Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:44, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Введение
Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства
1.1 Цели и механизм финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики
2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Курсовая работа: Финансовая политика государства на современном этапе
Название: Финансовая политика
государства на современном этапе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Факультет Финансы и кредит Кафедра Экономики и управления КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Финансы На тему: Финансовая политика государства на современном этапе
Автор работы: студент Научный руководитель: Москва 2010
Оглавление
Введение Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства 1.1 Цели и механизм финансовой политики 1.2 Типы финансовой политики Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе 2.1 Текущее положение России
и перспективы в области 2.2 Основные задачи и
направления современной Заключение Список используемых источников Приложение 1 Приложение 2
Введение В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую, определяющую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической Финансовая политика как
часть экономической политики представляет
собой совокупность бюджетно-налоговых,
иных финансовых инструментов и институтов
государственной финансовой власти,
обладающих в соответствии с законодательством
полномочиями по формированию и использованию
финансовых ресурсов государства в
соответствии со стратегическими и
тактическими целями государственной
экономической политики. Вне зависимости
от уровня развития страны главными стратегическими
целями государственной финансовой
политики являются создание финансовых
условий для социально- Финансовая политика состоит
из таких этапов, как определение
ее целей, основных направлений использования
финансовых ресурсов; разработка методов,
средств и конкретных форм организации
финансовых отношений, а также реализация
конкретных действий для достижения
намеченных целей и задач. От эффективности
проведения финансовой политики зависят
темпы спада или роста
Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства 1.1 Цели и механизм финансовой политики Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики
составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу В процессе проведения финансовой политики особенно важно требования обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов и увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления. Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Балансирование доходов и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных затрат. Кроме фискальных целей финансовая
политика предполагает проведение регулирования
экономических процессов. Государство
располагает определенными К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование
является обязательным элементом финансовой
политики любого государства и сознательно
используется для достижения целей
экономического развития. Существует
два механизма финансового Фискальные и регулирующие
цели финансовой политики, как правило,
находятся в определенном противоречии:
фискальные требуют ежегодного балансирования
доходов и расходов государства,
а регулирующие очень часто приводят
к бюджетным дефицитам в Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством
детально разрабатывается вся система
организации финансовых отношений,
обязательная для всех его участников.
В ряде случаев директивный финансовый
механизм может распространяться и
на другие виды финансовых отношений,
в которых государство Регулирующий финансовый
механизм определяет основные правила
игры в конкретном сегменте финансов,
не затрагивающем прямо интересы
государства. Такая разновидность
финансового механизма
1.2 Типы финансовой политики Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классический; регулирующий; планово-директивный. До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе). Бурное развитие производительных
сил поставило перед Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления
финансами. Вместо единого органа управления
возникает несколько В целом кейнсианская регулирующая
финансовая политика показала свою сравнительную
эффективность в индустриально
развитых странах. В 30-60-х годах XX в.
она обеспечила стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии. Финансовый механизм в
этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы. Управление финансами
осуществлялось из единого центра -
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. Таким образом, можно сделать
вывод, что финансовая политика - это
совокупность государственных мероприятий
по использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций. Содержание финансовой политики
сложное, так как охватывает широкий
комплекс мероприятий: определение
основных целей и задач, создание
адекватного финансового Основные типы финансовой
политики: классический - основное направление
- невмешательство государства в
экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе 2.1 Текущее
положение России и Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; таможенной политики; социальной политики; инвестиционной политики. Бюджетная политика РФ сводится к: определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет; установлению оптимальных
взаимоотношений между оптимизации структуры расходной части бюджета; распределению расходов между бюджетами разных уровней; определению доли федерального
бюджета в общей сумме управлению государственным долгом; определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение 1) [1]. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу. [2] Бюджетная политика должна быть
ориентирована на адаптацию бюджетной
системы к изменившимся условиям
и на создание предпосылок для
устойчивого социально- Бюджет не должен становиться
ни источником финансовой нестабильности,
ни дополнительным фактором падения
деловой активности. Бюджетная политика
должна создавать источники повышения
конкурентоспособности В этих целях необходимо решение следующих основных задач. Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени. Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики. Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Целесообразно в максимальной
степени реализовать Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов. Четвертое. Определить оптимальные
формы поддержки реального Пятое. Обеспечить кардинальное
повышение качества предоставления
гражданам государственных Требуется развитие, в том
числе в рамках приоритетных национальных
проектов и государственных программ,
современных форм организации предоставления
образовательных, медицинских, социальных
услуг в государственном Необходимо определить сферы,
в которых целесообразен Шестое. Усовершенствовать
механизмы государственных Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур. Государственные закупки
должны использоваться, в том числе
в качестве инструмента управления
структурными преобразованиями в российской
экономике, способа стимулирования
технологической модернизации и
повышения Седьмое. Определить экономически
оправданный уровень налоговой
нагрузки и структуру налогов, соответствующие
современной стадии развития российской
экономики и стимулирующие Необходимо определить, возможно,
ли снижение налоговой нагрузки в
целях смягчения отрицательного
для налогоплательщиков эффекта
от увеличения страховых взносов
в системе пенсионного и Одновременно требуется
принять меры по мобилизации дополнительных
бюджетных доходов, в том числе
за счет внедрения современных Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала. Бюджетные субсидии должны ограничиваться
целями исключения значительных дисбалансов
в уровне предоставления отдельных
публичных услуг или Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения. Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования. Десятое. Определить и реализовать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Денежно-кредитная политика
- это политика государства, воздействующая
на количество денег в обращении
с целью обеспечения Основные направления денежно-кредитной политики включают: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики; краткую характеристику состояния экономики РФ; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта; основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год; план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и т.п. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики[3] В соответствии со сценарными
условиями и основными Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2008 году, что отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2009 году могут снизиться по сравнению с 2008 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличения агрегата М2 в 2009году на 19-28%. В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году. Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей. Таможенная политика - это
органическая часть налоговой и
ценовой политики, так как таможенные
сборы и пошлины оказывают
прямое воздействие на цену товаров
и услуг. Впрочем, таможенная политика
в значительной мере самостоятельна,
поскольку она имеет Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период"[4]. Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период. Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа. Во-вторых, усиливается роль
таможенно-тарифной политики в формировании
трансграничных производственно- В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом. В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве. Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям: согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов; разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы; упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; регулированию вынужденной миграции и т.п. Важнейшим компонентом финансовой
политики является инвестиционная политика.
Инвестиционная политика связана с
созданием условий для 2.2 Основные
задачи и направления Важнейшая часть финансовой
политики - налоговая политика. Она
должна строиться на компромиссе
интересов государства и Налоговая политика - комплекс
правовых действий органов власти и
управления, определяющий целенаправленное
применение налоговых законов. Это
также правовые нормы осуществления
налоговой техники при Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (см. Приложение 2) [5]. Основные задачи современной налоговой политики РФ: дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей; оптимизация налоговых льгот и преференций; более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет; рационализация налогового администрирования; реструктуризация в Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов[6] В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года. Правительство Российской Федерации
поручило федеральным органам Помимо решения задач в области бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях: 1. Сохранение неизменного
уровня номинального 2. Унификация налоговых
ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Отчасти подобные проблемы могут
быть решены с помощью адаптации
широко используемых инструментов налоговой
политики к современным условиям
российской экономики, примером чего является
успешное использование в России
плоской ставки налога на доходы физических
лиц. Вместе с тем, во многих случаях
неэффективность налоговой Подводя итоги, можно сделать выводы, что в качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Основные задачи бюджетной политики - обеспечить исполнение социальных обязательств, ограничить размер бюджетного дефицита, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов и т.п. Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении. Ценовая - сводится к регулированию цен на монопольные товары. Таможенная политика имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Социальная - связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, охватывает пенсионную, миграционную и финансовую помощь. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Налоговая политика является
неотъемлемой частью финансовой политики
государства. Она должна строиться
на компромиссе интересов
Заключение В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий, таких как разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства. Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. В данной работе были рассмотрены целевые направления финансовой политики, виды финансового механизма, основные типы финансовой политики. А так же ее важнейшие составляющие - налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Их основные цели, задачи и направления на 2010 год и период 2010-2012 годов. Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налога. Ее цель - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами. Рассмотрев основные направления
налоговой политики на 2009 год и
период 2010-2011 годов можно выделить
следующие стратегические цели: сохранение
неизменного уровня номинального налогового
бремени в среднесрочной Эффективность функционирования
российской налоговой системы хотя
и соответствует нынешнему
Список используемых источников 1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237. 2. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина Ф59 и др.; под ред. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 512с. 3. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543с. - (Высшее образование) 4. Финансы: учебник для
студентов вузов, обучающихся
по экономическим 5. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2004; 6. Шаталов С.Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. - 2006. - №7 7. Романова Т.Ф. Финансовая
политика государства, ее роль
в формировании и 8. Федеральная служба 9. Президент России. Режим
доступа [http://www.kremlin. 10. Банк России. Режим доступа [http://www.cbr.ru/ 17.05.2010г.18: 10] 11. Министерство финансов
Российской Федерации. Режим 12. Федеральная налоговая
служба. Режим доступа [http://www.
Приложение 1
Источники финансирования дефицита федерального бюджета млрд. рублей
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-феврале 2010г. составило 595,3 млрд. рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 221,7 млрд. рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 373,6 млрд. рублей. Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 марта 2010г. составил 1763,9 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 февраля 2010г. на 3,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2684,2 млрд. рублей и на 2,7%. Приложение 2 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2010г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 29,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 23,9%, налога на доходы физических лиц - 22,9%, налога на прибыль организаций - 7,7%. [1] www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики [2] www.kremlin.ru. Президент России. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах [3] www.cbr.ru. Банк России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов. [4] www.minfin.ru. Министерство финансов Российской Федерации [5] www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики [6] www.nalog.ru. Федеральная налоговая служба |
Информация о работе Финансовая политика государства на современном этапе