Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, реферат

Описание

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Сущность финансовой политики и её содержание……………………………3
2. Типы и виды финансовой политики……………………………………………9
3. Особенности современной финансовой политики РФ……………………….12
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика государства.docx

— 40.11 Кб (Скачать документ)

    Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….2

  1. Сущность финансовой политики и её содержание……………………………3
  2. Типы и виды финансовой политики……………………………………………9
  3. Особенности современной финансовой политики РФ……………………….12

Заключение………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Роль  финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Российской  Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России  потребовало  коренного пересмотра ряда важнейших  теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые  проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных  условиях.

    Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей  и задач. Для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей  и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят  темпы развития промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

    Финансовая  политика практически  любого государства  строится отнюдь не только на базовых  экономических принципах, но и с  оглядкой  на текущее положение  в мировой экономике.  В условия  глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства  не может строиться изолировано  и учитывать только внутреннее состояние  экономики, но и должна ориентироваться  на  соответствующие  требования и стандарты международного финансового  права и международных финансовых институтов. 
 
 

    
  1. Сущность  финансовой политики и её содержание.

    Финансовая  политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.1

    Финансовая  политика позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые  присущи финансам, с конкретными  формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется  через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих  принципах:

      - управление финансами с учетом  специфики звеньев системы финансов; 

    - общность функций всех финансовых  учреждений;

    - общее руководство центром при  активном участии всех нижестоящих  органов управления.

    Основными методологическими принципами  проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

    - зависимость от конечной цели;

    - макроэкономическая сбалансированность  всех отраслей хозяйства;

    - соответствие интересам всех  членов общества;

    - использование экономических законов; 

    - учет внутренних и внешних  экономических условий на основе  реальных возможностей.

    Целью финансовой политики является обеспечение  стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового  потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется  в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических  вопросов использования функционального  предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних  и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.2

    Политика  предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает  определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы и Послания Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

    Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной  программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения  и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

    Содержание  финансовой политики определяется:

    - соответствующей  теоретической  базой и разработанной на ее  основе концепций,  регулирующей  роли государства в области  финансов.

    - разработкой основных направлений   и целей в достижении макроэкономических  показателей, обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства  на текущий период  и перспективу.

    - осуществлением практических мер  по реализации этих целей всей  совокупностью финансовых инструментов  и государственных институтов.3

    Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

    Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

    - источников формирования доходов  государственного бюджета;

    - структуры расходной части бюджета;

    - сумм расходов, распределяемых между  бюджетами разных уровней;

    - доли федерального бюджета из  совокупной суммы консолидированного  бюджета;

    - задач управления государственным  долгом;

    - дефицита или профицита бюджета;

    В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность:

    - налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики  является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

     - таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

    - инвестиционная политика;

    - политика управления  государственным  долгом;

    - политика бюджетного  федерализма.

    В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

    - денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

    - кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);

    - финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

    - ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

      Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием   в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.4

    В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

    Финансовый  механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

      Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решениями  различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

      Различают директивный и регулирующий  финансовый механизм. Директивный  финансовый механизм, как правило,  разрабатывается для финансовых  отношений, в которых непосредственно  участвует государство. В его  сферу включаются налоги, государственный  кредит, расходы бюджета, бюджетное  финансирование, организация бюджетного  устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий  финансовый механизм определяет  основные правила игры в конкретном  сегменте финансов, не затрагивающем  прямо интересы государства. Такая  разновидность финансового механизма  характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях.5

    Структура финансового механизма:

1.Финансовые  методы (инвестирование, страхование,  кредитование);

2.Финансовые  рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции  и др.);

3.Правовое  обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

4.Нормативное  обеспечение (инструкции, методические  указания);

5.Информационное  обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).

   В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

Информация о работе Финансовая политика государства