Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:35, реферат

Описание

Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".

Содержание

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Республики Казахстан.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

1) финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности и их вышестоящих органов;

2) финансы сельскохозяйственных  хозяйствующих субъектов;

3) финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);

4) финансы строительства;

5) финансы связи (в части обслуживания  производства);

6) финансы потребительской кооперации;

7) финансы водного хозяйства;

8) финансы геологоразведочных организаций;

9) финансы других подотраслей  сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы  в финансовой системе определяются ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:

1) финансы жилищно-коммунального  хозяйства;

2) финансы бытового обслуживания  населения;

3) финансы пассажирского транспорта;

4) финансы ряда отраслей (связи  и др. в части непроизводственной  деятельности);

5) финансы здравоохранения и  физической культуры;

6) финансы образования;

7) финансы культуры и  искусства;

8) финансы науки и  научного обслуживания;

9) финансы общественных  организаций;

10) финансы банковско-кредитных  и страховых организаций;

11) финансы коммерческих  и посреднических организаций  (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

12) финансы органов управления;

13) финансы обороны;

14) финансы органов защиты  правопорядка.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера. [3]

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений  и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим  субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой  систему государственного и общественного  аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной  работой в процессе организации  и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев  финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Наряду с понятием финансовой системы, есть еще обобщенное понятие  финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединенно функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности. [4]

2 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА

 

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового  регулирования экономики переходного  периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер  Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Более структурированным выглядит определение данного вопроса  у марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною государства.

Таким образом, в марксистской трактовке  финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований.

Другой экономист И.В. Левчук, подчеркивая  большую роль финансовой политики в  повышении производства, отмечает что  эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и  демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита  в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную  политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики. [5]

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

выработку научно обоснованных концепций  развития финансов. Они формируются  на основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и  производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период; при этом исходят  из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической  политикой, учитываются международные  факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев  определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  создаёт благоприятные условия  для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки  и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым  к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что  она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил  и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению  финансовыми ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Каждая экономическая категория  имеет свою специфику, проявляется  через определенные виды, формы и  методы выражения соответствующих  отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

Термин "механизм" имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.

Финансы органически связаны со всей системой хозяйствования и его  такими составляющими, как планирование, прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы общественных отношений.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан