4 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 17.12.2009 N 315-ФЗ).
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://www.ryzkov.ru/look_new.