Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание

Исследование сущности финансов, финансовых отношений и финансовой системы. Механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы. Анализ финансовой политики Казахстана, ее развитие и современные направления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
2.2 ПОЛИТИКА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
3.1 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.3 ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Республики Казахстан.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: "Финансы"

Тема: "Финансовая политика Республики Казахстан" 
 
 

Выполнила: ст-ка. гр. ФК-3-26

Москаленко Анна

Проверил: преподаватель

Кумекбаева Л.С. 
 
 
 
 
 
 

Караганда - 2008

 

Содержание 

 

Введение

 

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.

     Таким образом, финансовая политика государства  является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

     Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством функции финансовой политики. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд механизмов финансовой политики.

     Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

     Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и политика ограничения деловой активности.

     Цель  курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.

     В соответствии с выдвинутой целью  сформулированы следующие задачи исследования:

     1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой  системы;

     3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;

     4) проанализировать финансовую политику  Казахстана, ее развитие и современные  направления;

     5) сделать выводы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства

1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства

 

     Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".

     Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н. э)"О доходах Афинской республики".

     У Аристотеля (384-322 гг. до н. э) воззрения в области финансов изложены в работе "Афинское государственное устройство".

     Однако  не всякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям.

     Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления  финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.

     В иерархии (соподчинении) общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть системы общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения - это часть производственных отношений, то есть они являются базисными.

     Процесс воспроизводства осуществляется как  взаимосвязанное и взаимозависимое  сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.

     Степень участия отдельных экономических  категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей степени проявляется  на стадии распределения совокупного общественного продукта.

     Проследить  возникновение финансовых отношений  можно в зависимости от сферы  их функционирования - в первичных  звеньях экономики, то есть в сфере  материального производства - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных финансов.

     Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку  отсчета в воспроизводственном  процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы, соответствующие "с", "v", "m" и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.

     При этом выделяются фонды оборотных  средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению.

     Если  часть стоимости, соответствующая  элементу "с" после реализации продукта, авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т", кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.

     В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения.

     Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений, сборов.

     Так возникают формы финансовых отношений  на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств - государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других.

     В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется  и воплощается в три самостоятельных  фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления.

     В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а  часть потребляется.

     Рассмотренные процессы обуславливают сложное  переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.

     На  основании вышеизложенного можно  сформулировать краткое определение  финансов в следующем виде: финансы  представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

     Госудаpственные финансы являются сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе  госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального стpахования, фонд занятости).

     Понятие "финансовая система" охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан